» » » Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы


Авторские права

Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы

Здесь можно купить и скачать "Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы
Рейтинг:
Название:
Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы"

Описание и краткое содержание "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы" читать бесплатно онлайн.



В книге представлена краеведческая, культурологическая и социально-экономическая характеристика 10 административных округов Москвы. В издании содержится ряд неизвестных и малоизвестных фактов из истории развития столицы, представлены краткие рассказы о жизни и творчестве почти 150 неординарных москвичей. В главах об округах рассказывается об их истории, природе, экологии, экономике, архитектуре и градостроительстве, религиозных центрах, интересных личностях. Книга предназначена для широкого круга читателей, может быть использована при изучении предметов «Краеведение», «Москвоведение» в школах, колледжах, вузах, а также при изучении вузовских курсов «Регионоведение», «Экономическая и социальная география», при разработке маршрутов и проведении экскурсий по Москве, а также в депутатской практике.






Но уже в 1930-е гг. некоторые партийные и советские функционеры начали переосмысливать свое отношение к религии и религиозным центрам. Так, Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин осуждал в 1923, 1933, 1939 гг. снос храмов, их недостойное использование, аресты священнослужителей, проектирование застройки на месте намечаемых к разрушению храмов.

В годы Великой Отечественной войны Сталин сполна осознал позитивную значимость Церкви для страны. В воспоминаниях его дочери Светланы Аллилуевой написано, что в начале Московской битвы зимой 1941 г. Сталин призвал в Кремль духовенство для совершения молебна о даровании победы, просил тайно отслужить в Успенском соборе Кремля молебен о спасении страны от нашествия врагов. Тогда якобы по совету митрополита Сергия И.В. Сталин распорядился, чтобы чудотворную икону Тихвинской Богоматери – защитницу России от внешних врагов – на автомобиле или самолете обвезли вокруг Москвы, чтобы битва с немцами была выиграна. В 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием (И.Н. Страгородским), Алексием (С.В. Симанским), Николаем (Б.Д. Ярушевичем), в результате которой в нашей стране возродилось Патриаршество. Русской православной церкви разрешили открывать храмы и духовные учебные заведения, издавать журнал, для резиденции Патриарха Московского и всея Руси был выделен особняк в Чистом переулке на Арбате. И.В. Сталин осознавал особую роль Русской православной церкви в жизни большинства его соотечественников, но другие религиозные конфессии он не жаловал своим вниманием.

В 1930 – 1960-х гг. ухудшилось отношение к неправославным конфессиям, их центры закрывались. Это объясняли предположением о возможных связях членов неправославных религиозных общин с гитлеровской Германией и странами гитлеровской коалиции, а затем – подозрением об их возможном причастии к деятельности враждебных государств и их служб в России.

В 1970 – 1980-е гг. отношения Советского государства и религиозных организаций стали более лояльными, а с конца 1980-х гг. взаимоотношения государства и религиозных конфессий существенно улучшились. В 1988 г. в церковном и государственном масштабах праздновали 1000-летие Крещения Руси, в 1989 г. отмечали 400-летие учреждения Патриаршества на Руси, а также 1100-летие официального принятия ислама и 200-летие образования Духовного управления мусульман России. Особенно активно процесс нормализации отношений государства и конфессий начался с 1990-х гг. Пришло запоздалое осознание того, что поддержка государства со стороны религиозных структур является своего рода гарантом и предпосылкой для стабильности в стране. Религиозным организациям и их центрам начали постепенно возвращать их исторические владения, недвижимость. Стали возрождаться и расширяться старые и строиться новые религиозные центры. Религиозным организациям разрешили заниматься делами благотворительности и милосердия. Религиозные организации, общины, центры получили статус и права юридических лиц. В 1990 г. был принят новый, но несовершенный закон – «О свободе совести и религиозных объединениях». В 1993 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал распоряжение о передаче религиозным организациям культовых зданий и иного ранее принадлежащего им имущества. Патриарший Успенский собор и другие 6 соборов и храмов Кремля были переданы в постоянное и безвозмездное пользование Русской православной церкви со всеми их движимыми памятниками и утварью, в них эпизодически по особому графику совершаются богослужения. На территории Москвы в ее современных границах в 1917 г. было более 850 действующих храмов и 80 часовен всех вероисповеданий, из них 90 % всех храмов (свыше 765) и 95 % часовен составляли православные. Значительная часть храмов и часовен в советский период была разрушена и закрыта. По сравнению с 1917 г. к 1990 г. было разрушено более половины всех храмов, свыше 30 % религиозных центров было закрыто (в их исторических зданиях разместились светские организации или в них были созданы жилые помещения), только 20 % храмов остались действующими полностью или частично (20 % православных храмов и 19 % инославных и иноверческих).


Успенский собор


В начале 1990-х гг. в Москве стабильно действовали – т. е. регулярно проводились общедоступные богослужения немногим более в 46 православных храмах (действующих часовен не было), 7 центрах старообрядцев, 2 основных центрах протестантов, 1 костеле, 1 армянской церкви, 2 синагогах, 1 мечети, ряде других религиозных центров разных конфессий. Теперь Московская патриархия имеет в Москве более 724 храмов и часовен, из них в 585 регулярно проводились богослужения (2006), действовали 10 старообрядческих храмов, 2 храма Армянской апостольской церкви, 5 мечетей, 5 синагог, 2 костела, несколько центров протестантов разных направлений, 11 проповеднических центров кришнаитов, буддийские и другие религиозные центры. В Москве были возрождены или находятся в стадии возрождения 4 мужских и 5 женских православных монастырей.

В первой половине 1990-х гг. в Москве появились абсолютно новые религиозные организации. Сторонники этих нетрадиционных для нашей столицы и всей России религий стараются создавать свои центры во всех частях города, но особенно активно они действовали в центральной части столицы. Благодаря новому закону (1997) «О свободе совести и религиозных объединениях» возможности для деятельности подобных религиозных организаций резко сузились.

В Центральном округе находятся главные структурные подразделения, а также большинство наиболее крупных и известных храмов Русской православной церкви. В Центральной части Москвы находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (А.М. Ридигер, род. в 1929 г., по происхождению из потомственного дворянского рода Санкт-Петербургской губернии).

В Центральном округе – в Кремле, как уже говорилось, находится Успенский Патриарший собор. В 1325 г. митрополит Владимирский и всея Руси Петр, украинец по национальности (с 1308 г. Киевский митрополит, канонизирован), переселился в Москву, в Кремле он заложил (1326) кафедральный Успенский собор, с тех пор Москва стала фактически церковной столицей Руси. Его преемник (с 1326) митрополит Феогност стал именовать себя митрополитом Московским и всея Руси; Москва стала (XIV в.) официальной церковной столицей Руси прежде всего благодаря митрополиту Петру, указавшему ее особое место среди всех русских городов. Значимость церковной столицы Руси упрочила нравственно-духовную силу Москвы, стала чрезвычайно важной предпосылкой стабильного духовного преимущества Москвы над другими городами Руси, России.


Богоявленский собор в Елохове


Именно из центра Москвы 22 июня 1941 г., т. е. в первый же день войны, сразу после сообщения советского правительства о начале войны митрополит Сергий (И.Н. Страгородский, 1867–1944) обратился ко всему народу страны, ко всем верующим, с патриотическим воззванием. Гораздо позже, только 3 июля, состоялось первое выступление И.В. Сталина по радио после его длившегося с 22 июня молчания. Он явно учел слова обращения к верующим митрополита Сергия. Партийный лидер тех лет впервые говорил с советским народом из Кремля в совершенно необычном для него тоне, взывал к патриотическим чувствам людей. Он обратился к соотечественникам в абсолютно не свойственной ему манере: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!..» – т. е. констатировал, что именно нравственно-духовные силы должны объединить народ и привести его к победе над врагом. В стране в 1943 г. возродилось патриаршество. (На Руси патриаршество было введено в 1589 г., в 1700 г. царь Петр I отменил его; патриаршество было возрождено в 1917 г., когда был выбран патриарх Тихон, но со смертью патриарха Тихона оно было фактически отменено, так как в 1925–1943 гг. был только Местоблюститель Патриаршего престола.)

С начала 1990-х гг. начались принципиальные позитивные и стабильные улучшения в отношениях управленческих светских и религиозных организаций. Как показывают результаты социологических исследований, Русская православная церковь была и остается самой авторитетной организацией в России.

В ЦАО из общего числа религиозных центров резко преобладают православные храмы. Рассказ о каждом из них – исключительно увлекательное занятие (см. «Православная Москва». Справочник действующих монастырей и храмов», книгу П.И. Поламарчука «Сорок сороков» (4 тома), энциклопедию «Москва», мои книги «Духовные светочи Москвы» и «Православные святыни Москвы» и др.). Расскажем здесь только о двух уникальных соборах, расположенных в ЦАО вне Кремля.

Церковь Богоявления, или кафедральный собор Богоявления в Елохове с крестильным храмом Василия Блаженного (более известный нам как Елоховский собор, ул. Елоховская, 15). Село Елох известно с XIV–XV вв., в нем была церковь, в приходе которой родился юродивый Василий, будущий святой Василий Блаженный (1469–1557). Здесь в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Ивановны и при личном содействии ее дяди – царя Петра I была построена каменная церковь. Позже храм и колокольня были перестроены по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. В 1812 г. село Елохово и его храм были разграблены. Очень красива его возведенная в XVII–XIX вв. четырехъярусная колокольня. Именно в этом храме крестили в 1799 г. великого русского поэта А.С. Пушкина. В 1935 г. власти намеревались закрыть собор и оборудовать в нем кинотеатр или создать в нем Музей редких книг (инициатива директора Государственной библиотеки им. В.И. Ленина Е. Розмирович), во 2-й половине 30-х гг. собирались собор снести. После того как снесли Богоявленский храм в Дорогомилове, в храм в Елохове в 1945 г. была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, с 1943 г. Патриарха Московского и всея Руси; в 1944 г. его погребли в Никольском приделе Богоявленского собора. С 1947 г. в Богоявленском соборе находятся святые мощи митрополита Московского Алексия (1298–1379), которые первоначально покоились в Кремле в Чудовом монастыре. В 1928 г. Чудов монастырь разрушили, мощи были перенесены в Архангельский собор Кремля, но Кремль с весны 1918 г. был закрыт для простых людей. По просьбе патриарха Алексия I мощи святого митрополита Алексия вернули Русской православной церкви, в 1947 г. их по разрешению лично И.В. Сталина перенесли в Богоявленский собор. В соборе происходили важнейшие церковные события. С середины 1930-х гг. до ХХI в. собор был Патриаршим.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы"

Книги похожие на "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вера Глушкова

Вера Глушкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вера Глушкова - Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы"

Отзывы читателей о книге "Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.