Шарлотта Робертс - Танец перемен. Новые проблемы самообучающихся организаций

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Танец перемен. Новые проблемы самообучающихся организаций"
Описание и краткое содержание "Танец перемен. Новые проблемы самообучающихся организаций" читать бесплатно онлайн.
Рассматриваемые в книге проблемы не привносятся извне, они – порождение теоретических гипотез и практических подходов, принимаемых людьми как данность; внутренняя, естественная часть процесса глубинных перемен. Эти проблемы могут заморозить любые изменения, если только менеджеры всех уровней не научатся предвидеть их появление и использовать их скрытый положительный потенциал для движения вперед. Например, часто возникающая проблема нехватки времени, которая отражает жесткость рабочих графиков и невозможность выкроить время для новаторских и образовательных инициатив, является превосходным стимулом к перестройке методов организации труда.
Книга содержит описание и таких проблем, с которыми непременно сталкивается каждая стремящаяся к преобразованиям организация, как отсутствие помощи, несоответствие слова и дела, страхи и переживания, распространение передового опыта, конфликт между истинными приверженцами политики реформ и «неверующими» и т. д. С тематикой, посвященной инициативным предложениям, подбору команды реформаторов и им сочувствующих, авторы связывают вопросы лидерства и руководства, обучения, функционирования самообучающихся организаций, перестройки корпоративной культуры.
Собрав группу, составьте полный перечень программ изменений, в которых вы участвуете. В него могут входить развитие новых направлений бизнеса, установка новой компьютерной системы, создание рабочей группы, проведение организационной перестройки, передача определенных работ подрядчикам и профессиональное обучение. Если какая-либо деятельность вызывает сомнение, включите ее в перечень. Теперь просмотрите его. Может быть, каждый пункт по отдельности в нем и хорош, но, скорее всего, их здесь слишком много. Займитесь упрощением списка с помощью объединения разных программ. Выберите три-четыре самых значительных, а остальные попробуйте «подверстать» к ним.
Здесь стоит использовать матрицу результативности (см. главу 3).
СТИЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙВообразите, что ваш начальник спрашивает, какого вы мнения о некоем важном решении. Вы напрягаетесь и выдаете лучший ответ, на который способны. Начальник вас внимательно выслушивает, и вы польщены тем, что участвуете в ответственном процессе, а позднее выясняете, что решение было принято еще до этого. Вас обвели вокруг пальца – создали иллюзию, что с вашим мнением считаются.
Ну, и как вам нравится такая ситуация? Большинство людей после подобного открытия становятся подозрительными. Вас одурачили и не восприняли всерьез.
Если вам зададут похожий вопрос в следующий раз, вы, вместо того чтобы честно ответить, начнете вычислять, какое решение уже принято. В итоге люди тратят массу энергии на разгадку всевозможных хитросплетений, что должно защитить их достоинство и сохранить их лицо, но никак не относится к общему делу.
Чтобы не доводить ситуацию до подобного абсурда, руководитель любого уровня должен четко понимать, кто и как принимает решения. Ниже приводится классификация стилей принятия решений[33].
Приказы не обсуждают. «Что ж, господа, вот проблема. Вот решение. Вот что вам следует делать. Приступайте к работе». Начальник обладает всей полнотой власти и принимает решения единолично.
Приказы приходится аргументировать. «Вот проблема. Вот решение. Вот почему я решил именно так. Теперь – за дело». Начальник по-прежнему обладает всей полнотой власти, но чувствует себя обязанным хоть как-то объяснять свои решения, не приглашая людей к обсуждению.
Приказ обкатывают на подчиненных. «Вот проблема. Вот мое решение. Что вы о нем думаете?» Если подчиненные приведут убедительные контраргументы, начальник откажется от этого решения и через некоторое время предложит для обкатки другое.
Руководитель заинтересован в совете. «Вот проблема. У меня нет готового решения. Есть кое-какие идеи, но сначала я хотел бы послушать вас». Начальник внимательно выслушивает подчиненных и в какой-то момент говорит: «Стоп. Мне нравится предложение Джо. Именно так мы и поступим».
Мы вместе принимаем решения. «Вот проблема. Давайте-ка вместе думать и решать». Процесс выработки общего понимания требует большего времени, искусства общения и зрелости коллектива. Полезно обозначить временные границы: «У меня только три недели. Если к тому времени мы не достигнем согласия, нам придется голосовать». В конце такой процедуры каждый, включая начальника, может с чистым сердцем заявить: «Меня выслушали. Мои аргументы поняли, и я буду от души защищать это решение».
Если вы, подобно мне, верите, что люди с бо́льшим энтузиазмом станут выполнять те решения, в принятии которых они участвовали, можете двигаться в этом направлении, но самое главное – избегайте двойственности. Ознакомьте своих людей с возможными стилями принятия решений и объявите: «Если кто-то сомневается в нашем стиле принятия решений, спросите у меня. Я скажу правду». Теперь всякий раз, как вы огласите некое решение, подчиненные смогут задать вам вопросы: «Этот приказ обсуждается или нет? Мы принимаем решение вместе? Чем мы занимаемся?»
Иногда вы понимаете, что решение вами уже принято, но тем не менее интересуетесь мнением подчиненных. В таких случаях скажите: «Я хочу обкатать на вас это решение».
Быть может, вы еще не приняли решение. Тогда говорите: «Мне нужен ваш совет».
А возможно, вы хотите просто оповестить сотрудников о новой ситуации. Здесь подходит формулировка «Довожу до вашего сведения». Людям нравится знать, в каком, собственно говоря, мире они живут. Если это не подлежащий обсуждению приказ, им не придется ломать себе голову над тем, как лучше поступить в такой ситуации (в чем есть определенные преимущества), а если их приглашают поучаствовать в принятии решения, это тоже отлично, потому что человеку нравятся груз ответственности и чувство соучастия. Лидеры, использующие такую простую классификацию стилей решений, утверждают, что их коллективу это экономит от 20 до 30 % времени, не говоря уже о нервной энергии.
Такой подход помогает избегать неприятных осадков в душе (глава 7).
ЗАГЛЯНИТЕ В СВОЙ КАЛЕНДАРЬВыпишите на листке бумаги элементы своего представления о себе, своей инициативной группе и организации. Затем добавьте еще одну строчку «Пусто». Теперь откройте календарик с вашими планами на два ближайших месяца. По каждому из запланированных мероприятий подберите наиболее близкий по смыслу элемент и поставьте в соответствующей строке галочку. Если мероприятие не соотносится ни с чем, поставьте галочку в строке «Пусто».
Какой процент мероприятий попал в строку «Пусто»? Если больше 30–40 %, то вы тратите свое время на второстепенные дела. Что можно сделать, чтобы избавиться хотя бы от части таких дел?
ОЦЕНИТЕ СВОИ ПРИОРИТЕТЫНа одной стороне листа бумаги напишите сверху: «Как вы считаете, на что я обращаю слишком много внимания?» На обратной стороне, также сверху, напишите: «Как вы считаете, на что я обращаю недостаточно внимания?» Дайте такой листок каждому из членов своей группы и попросите их быть честными в своих оценках. Соберите ответы, внимательно прочтите и попробуйте изменить поведение. Многие мои клиенты говорят, что это упражнение помогает экономить время.
«РАЗУМНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ» (ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕБЯ)• От каких обязанностей я хотел бы избавиться и переложить их на кого-либо другого? Чем мне не стоило бы заниматься?
Вы, например, можете заявить подчиненному: «С сегодняшнего дня вы подписываете счета не до $5000, а до $50 000. Приходите ко мне только с теми вопросами, расходы по которым превышают этот предел». Договоритесь, что для начала новый порядок принимается только на три ближайших месяца. Если что-то пойдет не так, вы сможете вернуться к прежнему порядку.
• Какие вопросы я мог бы контролировать менее внимательно? Когда я был еще молодым менеджером в муниципалитете Сан-Диего, мой начальник настаивал, чтобы я подавал ему на подпись все требующие оплаты счета. Потом я предложил ему: «Джон, вы подписываете даже самые мелкие счета, и мне иногда с какой-нибудь мелочовкой приходится ждать по три дня, пока у вас найдется на это время. Давайте я буду сам решать вопросы, когда суммы меньше $50 000».
В этом случае также стоит установить трехмесячный испытательный срок. Если все пойдет как следует, и вы, и ваш начальник сможете сэкономить кучу времени.
Тот же начальник научил меня еще одному полезному приему. Как-то он оставил меня вместо себя на несколько дней, а вернувшись, спросил, почему в некоем случае я принял именно такое решение. Я объяснил свою логику. Он не стал со мной спорить, а только поинтересовался: «А ты попытался представить, как бы я поступил в этой ситуации?»
Пришлось признать, что мне этот вопрос даже не приходил в голову, а если бы пришел, то я, пожалуй, принял бы иное решение.
Когда он впоследствии оставлял меня за старшего, я всякий раз пытался сообразить, какое решение принял бы он в той или иной ситуации. Я не всегда действовал в его стиле, но при этом мои решения оказывались более сознательными и зрелыми. Вспоминая то время, могу сказать, что, пожалуй, именно этот прием в наибольшей степени помог мне научиться действовать самостоятельно, а к тому же мы оба экономили массу времени.
4. Минимальное вмешательство[34]
Наилучшее использование ограниченных ресурсов времени инициативной группы
Шерри Иммедиато (корпорация Heaven & Earth, Inc.)
Мы попросили опытного консультанта по организационному обучению Шерри Иммедиато рассказать, как компании могут достичь наибольших результатов при имеющихся ресурсах, т. е. исполнить свой профессиональный долг.
Последние семь лет я занималась преимущественно теми организациями, которым в силу высоких притязаний приходилось принимать непростые решения, и при этом они располагали небольшим капиталом и практически нулевым запасом свободного времени. За эти годы я поняла, насколько замечательная вещь минимальное вмешательство, когда ты рассчитываешь свои усилия таким образом, чтобы при наименьших усилиях и издержках получить максимальные результаты. Но при этом очень легко упустить из виду основные приоритеты организации. Предлагаемые ниже четыре метода помогут вам верно концентрировать свое внимание.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танец перемен. Новые проблемы самообучающихся организаций"
Книги похожие на "Танец перемен. Новые проблемы самообучающихся организаций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шарлотта Робертс - Танец перемен. Новые проблемы самообучающихся организаций"
Отзывы читателей о книге "Танец перемен. Новые проблемы самообучающихся организаций", комментарии и мнения людей о произведении.