Александра Арестова - Музыкальное развитие леворукого ребенка
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Музыкальное развитие леворукого ребенка"
Описание и краткое содержание "Музыкальное развитие леворукого ребенка" читать бесплатно онлайн.
Монография представляет собой методическое пособие, в котором впервые в музыкальной педагогике рассмотрена специфика музыкального развития леворуких детей. При этом музыкальное обучение рассматривается как оптимальное средство художественного развития левшей и универсальное условие их щадящей адаптации к окружающему миру. Автор показывает динамику музыкального развития этой группы детей, содержание их обучения, дает инструментально-технологические и репертуарные рекомендации.
Монография предназначена для педагогов и психологов, занимающихся музыкальным обучением детей, как помощь в индивидуализации педагогических методов и приемов в музыкальном воспитании и обучении детей с любой ведущей рукой, в том числе учеников со скрытой леворукостью.
А. Ю. Арестова
Музыкальное развитие леворукого ребенка
Монография
© А. Ю. Арестова, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Посвящается Елене Андреевне Бодиной, доктору педагогических наук, профессору
К истории вопроса
Исследование вопроса музыкального развития леворуких детей продиктовано повышением количества леворуких людей во всем мире и неразработанностью содержания, методов и форм работы с ними, в том числе в музыкальном обучении. Особенности леворуких людей мало изучены, неизвестна также и причина появления леворукости у человека. Проблемы, связанные с этим явлением, стали изучаться только в XX в. Это объясняется тем, что возникновение леворукости, как правило, обусловлено наследственными причинами, для изучения которых потребовались открытия в биологии и медицине, развитие генетики.
В современном мире насчитывают по разным источникам от 8 до 30 процентов левшей, к этим данным необходимо прибавить некоторое количество людей со скрытой леворукостью. Некоторые исследования показывают увеличение количества леворуких людей. Это хорошо заметно среди школьников и студентов, так как сейчас нет тенденции к переучиванию леворуких детей. Педагогическая практика свидетельствует о постоянном увеличении числа подобных учеников и нерешенности проблем, вызванных доминированием левой стороны тела. В данном исследовании сделана попытка собрать, проанализировать и обобщить факты, связанные с обучением левшей музыке и предложить некоторые рекомендации по содержанию работы с ними.
Для понимания значимости изучения проблем леворуких детей в музыкальной педагогике, надо учитывать факт, что практически весь инструментальный репертуар написан для праворуких исполнителей – на любом инструменте ведущая роль в технике исполнения отдана правой руке. Если писать, рисовать, даже сочинять музыку можно левой рукой, то при музыкальном исполнительстве левше приходится приучать тело к несвойственной нагрузке на правую сторону. Сейчас в индивидуальном порядке можно заказать рояль с клавиатурой наоборот или гитару с перетянутыми наоборот струнами. Но, во-первых, для подавляющего количества детей в рамках дополнительного образования это пока невозможно, а, во-вторых, чтобы прийти к такому решению, надо в любом случае какое-то время поучиться на стандартном инструменте.
Проблема обучения левшей ставит не только педагогические, но и этические вопросы. Например, способны ли все леворукие дети научиться играть на музыкальных инструментах? К сожалению, до сих пор бывают случаи отказа от инструментального обучения по причине леворукости ребенка. Нередко ошибки именно этического плана тормозили развитие науки, которая ближе всех стоит к тайне появления леворукости – генетики. Так, евгенистические попытки улучшения природы человека, предпринимавшиеся в начале XX в. и в 1930-е гг., имели крайне нежелательные социальные и научные последствия. Например, по данным Н. П. Бочкова, по этой причине в ГДР исследования по генетике человека были возобновлены только в начале 70-х гг. XX в.
В нашем исследовании мы опираемся на этику толерантности, которая исходит из гуманистических представлений о непреходящей ценности различных достоинств человека, в том числе отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных различий.
Художественная культура занимает особое место в контексте проблем толерантности. Основы гуманистической философии (философия М. С. Кагана, философия образования В. С. Гершунского, философия воспитания Б. Т. Лихачева) предполагает раскрытие проблем гуманистического представления о мире как источнике искусства, гуманистического представления о человеке, гуманистического представления о ребенке и такого же представления о приобщении детей к искусству (Б. П. Юсов). В данной работе обучение леворукого ребенка музыке рассматривается через призму гуманистических ценностей, которые присущи демократическому обществу в принципах «активного ненасилия», «недискриминации», «свободы выбора».
Изучение проблем, связанных с леворукостью, сдерживали не только этические ошибки. Так, на генетику в XX в. оказывалось идеологическое давление. В 20-е гг. в СССР уровень генетических исследований был очень высок. В стране работала целая плеяда корифеев – Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, Ю. А. Филипченко, Н. В. Тимофеев-Рясовский, С. Н. Давиденков. Но их идеи оказались «неудобными» для мичуринской науки, объявившей этих ученых создателями реакционной теории наследственности, направленной против материалистической теории развития. Согласно постулатам материалистической биологии считалось, что наследственностью живых организмов можно управлять через ассимиляцию новых условий. Т. Д. Лысенко в своей работе «Агробиология» (1948 г.) писал, что наследственность – это эффект концентрирования воздействий условий внешней среды, ассимилированных организмами в ряде предшествующих поколений. Тем не менее, «менделисты-моранисты», как называла их официальная наука, отрицали влияние условий жизни на изменчивость органических форм и искали причины изменчивости во внутренних факторах, заложенных в самом организме. Внешние условия, считали они, могут лишь усиливать или ослаблять имеющуюся изменчивость. В эпоху доминирования материалистической эволюционной теории Дарвина эти идеи были обречены. Но без них сложно было объяснить, почему у праворуких родителей появляется леворукий ребенок, почему при одинаковом обучении во все времена оставались люди, которые могли писать только левой рукой.
Положение о роли среды и наследственности в формировании личности было впервые сформулировано русскими учеными Ю. А. Филипченко и Н. К. Кольцовым еще в 20-е гг. XX в. Развитие наследственных признаков они считали следствием результата взаимодействия наследственной конституции и внешней среды: нет таких признаков, которые бы абсолютно зависели бы от наследственности или только от среды.
Изучению левшевства мешают и демографические проблемы. Одними из методов изучения наследования признаков человека в медицинской генетике являются близнецовый и популяционно-статистический методы. Близнецовый метод позволяет оценить степень наследственности и факторов внешней среды. Популяционно-статистический метод заключается в исследовании признаков в больших группах людей, различающихся по наследственным характеристикам или условиям наследственных факторов в антропогенезе, роль генотипа и внешних факторов в наследственности в разных географических зонах или разных популяциях. Уменьшение рождаемости приводит к уменьшению возможности проведения исследовательских работ по генетике на более широком материале. Миграция населения и смешение рас приводит к появлению совершенно новых генотипов. По прогнозам генетиков, пройдет 40 поколений (считается, что у человека поколение в среднем длится 25 лет) и все нации смешаются [49]. Возможно, эта тенденция повлияет на количество леворуких.
Наука не стоит на месте, ее открытия способны повлиять на понимание явления леворукости. Прежде считалось, что определить доминирующую сторону тела можно в возрасте трех-четырех лет. Оказалось, сделать это возможно гораздо раньше. Питер Херпер из Центра исследования поведения эмбрионов Королевского университета в Белфасте (Великобритания) изучил тысячу изображений зародышей, полученных с помощью ультразвукового сканера. Им было от 10 до 15 недель. Затем он познакомился с детьми, в которых те превратились, и выяснил удивительные закономерности. Все зародыши, созревающие в утробе, тянут ко рту и сосут «лапку», словно медведи в берлоге. И, как правило, сосут правую – так поступают 9 зародышей из 10. Однако некоторые сразу же предпочитают левую. В итоге получается, что первые поголовно становятся правшами, а вторые – левшами. Херпер считает, что «ручной перекос» возникает от асимметрии в развитии спинного мозга, поскольку в 10–15 недель в голове у зародыша мозг находится еще в самом зачаточном состоянии. Но потом, по мере созревания и зародыша, и мозга, асимметрия «впечатывается» в голову. Поэтому леворукость – не простое преимущественное владение одной рукой, а отражение работы мозга [31].
Развитие музыкальных и музыкально-творческих способностей детей невозможно без учета особенностей их мышления и выявления ведущей стороны тела, ведь леворукие дети имеют отличное от праворуких распределение психических функций между правым и левым полушариями мозга. В настоящее время предъявляются одинаковые требования по программе и нагрузке как для праворуких, так и для леворуких детей. Более того, массовое музыкальное образование направлено на обучение праворуких учеников. Специфика леворуких детей не учитывается. Эффект подобного обучения – частый отказ левшей от музыкального образования в начальной школе, проблемы с освоением программы обучения у детей в подростковом возрасте.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Музыкальное развитие леворукого ребенка"
Книги похожие на "Музыкальное развитие леворукого ребенка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Арестова - Музыкальное развитие леворукого ребенка"
Отзывы читателей о книге "Музыкальное развитие леворукого ребенка", комментарии и мнения людей о произведении.