Александр Станюта - Сцены из минской жизни (сборник)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Сцены из минской жизни (сборник)"
Описание и краткое содержание "Сцены из минской жизни (сборник)" читать бесплатно онлайн.
В произведениях Александра Станюты «Минская любовь», «Сцены из минской жизни» воссозданы обстоятельства, настроения и общая атмосфера жизни 1950-х и начала 1960-х годов нашей столицы.
Литературные очерки «Лица и образы» представляют интерес для профессиональных филологов, литературоведов, поскольку отражают взгляд автора на современную и классическую литературу.
Книгу завершают интервью автора известным белорусским журналистам.
– Адмирала Кузнецова недаром сняли с командования флотом.
Бом! Бом! Мы узнаем этот неспешный, глубокий, круглый бой часов, плывущий из другой комнаты.
– Офицеры приглашают дам!
Пластинки, радиола, а потом приемник, а потом за пианино девушка Димы Федорика, сестра Володи Карпа, через два года жена Димкина. Женя Мищенин исполняет:
Это школа Соломона Скляра,
Школа бальных танцев, вам говорят,
Два шаги налево, два шаги направо,
Два впирот и два назад…
Мы все подпеваем:
Тетя Соня, не вертите задом,
Это ж не пропеллер, вам говорят,
Два шаги налево, два шаги направо,
Два впирот и снова взад.
Саша на верху блаженства:
– Какой ты молодец, что взял меня сюда!
– А где ты взяла такое платье? Спина до пояса открытая.
– В польских журналах были выкройки. В «Кобете» или в «Пшекруе». А сшила Гита Ибрагимовна, у нас в поселке. Она всегда мне шьет.
– Ты в этом платье вся как голая.
– Так только для тебя… Ну что ты опять делаешь?.. Уже вот смотрят… ненормальный.
– А красное? Что было на тебе, когда ходили на Вертинского?
Гасит улыбку:
– И когда ты все испортил. Так это платье тебе нравится? Только не сходи с ума опять.
Авелян хочет с ней потанцевать.
– Да, я давно заметила.
– А он ниже тебя. Стесняется.
– Я постараюсь быть пониже. Пусть бы пригласил.
– Пойдешь вприсядку? Чтобы только не обидеть, не дай бог. Русская добрая душа.
– Не заводись. Он, правда, симпатичный.
– Только на тебя и смотрит.
– Робеет бедненький.
– Как кролик…
– А я удав, да?
– Нет.
– Удав, с которым ты где хочешь, там и делаешь что тебе нужно. Даже в театре.
Карп вдруг командует:
– Слушать меня! На берег! Строем!
Кто-то его поддерживает:
– На воздух!
– На волю! В пампасы!
Мы вываливаемся в теплый темный вечер. Отец Карпа стоит в дверях:
– Вовка, вы много выпили! Я вызову машину.
– Папа, никаких машин! Мы будем близко, в парке Горького.
Переходим улицу Фрунзе.
– Полный вперед!
– Право на борт!
Мы в парке. Пусто, редкие желтые фонари.
Саша тихо спрашивает:
– Этот ваш Авелянчик маленький, он тоже где-то в морском училище?
– В летном. Будет гражданским летчиком. Воздушным извозчиком.
– Правда?
– Будет тебя возить по небесам. И на Луну.
– А мне и здесь неплохо. Только вот мама заставляет школу окончить, а там смертельная тоска.
– Сколько ты кончила?
– Девять классов. Больше не хочу.
Справа впереди планетарий. Дальше и вниз.
– Комната смеха. Помнишь ее? Я тебе объяснял тогда.
– Я помню, помню. Смотри, свет и милиция.
– Это по вечерам их пункт. Дежурят.
Кто-то из наших дам громко декламирует Маяковского:
– Моя милиция меня бережет!
Идем вперед по главной аллее. Упираемся в Сталина над клумбой с цветами. И все наши мореходы вдруг бросаются к клумбе, выдирают цветы с комьями земли и подкидывают их вверх, к голове, к груди Сталина. А тот как смотрел вперед, поверх всех нас, так и смотрит, усатый, без фуражки, в кителе и в сапогах, в каком-то распахнутом длинном плаще, накинутом на плечи, а может, фронтовой плащ-палатке. Он стоит неколебимо на кубе каменном, а этот куб стоит на квадратном цветнике.
Летят на Сталина цветы, комья земли. Саша смеется.
– Хороните второй раз? Тихо стоит себе несколько лет…
Крик все веселее и все громче.
– Да здравствует учитель всех народов!
– А на кого же ты нас покинул, отец?!
– Ура всемирному вождю!
Саша жалеет цветы:
– Не рвите так! Тут же анютины глазки и настурции! И львиный зев…
Вдруг сверху милицейские свистки.
Все мигом убегают, исчезают. От комнаты смеха топочут сапоги, фонарики светят в глаза, и милиционеры уже рядом с нами.
Саша вздыхает горестно:
– Ну, вот и все.
Сержант с язвительной улыбкой:
– А вы не убежали. Почему?
– Чего бежать? Мы с ней ничего такого не делали.
Саша бросается на поддержку:
– Да, в чем мы виноваты? Вы видели? Можете доказать, да?
Сержант смотрит на своего напарника, а тот на лейтенанта. Он, видно, главный тут:
– Кричали, безобразничали ночью… разрушали парковое сооружение. Оскорбляли память… памятник.
Саша с улыбкой:
– Ах, оскорбляли? Цветами, да?
– Кто были те, что убежали? Назовите!
Мы молчим.
– Ну, назовите!
– Она не знает. Это мои знакомые.
– Так называйте их. И домой идите.
Молчим.
– Тогда пройдемте. Ну, давайте!
Проходим в комнату смеха, но со служебного входа. Тесная каморка. Столик, застланный красным сукном, черный телефон, диванчик, пара стульев. Яркая лампочка на голом шнуре.
И начинается.
Вопросы и вопросы. Слава богу, на Сашу не смотрят.
Фамилия, имя и отчество. Дата рождения. Адрес. Место работы или учебы. Родители. Где они работают?
Один выспрашивает и записывает. Другой звонит по телефону, сверяет адрес и фамилию. Саша чуть слышно:
– В адресный стол звонит.
Входит сержант.
– Ну что? Машину вызываем? Повезем?
– Не дозовешься. Нет у них машины. А какие у вас есть документы?
Саша шепчет:
– Отдай им, если есть. Отдай.
На удивление, паспорт в кармане пиджака.
Лейтенант внимательно листает.
– Вы, девушка, кто ему приходитесь? Жена? – ухмылка наглая, развязанная. – В паспорте он еще холостой… Ладно, идите пока. Вызовут. Паспорт останется у нас.
Саша так просто не уйдет:
– А все-таки, товарищ лейтенант, что же он сделал? Сделал бы, так убежал бы.
– Он у вас почти трезвый. Если не сделал ничего, пусть назовет нам тех.
– А что ему грозит? По-честному…
– Если от нас передадут в суд…
– Господи, в суд?
– Так ведь нарушение общественного порядка. Пять суток.
– Пять суток где?
– На Володарского. В тюрьме.
Автобусы уже не ходят. На Круглой площади зеленый глаз такси.
Она обхватывает, прижимается, целует.
– Я рада! Вырвались! Не бойся, паспорт возвратят. Я освобожу тебя от этой мути. Что-нибудь придумаю. Позвоню.
И уезжает. Ее такси делает круг почета вокруг монумента в середине площади.
Проспект пустой. Нет ни машин, ни людей… В какой-то фантастике было, как на Марсе человек сидит в кресле-качалке посреди шоссе и читает книгу… Настроение хуже некуда. Она сказала, что-нибудь придумаю. Сама? Или со своим милицейским обожателем, этим больным страдателем по ней?
Опять, опять…
Если б удалось всю эту муру сейчас послать куда-нибудь подальше…
XXI– Шура, я тебе паспорт принесла.
– Да-а?..
– И ничего не думай там такого. Я же догадываюсь, что ты думаешь. Клянусь тебе, я не пошла на это. Хотя все к этому и шло. Он почти на колени становился, если честно. Даже жалко стало.
– И что?
– Придумал, что приметил меня еще лет 14-ти в Магадане, сам верит, что добивался перевода сюда, ждал, когда подрасту. Темнит, не разберешь. Смотрит и как ощупывает всю. Может, больной какой? И я тогда..
– Что ты тогда? Ну, договаривай. Все-таки пожалела его?
– Боюсь его еще сильнее. На все готов. Злой на весь свет. Особенно за Сталина, что вот его так опускают…
Она рассматривает фотокадры заграничных фильмов на доске анонсов в кино «Победа».
– Давай посмотрим «Марти». Это американский?
– Да.
На контроле тетка в облезлой кацавейке обрывает края наших билетов.
Мы в полутемном вестибюле. Пахнет уборной, табачным дымом. Налево, в темном тупике две двери, М и Ж, они полуоткрыты. Направо просторное фойе, люстры сеют желтый свет, сияют высокие окна на Комсомольскую улицу, диваны под ними, кресла давно заняты. А прямо, как только минуешь контролершу, напротив, у стены, стоит высокий и суровый Сталин, покрашенный под бронзу, смотрит на всех входящих.
Саша говорит:
– Там, в Магадане, тоже такой Сталин стоял в кино «Горняк».
Усевшись, она тесно прислоняется. Берет конфету из кулька. Находит мою руку, держит обеими своими вместе с кульком.
Знакомый запах ее духов, скорее всего, «Ландыш». Знакомый запах шоколадных «мишек» и вина. В буфете было и шампанское, но взяли бутылку ее любимого кагора. Она довольна всем на свете, поглядывает на белый экран.
Свет плавно уменьшается. Сначала хроника, «Новости дня». Куда-то паровоз летит, звезда на его круглом передке все больше, больше. Льют сталь или чугун. Плотина Днепрогэса. Чукчи на собаках в тундре. И лавровый венок, огромный, с маленькой головкой Ботвинника, мирового чемпиона шахмат.
– А Марти это кто? Такой мужчина? – она нетерпеливо ждет свое американское кино.
– Мужчина, да. Марти зовут.
– Есть Марта, слышал? Женское.
– Это от вашего Восьмого марта.
– Ах, как остроумно.
Марти оказывается симпатичным малым, продавцом в мясной лавке. Ему, наверное, уже под сорок. Тюхтяй, тяжеловат, хотя и без живота, выше среднего роста, темноволосый, волосы зачесаны назад, густые, с пробором и набриолинены.
Он возвышается за своим прилавком в белом переднике, в белой рубашке с галстуком. Он улыбается покупателям, с каждым перекидывается парой-другой слов. Он всех и давно знает в этом нью-йоркском квартале, а они знают его.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сцены из минской жизни (сборник)"
Книги похожие на "Сцены из минской жизни (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Станюта - Сцены из минской жизни (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Сцены из минской жизни (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.