Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 1
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 1"
Описание и краткое содержание "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 1" читать бесплатно онлайн.
Этот учебник создан по авторской программе В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского «Русская литература XIX—XX веков (для 10—11 классов общеобразовательных учреждений)» и входит в единый комплект учебников для 10 и 11 классов.
В первой части учебника для 10 класса раскрывается литературный процесс в России первой половины XIX века, прослеживается возникновение и развитие литературных традиций.
Учащимся предлагаются разноуровневые вопросы и задания, темы сочинений и рефератов, аннотированные списки дополнительной литературы.
В комплекте с настоящим изданием выпускаются учебная хрестоматия критических и литературоведческих материалов, методическое пособие для учителя и «Обучающие тесты» (авт. Е. Э. Беленькая, Е. А. Ланцева. М., 2006).
Да, Лиза (подобно Вертеру) поступила неверно, как нехорошо поступил и Эраст. Но главное для Карамзина в другом: в том, что и он, и она, пускай в разной мере, прислушивались к голосу собственного сердца, были чувствительными, приближались к «таинству натуры» (хотя потом и удалялись от него). А значит, вопрос об «аде» или «рае» для них не стоит. Их души соединятся на небе. Как? Где? Автор не знает. Да ему это и неинтересно знать. Главное, что он, как всякий человек, исповедующий культ сердца, не нуждается в нормативной морали. Он нуждается в другом – в утонченных переживаниях, в сочувствии, в сострадании.
Недаром повесть его названа не «Лиза и Эраст» (так назвал бы свое сочинение любой «правильный» писатель предшествующего поколения), а «Бедная Лиза». Вслушайтесь, вдумайтесь: в названии явственно звучит голос самого рассказчика, присутствует его сочувственная интонация.
И по-другому быть не могло. Ведь «Бедная Лиза» не только повествует о несчастной любви крестьянской девушки, но и подробно говорит о переживаниях самого автора, рассказывающего эту историю своим читателям.
Запомни литературоведческие терминыГерой; готический роман; жанр; литературная мистификация; литературный процесс; образ; пейзаж; путешествие (как жанр); повесть; предромантизм; рассказчик; сентиментализм; символ; сюжет.
Вопросы и задания1. Что такое эпоха Просвещения? Каковы ее хронологические границы? Каких представителей этого направления европейской мысли вы знаете из курсов истории и литературы?
2. Какую роль в европейской литературе конца XVIII века играет жанр романа, и в частности роман в письмах?
3. Вспомните сюжет книги Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (1719). Перечитайте то место из дневника Робинзона, когда он сразу после кораблекрушения размышляет о своем положении и взвешивает «плюсы» и «минусы» создавшейся ситуации. Чего больше в этом отрывке: рациональных рассуждений или эмоций? Почему?
4. Самостоятельно прочитайте последнее, предсмертное письмо Вертера к Шарлотте из книги И. В. Гёте «Страдания молодого Вертера». Проанализируйте его.
5. Какие художественные и смысловые открытия подарил европейской культуре сентиментализм?
6. Почему именно «Бедная Лиза» Карамзина заложила основание новой русской прозы?
7. В чем принципиальное отличие рассказчика в «Бедной Лизе» от традиционного образа повествователя?
8. Обратите внимание на то, какой эпитет использует Карамзин, описывая Симонов монастырь: «…готические башни». Свяжите этот образ с тем, что вы уже знаете о готическом романе. Может ли повесть XVIII века, в начале которой используется такой эпитет, иметь счастливый финал? Постарайтесь обосновать свою точку зрения.
9. Сопоставьте финал романа И. В. Гёте «Страдания молодого Вертера» с финалом «Бедной Лизы». В чем их сходство, в чем различие?
Задания повышенной сложности1. Прочтите роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Проанализируйте письмо XI (часть 6) от господина де Вольмара, посвященное смерти Юлии, сопоставьте его с письмом Вертера к Шарлотте, выявите общие сентименталистские мотивы.
2. Прочтите Посвящение к «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Обратите внимание на слова, начинающиеся на «со» (со-страдание, со-чувствие), свяжите позицию рассказчика с принципами сентиментализма. Прочтите первые пять глав «Путешествия…» и сопоставьте образ рассказчика у Радищева с образом рассказчика в «Бедной Лизе» Карамзина.
Задания для письменной творческой работы1. Перечитайте повесть Пушкина «Станционный смотритель» и напишите сочинения на следующие темы:
– Образ повествователя у Пушкина и Карамзина;
– Образы главных героев у Пушкина и Карамзина (по произведениям «Станционный смотритель» и «Бедная Лиза»).
Наши задания и наводящие вопросы помогут вам легче справиться с работой. Сравните названия, начало и финал двух произведений. Есть ли у Пушкина описание пейзажа? Почему карамзинский повествователь часто бывает на могиле у своего героя, а пушкинский – только один раз? Проследите, называет ли Пушкин Самсона Вырина отцом. Есть ли уверенность у читателя, что судьба Дуни сложилась удачно именно с Минским? Почему?
2. Напишите собственный отрывок из «сентиментального романа в письмах», посвященный впечатлениям от летнего отдыха. Какие события вы положили в основу своего «письма», пришлось ли вам что-нибудь выдумывать или реальные события прошедшего лета смогли стать материалом вашего произведения?
Рекомендуемая литература• Всемирная литература (от зарождения словесности до Гёте и Шиллера). Энциклопедия для детей. М., 1998.
Справочник излагает жизненный и творческий путь зарубежных писателей и дает представление о литературном процессе, который, в свою очередь, включен в общекультурный контекст каждой конкретной эпохи.
• Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. М., 2003.
Этот словарь – учебная книга нового типа. В нем содержатся статьи о жизни и творчестве писателей разных стран и эпох.
• Зорин А. Л., Немзер А. С. Парадоксы чувствительности: H. М. Карамзин «Бедная Лиза» // «Столетья не сотрут…»: Русские классики и их читатели. М., 1989.
В статье не только проанализирован текст повести, но и показано, как ее сюжет, образы ее героев повлияли на русскую литературу XIX века.
• Русская литература XVIII века. Сентиментализм. М., 2003. (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
Кроме произведений русских писателей-символистов в книге помещены подробная вступительная статья и комментарии.
Романтизм. Истоки русской поэзии
Русские писатели конца XVIII века и предромантическая эпоха
Итак, завершился XVIII век. Столетие великих надежд на всесилие человеческого разума и страшных разочарований в нем, робкой веры в чувствительность и разуверений в ней, век революций и контрреволюций. Какой будет новая эпоха? Что принесет с собою? Об этом задумывались лучшие русские писатели последней четверти XVIII века, с творчеством которых вы уже познакомились в предыдущих классах.
Оду «Осьмнадцатое столетие» написал Александр Николаевич Радищев (1749—1802), возвращенный Павлом I из сибирской ссылки в столицу (1797) и впоследствии (1801) приглашенный молодым либеральным императором Александром I к сотрудничеству:
Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех…
…Ах, омоченно в крови, ты ниспадаешь во гроб…
И хотя финал стихотворения, как и полагается в философской оде, был торжественно-оптимистическим, тем не менее его основной тон был трагичным до безысходности. Радищев словно предчувствовал, что не сумеет вписаться в новый поворот истории, что жизнь его скоро оборвется, и не мог скрыть от читателя свой страх перед будущим.
А Гаврила Романович Державин (1743 —1816), один из самых крупных русских поэтов XVIII столетия, в 1801 году сочинил стихотворение «Снигирь» памяти великого полководца Суворова, который последние годы жизни провел в опале, не угодив Павлу I:
Что ты заводишь песню военну,
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.
Суровая, воинственная, торжественная звукопись отличает эти стихи: «ч», «п», «m», «cm», «гд», «хр», «гр», «грб» – сочетания взрывающихся звуков создают атмосферу тревожную и величественную одновременно. Ритм – колеблющийся, как сомкнутый военный строй на параде. Очень сложная рифмовка: два последних стиха одной шестистрочной строфы рифмуются с двумя последними стихами другой строфы. Между ними – зияние, провал, пропасть, вроде тех пропастей в Швейцарских Альпах, которые умел преодолевать лишь военный гений Суворова. И за всем этим – горькая интонация прощания. Прощания не только с Суворовым, но и со всей грандиозной эпохой, которую тот для Державина олицетворяет и которой поэт всецело принадлежит:
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов,
С горстью россиян все побеждать?..
…………………………………….
Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, снигирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами! – что воевать?
«Нет теперь в свете мужа столь славна…» Неуместна «бранна музыка», лиры новых поэтов издают «томный вой», державинская муза «днесь» (то есть сегодня) «не забавна». Державин, подобно Радищеву, предвидит, что вместе с новым столетием наступает новое время культуры. И сознает, что им, писателям предшествующего поколения, людям совсем не старым (а подчас и вовсе молодым – Карамзину в 1801-м было всего 35 лет), трудно будет найти отклик у читателя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 1"
Книги похожие на "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 1"
Отзывы читателей о книге "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.