» » » Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России


Авторские права

Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России

Здесь можно купить и скачать "Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Алгоритм»1d6de804-4e60-11e1-aac2-5924aae99221, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России
Рейтинг:
Название:
Оптина Пустынь. Духовный оазис России
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4438-0817-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оптина Пустынь. Духовный оазис России"

Описание и краткое содержание "Оптина Пустынь. Духовный оазис России" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена знаменитым великим старцам и малоизвестным подвижникам Оптиной Пустыни. Повествование охватывает разные периоды истории российской обители: и время ее возрождения в начале XIX столетия, и «золотой век» Оптинского старчества, и предгрозовую пору разорения и запустения. Во все эпохи своего существования Оптина была и осталась тем святым, благодатным местом, которое по праву называют духовным оазисом России. Здесь искали молитвенного благословения Гоголь, Достоевский, Толстой…






Батюшке Амвросию было всего лишь 34 года – а но всему видно, что уже прочили его в старцы. И, конечно же, дело не только в формальном назначении: таково было изволение Верховного Архипастыря и Владыки мира – быть Амвросию Оптинскому духовным руководителем душ человеческих на пути к вечному спасению.

Поручая духовному окормлению о. Амвросия некоторых из братии, старец Макарий в то же время знакомил его и с боголюбивыми посетителями обители, искавшими оптинского наставничества. Вот так и попали Александра Николаевна и Феодор Захарович Ключарёвы, а позднее – и их домочадцы, в круг забот и попечений о них преподобного Амвросия Оптинского.

Молодой еще тогда послушник Феодор Попов (будущий игумен Феодосии, настоятель Перемышльского Лютикова монастыря) оставил нам краткое описание скитской келии батюшки Амвросия в эти первые годы его старчествования. В келии все было весьма просто: в переднем углу – несколько икон, около двери висели ряса и подрясник с мантией, далее – кровать с постланным на ней холщовым, набитым соломой тюфяком и такой же подушкой. А под коечкой – корзина-плетушка, служившая, вероятно, неприхотливому новоначальному старчику чем-то вроде комода или сундука для шерстяных чулок да фланелевых рубашек, в коих болезненный батюшка всегда имел крайнюю нужду.

* * *

Из разных оптинских источников попытались мы установить, когда впервые Ключарёвы появились в Оитиной. Возможно, еще до совместного их водворения у стен монастырских, на гостином дворе, они и порознь навещали гостеприимную обитель, но уже в 1850-х годах супругов видят вместе, да еще и с малолетним сыном и бабушкой его (т. е. матерью то ли Александры Николаевны, то ли Феодора Захаровича, но о ней нигде больше никаких упоминаний нет). Архимандрит Агапит (Беловидов), оптинской святости мудрый хранитель – составитель жизнеописаний великих старцев, указывает и на причины, побудившие к этому переселению: «Цель их [Ключарёвых] была та, чтобы поступить в монашество, – отцу в Оптину Пустынь, а матери с малюткой и старушкой жить или тут же при обители, или в Белёвском женском монастыре. Но так как развязка таких лиц с миром была для них очень тяжела, и потому преимущественно на первых порах требовали они особенного участия старца Макария, то, вероятнее всего, по этим причинам старец поручил их попечению о. Амвросия, как человека более свободного».

Потому-то и стал посещать их батюшка едва ли не каждый день на гостином дворе, где они занимали отдельный небольшой флигель[42]. Это те самые постройки, за северными вратами монастыря, которые частично сохранились до наших дней (на территории нынешнего поселка Оптино). На старинных литографиях (в частности, известного петербургского художника П. Бореля) запечатлены, к сожалению, только отдельные здания этого обширного когда-то монастырского гостиничного комплекса. На одной из таких причудливых картинок заприметили мы трогательную подробность: по дороге от леса направляется в сторону гостиниц… крошечная лошадка с седоком в возке! И вспомнился некий случай с батюшкой Амвросием в пору его начального духовничества в отношении Ключарёвых, поселившихся на гостином дворе. Рассказал об этом о. Агапит (Беловидов).

«Господа Ключарёвы, видя, с каким усердием посещает их добрый о. Амвросий и с какою заботливостью входит в их положение, и зная его слабенькое здоровье, для облегчения его стали посылать за ним лошадку. Запрягут, бывало, в барский экипаж одну лошаденочку и посылают в скит за о. Амвросием. Понятно, одна лошадь не могла быстро везти такую тяжесть. И вот случалось иногда, – пока о. Амвросий доедет до назначенного места, старец Макарий успеет придти туда пешком. Увидит о. Амвросия и опять шутливо скажет: «Амвросий, Амвросий! Хлеб у меня отнимает». А иногда среди разговора с близкими, к случаю, скажет: «Отец Амвросий вас не бросит». Но вот об этой езде о. Амвросия на гостиницу в экипаже узнал смиренный настоятель, подвижник, о. архимандрит Моисей[43]. Не в монашеском духе показался ему этот поступок о. Амвросия. Нужно заметить, что мудрый настоятель имел обыкновение обличать отцов и братии в чем-либо неблаговидном или монашески неприличном большею частию тонкими намеками. На этот раз в то самое время, как ехать о. Амвросию на гостиницу, он вышел на ту самую дорогу, пролегающую среди леса, и стал в стороне задом к дороге. Показался экипаж. Старец-настоятель, как стоял задом к дороге, так и оставался в этом положении, пока проехал мимо него о. Амвросий, как будто ничего не видал и все что-то копался палочкой в кустах[44]. Совесть подсказала о. Амвросию, что настоятель находит поступок его неблагоприличным, и с тех пор он стал ходить на гостиницу по-прежнему пешком, с обычным своим на плечах мешком».

* * *

Надворный советник и тульский предводитель дворянства Феодор Захарович Ключарёв был в тоже время и почетным гражданином богоспасаемого града Козельска, потомственным благотворителем Оптиной Пустыни. (В скитском храме св. Иоанна Предтечи еще в начале XX века можно было видеть в алтаре, на престоле, в специальном стеклянном футляре небольшое, в сребропозлащенном окладе Евангелие с изображением по центру «Моления о Чаше» – дар Ф.З. Ключарёва.) Как мы уже знаем, незадолго до кончины старца Макария (1860 г.), по его благословению и своему взаимному согласию, супруги Ключарёвы решились переменить мирскую рассеянную жизнь на монастырскую. Пожив некоторое время в гостиничном домике, Феодор Захарович, в этот последний год земной жизни своего первого старца, вступает 19 января[45] 1860 года в число братства оптинского скита. Далее из послужного списка этого скитянина мы узнаем, что 30 января 1864 года он принял рясофор, а в мантию его постригут несколько позднее при следующих обстоятельствах. В декабре 1870 года о. Феодор, находясь по делам в своем тульском имении, заболел. Больного его привезли в Оптину и в скиту постригли в монашество. И хотя здоровьем он поправился, по «умом был к житейским попечениям совершенно как младенец».

Своеобразным памятником пребывания Ф.З. Ключарёва в скиту остался выстроенный им на свой копи деревянный домике мезонином, так называемый «ключарёвский корпус». На первом этаже размещались братские келии, а на втором – скитская библиотека. (Долгое время историческая оптинская постройка была занята экспозицией Козельского краеведческого музея.)

Незадолго до смерти, 14 марта 1872 года, монах Феодор (Ключарёв) принимает постриг в великую схиму – с сохранением все того же имени, данного ему во святом крещении. По неизвестной нам причине его, скитянина, почему-то погребают не на скитском Кладбище, а на монастырском.

Монахиня Амвросия (Ключарёва), в имении которой – Шамордино – была создана женская обитель

* * *

Что же происходило во все это время с его благочестивой супругой – Александрой Николаевной Ключарёвой? После водворения Феодора Захаровича в скиту она обосновывается в Белёвском Крестовоздвиженском женском монастыре, чтобы быть поближе к Оптиной и иметь возможность чаще пользоваться советами и наставлениями старцев – сначала о. Макария, а потом и о. Амвросия. Кстати, в монастырских летописях есть свидетельство, что именно этот старинный русский городок, Белев, расположенный в 45 верстах от Оптиной, посетил однажды о. Амвросий. А так, по болезненности и занятости своей он никуда, во все время жительства в монастыре, не ездил – да и в этот единственный, раз отправился в путь за послушание по поручению старца Макария.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Другое написание: Пешношский.

2

Предыдущий, перед о. Авраамием, настоятель Оптиной Пустыни.

3

Старо-Голутвинский монастырь в г. Коломне.

4

Из рода Желябужских – целый ряд благотворителей и храмоздателей Оптиной Пустыни. Среди сохранившихся памятников монастырского некрополя – надгробие с могилы болховского помещика Л.И. Желябужского, духовного сына великого Оптинского старца Льва (Наголкина). Этот благодетель обители здесь же принял монашество и погребен был рядом со своим духовным наставником.

5

Расположен на острове Коневец в Ладожском озере.

6

Несколько южнее; келия осталась за пределами скита, а потом была перенесена за ограду – как «памятник».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оптина Пустынь. Духовный оазис России"

Книги похожие на "Оптина Пустынь. Духовный оазис России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Зоя Афанасьева

Зоя Афанасьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России"

Отзывы читателей о книге "Оптина Пустынь. Духовный оазис России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.