» » » Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России


Авторские права

Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России

Здесь можно купить и скачать "Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Алгоритм»1d6de804-4e60-11e1-aac2-5924aae99221, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России
Рейтинг:
Название:
Оптина Пустынь. Духовный оазис России
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4438-0817-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оптина Пустынь. Духовный оазис России"

Описание и краткое содержание "Оптина Пустынь. Духовный оазис России" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена знаменитым великим старцам и малоизвестным подвижникам Оптиной Пустыни. Повествование охватывает разные периоды истории российской обители: и время ее возрождения в начале XIX столетия, и «золотой век» Оптинского старчества, и предгрозовую пору разорения и запустения. Во все эпохи своего существования Оптина была и осталась тем святым, благодатным местом, которое по праву называют духовным оазисом России. Здесь искали молитвенного благословения Гоголь, Достоевский, Толстой…






Простите! Более сего писать не имею сил. Остаюсь навсегда благожелательным богомольцем вашим.

А.

24 июня.

3

Любезное мне писание ваше получил я и с приятным удовольствием сердца прочитывал несколько раз; благодарю вас, матушка, за любовь вашу ко мне и за искренность, за что спасет вас Господь Бог! Утешаюсь тем, что вы находитесь в руках Божиих, и, по слову святого Давида в 90-м псалме, утешаюсь еще и тем, что более не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему и проч.; а посему не унывай, а на Бога уповай!

Благодарю вас за искреннюю заботу вашу о любезных родных ваших, коих положение нынешнее действительно сожалительно, ибо посреди сетей многих они ходят; но когда и вас Господь сохранил, то силен и их сохранить от всех сетей ловящих; посему вкупе помолимся о них Господу Богу, да не введет их во искушение; а притом буду стараться и я, сколько Бог поможет мне, полезным быть для них.

Теперь припомню вам прошедшее. Не напрасно я уже давно, – когда еще и не был знаком с вами, – желал знать о вас. Когда же пришел час воли Божией быть мне у вас, то вначале целую толпу бесов встретил я, с бранью воспрещавших вход, но Господь разогнал их; и хотя я сам многогрешен и недостоин спасать других, но Господь Бог, по велицей милости своей к вам, избрал меня, недостойного, орудием к тому быть, чтобы поспешить к изведению вас из глубокой пропасти (что было предварительно открыто во сне служанке вашей), и когда бы отсрочили исход[39] ваш еще до года или более, то Бог весть, чего бы не встретили. Мне история ваша последних двух лет пребывания вашего в родительском доме столь много и ясно раскрыта, что без сердечного содрогания вообразить не могу! Не зная прежде о ней, не напрасно советовал я вам молиться святой мученице Иустине-девице, ибо тогдашнее положение ваше много было похоже на ее, о чем недавно я узнал, и от всей души благодарил Бога со слезами, что святая душа ваша избавилась от сети ловящих ее! А что осталась при вас болезнь (от той причины или от другой), о том нисколько не смущайся, новая страстотерпица Христова, но благодушно, благодарно и всепокорно переноси оную, ибо ее ради спасешься ты и Царствия Божия наследницею будешь. Когда вы по слабости здоровья не можете наравне с прочими ни трудиться, ни молиться, ни поститься, – то надобно же Богу чем-нибудь тебя спасти. Посему будь, друг мой, благонадежна. Мы с тобой и лежачи на боку спасемся за молитвы о нас святых; ибо когда и единого святого молитва много может помочь, а как все святые примутся о нас с тобою молиться, то без всякого сомнения Царство Небесное наше будет.

Простите и не оставляйте помнить помнящего о вас всегда в молитвах богомольца вашего, многогрешного Антония.

2 октября.

* * *

Судя по письмам старца Антония, которые в Оптиной Пустыни были «сообщены в подлиннике» самой девицей Р., этот достопамятный в его духовнической практике случай произошел в 1864 году, буквально за год до кончины батюшки, – когда он проживал на покое в оптинском Иоанно-Предтеченском скиту. И свидетельства иеромонаха Климента (Зедергольма), и сам текст писем дают возможность установить местопроживание подвергшейся искушению девицы: произошло это где-то близ Оптиной Пустыни, скорее всего, в соседнем Козельске («А вечером того же дня… о. Антоний… посетил это семейство…»).

Город Козельск Калужской губернии


Что же касается некой «Т-ской девичьей обители», в которую удалилась девица, то об этом старец дает конкретное указание во 2-м своем письме: «Вы находитесь под покровительством Матери Божией и угодника Ее (коего мощи почивают в обители)». По-видимому, речь идет о Богородицко-Тихоновском Тюнинском монастыре, расположенном в двух верстах от г. Задонска, где почивают (в мужской обители) мощи святителя. Именно этот «девичий монастырь» упоминает старец Антоний в одном из писем к своим благодетелям: он посетил там своих духовных чад за год до случая с Р. (1863 г.).

Праведные отроковицы Ключарёвы – духовные чада преподобного Амвросия Оптинского


Вступление

Поскрипывают на ветру вековые узловатые липы, поздняя осень разметала по прозябшим газонам кружевные, цвета пожухлой охры, с дерев облетевшие листья, первая изморозь оросила гранит кладбищенских старинных надгробий. Священный, тишиной повитый уголок благословенной земли оптинской! Монастырское кладбище – на небольшом пространстве между Введенским и Казанским храмами, на площадках у церковных алтарных стен.

Некое замечательное русское семейство, которому мы посвящаем ныне наши признательные воспоминания, образовало в этом безмолвном уделе свой фамильный некрополь: стояли в ряд когда-то два белых больших памятника и два маленьких – ни один из них до нас не дошел, но сохранился по соседству пятый, с которого, собственно, 130 лет назад все и началось. Темно-розовое гранитное надгробие с черными блестящими подпалинами, чуть истертая, но еще хорошо различимая выбитая на постаменте надпись: «Под сим памятником погребено тело жены губернского секретаря АЛЕКСАНДРЫ НИКОЛАЕВНЫ КЛЮЧАРЁВОЙ, скончавшейся с упованием на милосердие Божие 8 мая 1872 года на 25 году от рождения». В столь юных летах упокоившаяся Александра Николаевна оставила двух новорожденных малюток, которых избрал Господь на такое дивное служение, что даже краткость прожитой ими земной жизни не стала помехой к созиданию райских обителей для жизни вечной.

Где и кого погребали в обители

Представьте себе, что в достославной Оптиной Пустыни находили упокоение не только потрудившиеся и отошедшие в свой час к праотцам монастырские иноки и доживавшие здесь на покое насельники из других обителей. Еще с древних времен много было похоронено в Оптиной и дворянских семей, и купеческих. Оказывается, и ближайшие мирские соседи, козельчане, облюбовали эти широко раскинувшиеся надмогильные липовые сени, о чем свидетельствует следующий факт.

В 1774 году жители города Козельска подали духовному начальству просьбу об отведении им в Оптиной Пустыни кладбища, но им было в этом отказано, а определено погребать внутри монастыря только знатнейших лиц и благодетелей обители, по усмотрению ее настоятелей. Так сформировались целые семейные захоронения: Брюзгиных, Воейковых, Камыниных, Чичериных, Челищевых и многих других, чьи имена запечатлелись на каменных плитах и памятниках.

Оптинский некрополь простирался от храма преподобной Марии Египетской и до Казанского собора, а за ним, ближе к ограде, в давние времена погребали странников, скончавшихся в обители, а также похищенных смертью внезапно вблизи монастыря: «умерших несчастною кончиною от зверей или приплывших к обители утопленников».

Известно нам также и о том, что за монастырским садом, окружавшим обитель с юго-восточной стороны, устроено было в 1858 году так называемое новое кладбище, под которое отвели часть леса, вплотную подступавшего к Оптиной. Причина сего позднейшего устроения была проста. Между Введенским собором и церковью преподобной Марии Египетской прежде располагалось общее братское кладбище, но росла в многолюдстве обитель – отходили в вечность отцы и братия наши, утесняя друг друга паузкой полоске земли, усеянной могильными крестами. Вот и поведено было погребать здесь только старшую братию, а для младшей, для случайно умерших богомольцев и странников оборудовали новое пристанище с маленькой церковкой во имя Всех Святых строения 1864 года. Совсем недавно расчистили оптинцы ее старые кирпичные фундаменты, дополнили новой кладкой и водрузили памятный крест – кладбищенскую церковь начали восстанавливать.

Ключарёвы: бабушка и дедушка

Они были богатыми тульскими помещиками, благочестивыми и щедродательными, особенно тяготея в своих пожертвованиях ко святым близлежащим обителям, среди которых Оптина Пустынь сияла несказанным радостным светом. Сюда, к великому старцу Макарию, устремлялись сердца единодушных супругов Ключарёвых – Александры Николаевны[40] и Феодора Захаровича[41]. Но старец постепенно угасал, немощи телесные подтачивали древо его жизни. Так что еще задолго до исхода он препоручил припадавшую к нему чету другому духовнику – на ранней заре его будущей всероссийской славы.

В связи с этим достоин нашего внимания следующий случай, занесенный и Летопись оптинского скита (запись от 19 августа 1846 года): «В понедельник, в шесть часов пополудни пожаловал в Оптину Пустынь Калужский Преосвященный Николай, который, проведши два дня в занятии делами, 22 числа служил в Козельске литургию, а 23 в седьмом часу пополудни изволил посетить скит…» Вот здесь-то, можно сказать, и было положено начало, с официального благословения владыки, духовничеству батюшки Амвросия. Именно он в тот достопамятный вечер служил всенощное бдение в скитской Иоанно-Предтеченской церкви. Бдение кончилось в десятом часу, все скитские братия провожали Преосвященного до святых врат скита. Чудная была ночь: повсюду царила глубокая тишина, а с лазури небесной приветливо глядела полная луна, обливая тихим серебристым светом безмолвный скит и окружающий его гигантский лес. Архипастырь обратился к сопровождавшему его о. Амвросию (Гренкову): «А ты, отец Амвросий, помогай старцу Макарию в духовничестве – он уже стар становится. Ведь это тоже наука, только не семинарская, а монашеская». Заметим, что сказано это было Преосвященным не случайно: настоятель обители игумен Моисей (Путилов) и духовник монастырский иеромонах Макарий (Иванов) предварительно попросили владыку о том.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оптина Пустынь. Духовный оазис России"

Книги похожие на "Оптина Пустынь. Духовный оазис России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Зоя Афанасьева

Зоя Афанасьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Зоя Афанасьева - Оптина Пустынь. Духовный оазис России"

Отзывы читателей о книге "Оптина Пустынь. Духовный оазис России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.