» » » » Л. Михайлова - Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие


Авторские права

Л. Михайлова - Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Л. Михайлова - Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая справочная литература, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Михайлова - Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2423-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Пособие знакомит студентов с религиозными традициями иудаизма, христианства и ислама – трех монотеистических религий, являющихся неотъемлемой частью мировой культуры. Целью этого пособия является попытка создания целостного образа, отражающего суть, основу вероучения и культовой практики, культурообразующую значимость и аксиологическую направленность этих религий.

Учебное пособие предназначено для студентов МПГУ, изучающих религиоведческие дисциплины «История религии», «История и теория религии», «Религиоведение», «Мировые религии».






Мишна («повторение учения») – древнейшая часть Талмуда, содержащая записи устных религиозных правил и предписаний. Согласно иудейским представлениям, на горе Синай Моисей получил не только пять книг, но и устные, тщательно разработанные законы и постулаты веры. Эта, так называемая «Тора в памяти», передавалась из уст в уста от пророков к мудрецам, от учителей к ученикам, пока не была записана в Мишне.

В I в. до н.э. появилась Мишна ришона (первое повторение Закона), от нее сохранились фрагменты, а полная Мишна была составлена около 200 г. н.э. раввином Иегудой Ханаси. Название, вероятно, связано с тем, что эти правила первоначально повторялись для заучивания наизусть. Книжники учили в специальных академиях, при синагогах или при храме. Их беседы обычно были краткими, в форме афоризмов. Слушатели старались запомнить их изречения и только иногда прибегали к записям.

Состав Мишны:

1. Посевы (Зраим) – 11 трактатов о земледелии.

2. Праздники (Моэд) – 12 трактатов о субботе и праздниках.

3. Жены (Нашим) – 7 трактатов о законах брака и развода.

4. Ущерб (Нэзикин) – 10 трактатов гражданского и уголовного права.

5. Святыни (Кодашим) – 11 трактатов о храмовой службе, жертвоприношениях и ритуальном убое.

6. Чистота (Тахорот) – 12 трактатов о законах ритуальной чистоты.

Толкование текстов, а затем и комментирование толкований к этим текстам – неотъемлемая часть религиозных и национальных традиций евреев. На протяжении нескольких столетий раввины иудейских академий обсуждали, комментировали, детализировали и уточняли положения Мишны. Одновременно с этим продолжалась работа и по толкованию самого Священного писания. Результатом этой разносторонней комментаторской деятельности стала Гемара (окончание).

Толкование считалось необходимым, так как слова могут иметь двойственный смысл, а высказывания могут быть противоречивыми. Основные правила для изъяснения Закона были сформулированы известным раввином I в. до н.э. Гиллелем. Например, если в Писании встречались два противоположных утверждения, Гиллель предлагал считать их истинными в равной степени. Толкователь же должен суметь в самом Писании отыскать основания для комментариев, снимающих это противоречие.

Гемара существует в двух вариантах – Иерусалимском и Вавилонском. Обе редакции Гемары содержат абстрактные и практически-прикладные пояснения к текстам Мишны и ее дополнениям, анализируют способы логического построения рассуждений, обосновывают неразрывность связи между Торой и Мишной, и кроме того, содержат немало отдельных притч, легенд и сказок. Обе Гемары охватывают практически все темы второго, третьего и четвертого разделов Мишны. В Вавилонском варианте нет толкований первого раздела Мишны, а в Иерусалимском – пятого. Совсем немного комментариев относится к шестому разделу.

В целом, Талмуд содержит в сжатом виде то, что явилось результатом многовековых дискуссий иудейских книжников. Поэтому противоречивые тексты Талмуда крайне трудны для чтения, а закрепленные иудейской традицией правила изучения Талмуда обязательно включают в себя не только усвоение сути талмудической аргументации, но и специальное рассмотрение отдельных слов, фраз и сентенций, содержащихся в Талмуде.

В иудейской традиции Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства, кодексом религиозно-этических правил и руководством в повседневной жизни. Со временем значительная часть предписаний Талмуда стала практически неосуществимой. Сегодня иудеи стараются соблюдать те требования Талмуда, которые регламентируют основные правила религиозной, гражданской и семейной жизни.

Контрольные вопросы

1. Как называется Священное писание в иудаизме? Как образовано такое название?

2. Какие идеи содержатся в первой книге Библии?

3. Какие периоды можно выделить в библейской истории?

4. В какой книге Библии изложены 10 заповедей?

5. Какие идеи служат лейтмотивом пророческих книг?

6. Какие книги и почему объединены в раздел «Писания»?

7. Какую роль в иудаизме играет Талмуд?

Глава 4

Традиции и обряды

Традиции и обряды, постоянно воспроизводимые в повторяющемся ритме праздников, ритуальных установлений и памятных дней, превращают священную историю и абстрактную религиозную идеологию иудаизма в живую систему, определяющую ход мыслей и чувств, мотивацию решений и поступков каждого иудея на протяжении всей его жизни.

В традициях и обрядах иудаизма реализуется связь между сакральным (от лат. sacer – священный) словом Бога, обращенным к избранному народу и сакральным действием, подтверждающим преданность народа Богу. В иудаизме служение Богу неразрывно связано с выполнением множества традиционных установлений и обрядовых правил, зафиксированных в талмудических толкованиях Торы и охватывающих все стороны жизни правоверного иудея. Каждое ритуальное действие должно ассоциироваться с определенными историческими событиями и моральными ценностями, составившими фундамент иудаизма. Не случайно человека, исповедывающего иудаизм, называют «шомер мицвот», то есть «соблюдающим заповеди» (а не «верующим», как принято в христианстве), так как вера в понимании иудаизма не может существовать вне исполнения обрядовых установлений.

Скиния – Иерусалимский храм – Синагога

Проследив историческую последовательность смены священного места, где осуществлялись ритуальные действия иудеев, можно увидеть, как своеобразно отражаются в традициях и обрядах ключевые моменты мифологизированной иудейской истории.

Первое сакральное место встречи божественного и человеческого определено, согласно иудейской традиции, самим Богом и зафиксировано в текстах Ветхого Завета. Закон, данный Моисею на Синае, определяет и то, какой должна быть скиния (от греч. skene – шалаш, шатер), хранящая «ковчег завета». В последствии древняя скиния, сопровождавшая иудеев в их скитаниях, сменяется Иерусалимским храмом, после разрушения которого особое значение приобретает дом молитвы – синагога (греч. – собрание).

Скиния – это переносной шатер для богослужения, изготовленный по велению Моисея во время странствия евреев по пустыне. В нем священники совершали культовые жертвоприношения. О возведении и назначении скинии Моисею сообщил Бог: «Это – всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою» (Исх. 29:42). Скиния была разделена завесой на две части: «Святое Место», где находились семисвечник, алтарь и стол для «хлебов предложения», и «Святая Святых» с «Ковчегом Завета». Именно в этой части походного святилища, согласно иудейским представлениям, пребывал Яхве. Знаком его присутствия, как утверждали иудейские предания, была «Слава Божья» (Шехина), являвшаяся в виде огненного облака ночью и в виде облака дыма – днем. Перед скинией находился жертвенник и чаша для ритуальных омовений. Скиния выступала своеобразным символом всей Вселенной, а первосвященник, единственный человек, обладавший правом входа в «Святая Святых», олицетворял собою весь народ Израильский. Об этом свидетельствует, в частности, символика одеяний первосвященника, главной частью которых была нагрудная пластина с 12 драгоценными камнями, обозначавшими 12 «колен» избранного народа.

По своему устройству скиния, походное святилище, в котором поклонялись и служили Яхве, вполне соответствовала тем обрядам и предписаниям, которые были изложены в Торе и предназначались для кочующего народа, не имеющего своей собственной территории, своей страны, своих городов и постоянных домов.

С возникновением единого Иудейского царства буквальным и символическим центром богослужения стал построенный царем Соломоном Иерусалимский храм Яхве. (Впоследствии, существовавшие одновременно с Иерусалимским храмом места жертвоприношения всячески принижались и истреблялись.) В едином государстве для служения единственному «истинному» Богу был предназначен единственный храм. Несмотря на свои внушительные размеры, Иерусалимский храм, по сути, был той же скинией, только воспроизведенной в камне. Внутреннее устройство в точности повторяло походное святилище, и даже богослужения оставались в прежнем виде, только значительно увеличилось число священников Иерусалимского храма. Священническая традиция восходит к временам Моисея, когда впервые упоминаются священники, избранные Богом для проведения культовых действий. Ими стали брат Моисея Аарон и его сыновья (Исх. 28), а затем отданные им в подчинение левиты (потомки колена Левия) (Чис. 3:6). Священство стало передаваться левитами по наследству. Они не имели права владеть землей, а их обязанностью стало руководство всей деятельностью, связанной с религией: наставления в вере, ее толкование, организация и проведение обрядов и ритуалов, присмотр за храмом и т.д. Появление жреческих родов способствовало выработке Жреческого кодекса, сложившегося еще до пленения. Возникла и священническая иерархия, упорядоченная во времена жреца Ездры и просуществовавшая вплоть до разрушения второго храма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие"

Книги похожие на "Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Михайлова

Л. Михайлова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Михайлова - Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.