» » » » Л. Михайлова - Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие


Авторские права

Л. Михайлова - Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Л. Михайлова - Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая справочная литература, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Михайлова - Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2423-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Пособие знакомит студентов с религиозными традициями иудаизма, христианства и ислама – трех монотеистических религий, являющихся неотъемлемой частью мировой культуры. Целью этого пособия является попытка создания целостного образа, отражающего суть, основу вероучения и культовой практики, культурообразующую значимость и аксиологическую направленность этих религий.

Учебное пособие предназначено для студентов МПГУ, изучающих религиоведческие дисциплины «История религии», «История и теория религии», «Религиоведение», «Мировые религии».






Эта же тема настойчиво повторяется в насыщенных фантастическими образами апокалиптических видениях Даниила, самое яркое из которых – «видение четырех зверей». Даниил так повествует о своем пророческом видении: «Четыре ветра небесных боролись на великом море, четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан. 7:2–3). Первый – лев с орлиными крыльями, второй зверь был подобен медведю с тремя клыками, третий зверь был подобен барсу с четырьмя головами и четырьмя крыльями. Наконец, настала очередь четвертого зверя, еще более страшного и ужасного, чем предыдущие: с железными зубами, десятью рогами, сокрушающего и пожирающего все вокруг себя. Звери эти обладают огромной властью, но и эта власть, и сама их жизнь оказываются временны. Даниил истолковывает образы четырех зверей как символы четырех царств, «восставших от земли». Но все эти царства ждет гибель и разрушение, и только царство «святых Всевышнего» будет вечным. Более поздняя иудео-христианская традиция интерпретировала четырех зверей как четыре царства языческого мира – вавилонское, персидское, македонское и римское – самое сильное и страшное, но, также как остальные, обреченное на гибель.

В апокалиптических главах книги Даниила получает дальнейшее развитие ветхозаветный образ Мессии – «сына человеческого», грядущего идеального царя-помазанника; явственно выражена вера в неизбежность Страшного суда, воскресение праведников и воцарение их в царстве Божьем. Это откровение Даниилу о последних временах в соответствии с традиционной трактовкой апокалиптических видений, считается сокровенной тайной, время открытия которой еще не пришло: «А ты, Даниил, сокрой слова эти и запечатай книгу эту до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится видение» (Дан. 12:4).

Позднее, во времена создания собственно христианской литературы, многие темы и мотивы из книги Даниила вновь зазвучат в апокалипсисах, и прежде всего, в Откровении Иоанна Богослова – эсхатологическом завершении в ряду новозаветного канона.

Несмотря на канонически закрепленный состав и порядок расположения библейских книг, в эпоху раннего Средневековья в иудейском обществе находились в обращении различные варианты и многочисленные переводы Священного писания. Работа по установлению точного библейского текста была осуществлена в VII–IX вв. так называемыми масоретами (от древнеевр. «масора» – традиция, предание) – хранителями иудейской традиции. Масореты установили строгий порядок переписывания Танаха: расположение отдельных глав, количество стихов и глав в каждой книге и во всей Библии.

Определенные проблемы в процессе закрепления масоретского канонического текста были связаны с особенностями древнееврейской письменности, фиксирующей только согласные звуки. Огласовка гласными на письме никак не отражалась и передавалась устно от поколения к поколению. Для того чтобы сохранить библейский текст от каких бы то ни было искажений не только при переписывании, но и при чтении, масореты разработали систему специальных значков для передачи гласных звуков, ударений, интонаций и других особенностей речи. Было сосчитано количество букв в каждой книге, все слова, все знаки, общее число букв в Торе и т.д., – что должно было практически исключить возможность каких-либо ошибок. Таким образом, был окончательно утвержден состав иудейской Библии, получившей название «Масоретской».

Вместе с тем, целый ряд пользующихся авторитетом книг по разным причинам был отвергнут иудейским каноном. К их числу относятся вторая и третья книги Ездры; книга Товита; книга Иудифи; Премудрости Соломона; Премудрости Иисуса, сына Сирахова; Послание Иеремии; книга Варуха и три книги Маккавейские. Православная и католическая Библии содержат эти, так называемые второканонические книги, а в протестантской Библии, так же как в иудейском каноне, этих книг нет. Поэтому Ветхий завет в православной Библии состоит из 50 книг, в католической – из 45, а в протестантском варианте – из 39 книг.

Талмуд

Особое место в еврейской литературе занимает Талмуд (евр. «ламейд» – изучение). Это общее название книг, составлявшихся иудейскими законоучителями на протяжении I–V вв. Основным способом изложения было комментирование писания применительно к всевозможным жизненным ситуациям. Талмуд представляет собой пестрое собрание религиозно-этических, социально-экономических и правовых норм, художественных произведений, практических и научных сведений. На основании выраженных в общем виде законов Торы, талмудическая традиция формулирует 613 повелений и запретов, призванных регламентировать все стороны жизни иудея.

На первый взгляд Талмуд кажется хаотичным нагромождением искусственно соединенных эпизодов, дискуссий и изречений. В действительности же он обладает внутренней логикой ассоциативных переходов от одной темы к другой, что является одной из характерных особенностей всей ближневосточной литературы. В талмудических текстах тесно переплетаются две составляющие: галаха (закон, образ действий, обычай) – законы и предписания, регулирующие жизнь верующего иудея во всех ее аспектах, и агада (сказание, легенда) – мифы, исторические и псевдоисторические предания, сказки, притчи.

Галаха, или Мидраш-Галаха представляет собой правовую традицию, связанную с религиозным уставом. В ней собраны детали обрядов, согласованных с днями, праздниками и обстоятельствами, дополненные некоторыми мыслями о вере и жизни, что делает книгу похожей скорее на юридический, чем на вероучительный документ. Туда вошли и новые, по сравнению с временами Пятикнижия, законы, имевшие утилитарный характер.

Галаха складывалась на протяжении веков, являясь живой традицией. В Средние века ведущие ученые-раввины выработали целую систему ответов на вопросы, возникающие у изучающих Талмуд. Постоянное увеличение количества раввинистической литературы привело к необходимости систематизации Галахи. Этим занимались в XI в. раввин Исаак Алфази (он составил первый кодекс), в XIII в. Маймонид (книга «Повторение Торы»), в XIV в. раввин Иаков бен Ашера (труд «Четыре ряда») и наконец, в XVI в. раввин Иосиф Каро, создавший свод законов Галахи «Накрытый стол» (Шулхан Арух).

Агада обширный комментарий библейского текста, представляющий собой повествовательную традицию. Это история, отражающая основные моменты иудейской религии. В ней тесно переплетаются элементы народной мудрости, научных знаний, этики и теоретического богословия. Практически все толкования Писания строятся на материале Агады с небольшими вставками Галахи. Истории, записанные в Агаде, часто ярко, художественно оформленные, рассчитаны на сильное эмоциональное воздействие. В отличие от юридического, в определенной степени безличного характера Галахи, в Агаде находит отражение живой личностный дух ветхозаветного учения. О характере агадических повествований можно составить представление по некоторым отрывкам из Талмуда: «Рабби Ханина бен Иди сказал: Почему слово Торы уподобляется воде, как написано: «Жаждущие! Идите все к водам» (Исайя 55:1)? Чтобы показать, что как вода покидает высокие места и идет в низкие, так и слово Торы покидает высокомерных и остается со смиренными» (Таанит, 7а).

«Император спросил рабби Йегошуа бен Ханания: «Что придает вашему мясу, которое вы готовите по субботам, такой аромат?» Он ответил: «У нас есть пряность под названием Шабат, которая, если ее положить в мясо, дает такой аромат». Император сказал: «Дай мне немного этой пряности». Он ответил: «Пряность действует у того, кто соблюдает Субботу, и не действует у того, кто не соблюдает» (Шабат, 119а).

«Зачем человек был создан в пятницу? Затем, что, если он слишком захочет повелевать, ему бы сказали: мошка была сотворена перед тобой» (Санхедрин, 38а).

Наиболее ранней частью Талмуда является Мишна («изложение» Учения), состоящая из 63 трактатов («массехет»), объединенных в шесть разделов («седер»). Позднее, когда Ветхий завет и Мишна стали объектом дальнейшего комментирования новыми поколениями толкователей, была создана Гемара («окончание», «завершение»). Вслед за отдельными параграфами Мишны стали располагать соответствующий текст Гемары. Существуют два варианта Гемары. В зависимости от того, какая Гемара присоединяется к Мишне, различают два варианта текста Талмуда – Иерусалимский, созданный в начале IV в. в среде палестинских таннаев («учителей») и Вавилонский, изданный в Месопотамии около 500 года. Последний по объему больше Иерусалимского на треть и считается более авторитетным.

Мишна («повторение учения») – древнейшая часть Талмуда, содержащая записи устных религиозных правил и предписаний. Согласно иудейским представлениям, на горе Синай Моисей получил не только пять книг, но и устные, тщательно разработанные законы и постулаты веры. Эта, так называемая «Тора в памяти», передавалась из уст в уста от пророков к мудрецам, от учителей к ученикам, пока не была записана в Мишне.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие"

Книги похожие на "Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Михайлова

Л. Михайлова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Михайлова - Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.