Валириан Мигаль - Области воспроизводства интеллекта. Том 3

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Области воспроизводства интеллекта. Том 3"
Описание и краткое содержание "Области воспроизводства интеллекта. Том 3" читать бесплатно онлайн.
Потенциал одаренности включает в себя, как составную часть, человеческий потенциал. Отмечается духовность России, интеллект ее народа, научность нации. Говорится об ускорении развития человеческого потенциала
У старшеклассников начинает формироваться целостное мировоззрение, единая картина мира, вызревают идеи целостности науки, выясняются возможности многообразия путей познания.
Желателен переход в обучении от когнитивного к интегративному подходу.
10. Одаренные дети и педагоги
Для обучения одаренных детей необходимы новые приемы, способы, методики обучения, новое содержание учебников, а главное – квалифицированные педагоги. В педагогическом арсенале имеется достаточное количество методик развития одаренности, но они в целом малоэффективны.
К. Г. Юнг, в свое время, отмечал: сам учитель должен быть гением, чтобы правильно выявить среди учеников одно гениальное дарование (Юнг К. Г.). Одаренному ученику – одаренного учителя. При этом, педагогические технологии выстраивать под психофизиологическую специфику одаренных детей.
Во всех населенных пунктах, школах, районах для педагогов определить набор качеств, характеризующих компетентность педагога для работы с одаренными учащимися: понимание теорий и моделей одаренности, характеристики успешного преподавателя для одаренных учащихся; проблем, относящихся к идентификации одаренных учащихся.
Обучение, основанное на знании анатомии и функционально-динамических особенностей мозга – более продуктивно. Педагоги каждый день меняют мозг учащегося. Более сложные и многообразные приемы обучения производят более интенсивное развитие способностей; мозг требует интенсивной нагрузки. Обучение в школах организовать на нейрозаконах. Нейрообучение: внедрение нейропедагогической мысли в практику.
Создавать психолого-педагогические системы обучения и развития всех одаренных детей (с общей и специальной одаренностью), охватывающие весь период школьного детства. Управление развитием целостной системы новообразований личности надо начинать с младших школьников, естественно, посредством развития механизмов учебного сотрудничества.
Задействовать систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми во всех типах образовательных учреждений. Дать в руки педагогу систему работы с одаренными детьми. Системный подход к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогов, работающих с одаренными детьми, предполагает разработку новых технологий подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, внедрение профиля педагога – новатора (набор качеств), «диагностической карты труда учителя».
Требуются гигантские вложения материальных средств в педагогику. Хотя эффект от этих капиталовложений начнет сказываться через 10–15 лет.
11. Поиск путей повышения плодотворности образовательного процесса
Школы, воспитывающие одаренных учащихся, – важнейшее звено в системе воспроизводства талантливого народа. Как организовывать образовательную среду для учащихся, обнаруживающих признаки одаренности, – существует много разных теоретических подходов и методических разработок. Какой из них окажется наиболее эффективным, покажет жизнь и горький опыт взращивания «блестящих учеников».
Какой путь освоения знаний наиболее плодотворен? Возможна ли рациональная (идеальная) организация обучения? Современный образовательный процесс, в своей основе, строится на общих закономерностях усвоения учебного материала, интегрирует аксиологические, когнитивные, операциональные и валеологические компоненты. Важно знать об особенностях развития познавательной деятельности одаренных учащихся на всех возрастных стадиях, о специфических формах их мыслительного процесса, о месте воображения.
В каждой школе должны осуществляться различные формы вариативности, гибкости в образовательном пространстве с тем, чтобы создать каждому учащемуся условия для реализации своих возможностей и желаний работать в любимом творческом направлении.
Повысить продуктивность учебно-исследовательской работы поможет организация системы «класс-лаборатория», построение «учебной траектории», двигаясь по которой одаренный ученик может достичь максимальных результатов, максимально использовать все свои задатки и возможности.
12. Дополнительное образование
Самостоятельная работа учащихся, самообразование и даже самооценка приобретают все большее значение. Добровольно постигаемые знания – знания качественно более высокого уровня.
Многочисленные формы обучения детей в системе дополнительного образования предназначены для создания максимально благоприятных условий для развития одаренности в различных предметно-тематических областях. 40 % школьников посещают различные кружки и секции. Возрастает роль внеурочной деятельности, ужесточаются требования к эффективности психолого-педагогических принципов организации внешкольных программ, поскольку школы не могут удовлетворить особые потребности одаренных.
Внешкольная активность, как ранний признак и операциональное определение, позволяет выявлять специальные таланты. Около 40 % одаренных школьников выбирают профессиональные занятия, став взрослыми, следуя своим профессиональным интересам в юности. Выявлена взаимосвязь специальных видов одаренности с внешкольной деятельностью.
Структура внеучебной деятельности диктуется активностью в овладении предметными знаниями, обеспечивает более 50 % прироста знаний. Внеучебная (нерегламентированная) деятельность – основной параметр (индикатор) развития одаренности. Авторы считают, что все дети, обучающиеся в системе дополнительного образования, потенциально одарены.
Не только специальные школы и даже не они, а всеобщее дополнительное образование в массовых школах. Всех учащихся считать одаренными в каком-либо виде деятельности. Ввести дополнительное образование по каждому предмету для охвата всех учащихся (более 80 % из них будут иметь возможность самореализации). Внедрить систему дополнительного образования во всех учебных структурах и на территории всей России; 80–90 % учащихся охватить внешкольным личностным образованием.
Сельские школы составляют большинство образовательных учреждений. Сельским школьникам, в основном, доступно развитие своих способностей в учреждениях дополнительного образования. Одаренные дети в сельской школе могут получать фундаментальные знания в системе дополнительного образования.
Расширение сети дополнительного образования школьников требует укрепления ее материально (лаборатории, компьютерные классы и др.).
13. Новые формы образовательного процесса
В составе новых форм используются компьютеризация образования, методы дистанционного обучения, специальные центры по работе с одаренными учащимися. В частности, Интернет применяется не только в качестве когнитивного и метакогнитивного, но также и эпистемологического метода.
Дистанционное образование характеризуется рядом особенностей. Требуется дополнительная разработка системного инструментария измерения познавательных стилей и моделей адаптации учебных средств дистанционного образования. В свою очередь, компьютерная система, предназначенная для индивидуального обучения учеников средней школы, оказывает положительное влияние на их мотивацию, повышает успеваемость и учебные результаты.
Поставить на нормативный уровень методическое и материально-техническое обеспечение внедрения программ и технологий заочного и дистанционного образования одаренных учащихся, особенно из сельской местности, этнических групп и народностей, проживающих в дальних территориях или в трудных жизненных условиях.
В каждой школе должны быть оборудованы компьютерные классы и предоставлена возможность для каждого учащегося, начиная с начальных классов, иметь компьютерное время, возможность выхода в Интернет. Интернет-образование позволяет применять педагогические технологии, наиболее адекватные особенностям интеллектуальной активности одаренных детей.
Будут постоянно появляться новые авторские модели и формы обучения одаренных учащихся, приближаясь, но не достигая, к идеальной модели воспитания и обучения одаренных детей.
Техническая (материальная) база перспективного развития одаренности позволит проводить удаленные лабораторные занятия и организовывать видеоконференцсвязи между слушателями и преподавателями. Каждому школьнику – коммутатор.
14. Школа будущего
Российская школа может и должна (как прежде) обеспечить самый высокий в мире уровень и качество образования и знаний; сделать среднее образование в России не только всеобщим и обязательным, но и лучшим в мире.
Назрел переход от школы-знания второго тысячелетия к массовой школе одаренных третьего тысячелетия. Чтобы подросток, оканчивающий среднюю школу, умел думать по научному в своей профессии, которую он выбирает. Выпускники средней школы должны выходить с научными знаниями. Достигнуть такого состояния, когда учащийся, сейчас называемый средним, выходил бы из стен школы гением (Фидель Кастро).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Области воспроизводства интеллекта. Том 3"
Книги похожие на "Области воспроизводства интеллекта. Том 3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валириан Мигаль - Области воспроизводства интеллекта. Том 3"
Отзывы читателей о книге "Области воспроизводства интеллекта. Том 3", комментарии и мнения людей о произведении.