Мухаммад Джамал Джалилийан - Ислам и развитие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Ислам и развитие"
Описание и краткое содержание "Ислам и развитие" читать бесплатно онлайн.
Работа посвящена проблеме развития современного общества.
В форме ответов на двадцать вопросов, в основном касающихся экономического и духовного состояния исламской общины, автор раскрывает все возможные значения понятия «развитие». Особое внимание уделяется экономике и духовной составляющей мусульманского населения.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
Таким образом, из положительных последствий применения западной модели развития, можно выделить следующие:
1) относительное овладение природой и использование имеющихся ресурсов для удовлетворения материальных потребностей;
2) экономия времени и физической силы человека за счёт применения механизмов и современных технологий;
3) повышение благосостояния и материального жизненного комфорта, облегчение труда на основе инициативы в создании прогрессивного оборудования;
4) развитие производства во всех сферах жизнедеятельности, в особенности производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, что позволило устранить тревоги людей относительно нехватки продовольствия;
5) развитие способностей и талантов, применение инициативы, сил и возможностей человека в различных отраслях знаний и наук, в том числе в организации социальных, политических и экономических отношений и создании соответствующих институтов (установление верховенства закона, обеспечение всеобщего участия в политической деятельности).
Развитие по западной модели означает, что весь социально-экономический строй, всё законодательство и исполнительная власть нацелены на экономический рост. То есть не рассматривается, а наоборот, отвергается любой проект, любая программа, не направленная на обеспечение экономического роста. В результате, экономика ставится во главу угла всех действий, всех культурных и социальных проблем. Такое понимание развития привело к тому, что отношения стали строиться только с учётом производства и потребления. Машинная жизнь принесла с собой особые последствия.
Соответственно, отрицательными последствиями развития по западной модели можно считать следующие:
1. Стремление к разнообразию и удовольствиям. Многие народы и отдельные люди, составляющие великое мировое сообщество, говоря об экономическом развитии, подразумевают ликвидацию бедности и всякого рода лишений, устранение имущественных различий между людьми, живущими в одной стране. Однако отдельные западные социологические школы утверждают, что целью развития является как можно большее потребление материальных благ. С точки зрения ислама, если целью жизни становится наслаждение и удовлетворение исключительно материальных интересов, человек утрачивает своё высокое положение в мире в качестве мыслящего существа, и, таким образом, опускается до уровня животных. Такой подход, распространенный среди значительного числа западных философских школ, несёт в себе корни всех нравственных и социальных пороков, что, в свою очередь, является следствием сосредоточенности на материальном мире и забвения Истины.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
(с) – здесь и далее по тексту сокращённая форма фразы: «Салла Аллаху ‘алейхи ва алихи!», что в переводе с арабского языка значит: «Да благословит Аллах его и род его!». В соответствии с исламской традицией, данную словесную формулу благопожелания необходимо произносить после упоминания имени пророка Мухаммада.
2
Худжатал-ислам – высшая учёная степень в мусульманском мире.
3
л. х. – сокращение выражения «лунная хиджра». После смерти Пророка (с) халиф Умар ибн ал-Хаттаб ввёл лунный календарь в государственный обиход. Было решено начать мусульманское летоисчисление с момента хиджры (переселения) пророка Мухаммада (с) из Мекки в Медину в 622 г. Таким образом, 622 г. стали считать первым годом мусульманской лунной хиджры.
4
В последнее время помимо показателя валового национального и подушевого продукта, стал применяться также индекс человеческого развития (ИЧР), который представляет собой композитный показатель, отражающий подушевой доход, среднюю продолжительность жизни, которую можно предположить на момент рождения человека, а также средний уровень грамотности в данном обществе. Этот показатель в больше степени отражает развитие конкретного общества.
5
Здесь следует уточнить, что ислам не предлагает быстрого пути развития. В нём нет волшебного средства для излечения отсталости и неразвитости. Но, если рассматривать достижения первых нескольких веков исламской цивилизации, можно утверждать, что в нём имеется всеобъемлющий взгляд на все вопросы, связанные с человеком и высоким развитием исламского общества. Ислам – это мир ценностей, которые дают человеку возможность создавать необходимые законодательные основы для движения по пути прогресса.
6
Карихбагийан, Муртаза. Экономика: рост и развитие. Т. 1. Тегеран, 1991. С. 7.
7
Тудар, Майкл. Экономическое развитие в третьем мире / Пер. Гулам ‘Али Фарджади. Т. 1. Тегеран, [б.д.]. С. 135–136.
8
Киндербергер, Чарльз. Экономическое развитие / Пер. Ризы Сидки. Т. 1. Изд-во высшей школы менеджмента Гиляна, 1975. С. 70.
9
‘Азими, Хусайн. Сферы иранской экономики, не подлежащие развитию. Тегеран,1992. С. 176–177.
10
Коран, 8: 26. Здесь и далее в работе будет использоваться перевод Корана, выполненный М.-Н.О. Османовым. См. Коран / Пер. с араб. и коммент. М.-Н.О. Османова. М.: «Ладомир», 1995.
11
Коран, 28: 77.
12
См.: Хадж Фатх‘алиха, ‘Аббас. Развитие технологии. Тегеран: Издательство университета им. ‘Алламе Табатаба’и, 1993. С. 10.
13
Имам (от араб. амма, «стоять впереди», «предводительствовать») – глава исламской общины. Согласно шиитской традиции, имам – духовный наследник пророка Мухаммада (с), представляет собой образец благочестия и является примером для мусульман.
14
Мухаммади Эраги, Махмуд. Сборник статей и докладов, подготовленных к семинару по социологии развития. Тегеран: «Самт», 1994. С. 419, 423.
15
Там же. С. 425, 432.
16
См.: Авини, Муртаза. Развитие и основы западной цивилизации. 1-е изд. Тегеран, 1993. С. 5–6.
17
Сари‘у ал-калам, Махмуд. Развитие третьего мира и международного миропорядка. 3-е изд. [Б.м.]: «Сафир», 1996. С. 149.
18
На рус. яз. см.: Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения или изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода, с приложением нескольких исследований о надежде на отстранение или смягчение причиняемого им зла. СПб.: Типография И. И. Глазунова, 1868; то же самое: Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск, 1993 (Шедевры мировой экономической мысли. Т. 4).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ислам и развитие"
Книги похожие на "Ислам и развитие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мухаммад Джамал Джалилийан - Ислам и развитие"
Отзывы читателей о книге "Ислам и развитие", комментарии и мнения людей о произведении.