» » » » Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека


Авторские права

Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека

Здесь можно купить и скачать "Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Белорусская наука»23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека
Рейтинг:
Название:
Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-985-08-1359-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека"

Описание и краткое содержание "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека" читать бесплатно онлайн.



Представлено комплексное исследование проявления духовно-нравственных ценностей в динамике социокультурного развития Беларуси. Показана специфика социально-нравственных отношений и государственно-конфессиональных взаимодействий. Рассмотрены теоретические и прикладные аспекты духовно-нравственного воспитания как современного социокультурного феномена. Освещаются место и роль национальной культуры в духовном развитии личности, особенности формирования нравственно-правового сознания белорусской молодежи.

Для исследователей, преподавателей, воспитателей, идеологических работников, студентов и всех интересующихся проблемами социокультурного и духовно-нравственного развития человека.






1.3. Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания

С древнейших времен проблемы воспитания находились в центре общественного и индивидуального сознания. В контексте тех или иных социально-культурных эпох их осмысление и теоретическая разработка имели важное практическое значение: способствовали стабилизации социально-политической обстановки в обществе, налаживанию взаимоотношений между людьми, становлению и развитию духовного мира личности.

За прошедший после распада Советского Союза период широкое распространение получили дискуссии по вопросам воспитательной деятельности. Однако следует особо подчеркнуть, что наиболее острый, даже ожесточенный характер носили споры по проблеме нравственного воспитания. Процесс «деиделогизации», начатый в 90-е годы, привел к нивелировке опыта нравственно-воспитательной работы, накопленного в советский период. Активизация религиозной жизни, наблюдаемая на постсоветском пространстве, весьма существенно способствовала распространению преимущественно религиозно-конфессионального толкования сущности нравственных ценностей и механизмов их трансляции. Влияние религиозного фактора сказалось и на распространении такого понятия, как «духовно-нравственные ценности», где весьма определенно отождествлялись между собой духовность и религиозность, а сфера нравственности стала соотноситься исключительно с религиозным сознанием личности.

Происходящие в современном белорусском обществе перемены, связанные как со строительством и укреплением суверенного национального государства, так и с распространением глобальных информационных процессов, значительно актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания, непосредственно связывая с ее решением вопросы формирования духовного мира личности, ее активной гражданской позиции. В принятом в январе 2011 г. «Кодексе Республики Беларусь об образовании» четко проводится линия на единство процессов образования и воспитания. В этом документе воспитание определяется как «целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося» [1], чем весьма определенно подчеркивается значение нравственности как одного из ведущих факторов становления и развития современного человека.

Мораль (нравственность) является важнейшим неотъемлемым атрибутом социального бытия, призванным раскрывать и совершенствовать собственно человеческое в человеке, способствовать проявлению и возвышению его духовных сил, их благотворному и созидающему воздействию на ход общественной жизни. «В морали идеальное и реальное совпадают, образуют неразрывное целое. Мораль есть идеальное, но такое идеальное, которое вместе с тем есть реальное начало сознательной жизни человека» [2, с. 29].

Одним из ведущих механизмов, конкретно осуществляющих связь идеального и реального в системе социально-моральных отношений, взаимодействие должного и сущего в человеческом бытии, является нравственное воспитание. Во все времена, у всех народов придавалось большое значение нравственно-воспитательной деятельности, создавались специальные системы нравственного воспитания и самовоспитания, в которых нашли отражение различные национально-культурные, религиозные традиции, конкретно-исторические социально-экономические и политические отношения, общемировые тенденции социокультурного развития. Тема нравственного воспитания является одной из самых популярных в философском дискурсе, религиозных доктринах, художественном творчестве, повседневном общении людей, проблемы морального характера пронизывают систему политико-идеологических, культурно-образовательных отношений.

Проблемы нравственно-воспитательной деятельности в той или иной мере находят отражение в различных отраслях гуманитарного знания: педагогике, социальной психологии, религиоведении, культурологии, литературе и искусстве. Важное теоретико-методологическое значение имеет исследование этих проблем с позиций философии. Классическая философская традиция (учения Сократа, Аристотеля, Платона, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеция, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, Н. А. Бердяева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др.) содержит богатейший материал творческого осмысления различных нравственно-воспитательных проблем. В теоретико-методологическом плане классическая философия сохраняет свою значимость и сегодня.

Большое внимание теоретическим и практическим проблемам нравственного воспитания уделялось в советское время. Нравственное воспитание рассматривалось как социально значимая система формирования моральных качеств советских людей, их ответственного, добросовестного отношения к выполнению своих гражданских, профессиональных, семейных обязанностей. В содержательном плане в системе нравственного воспитания особо выделялись труд как основная жизненная ценность человека, коллективизм как ведущий принцип человеческих взаимоотношений, патриотизм, интернационализм, гуманизм как основные ценности социалистического образа жизни и др. Конечно, советская система нравственного воспитания носила преимущественно идеологизированный, политизированный характер, но в то же время включала в себя и целый ряд нравственных ценностей общечеловеческого характера.

В советский период большое внимание уделялось разработке теоретико-методологических проблем сущности, содержания, конкретно-исторической специфики морали, а также обоснованию практических путей решения актуальных проблем нравственного развития общества и личности. Данные аспекты нашли отражение в научных работах С. Ф. Анисимова, Л. М. Архангельского, В. И. Бакштановского, В. А. Блюмкина, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, В. Г. Иванова, Н. Н. Крутова, Л. И. Рувинского, Ю. В. Согомонова, А. И. Титаренко, В. И. Толстых, А. Г. Харчева, О. П. Целиковой, В. Н. Шердакова и др. Большой вклад в разработку проблем социально-нравственного характера внесли белорусские исследователи Е. М. Бабосов, С. П. Винокурова, И. Л. Зеленкова, В. М. Конон, С. Д. Лаптенок, А. С. Лаптенок, А. С. Майхрович, Т. В. Мишаткина, С. А. Подокшин, Я. С. Яскевич и др.

В последнее время теоретическая разработка нравственно-воспитательной проблематики преимущественно осуществляется в рамках педагогической науки. Теоретико-методологические аспекты нравственного воспитания, которые не потеряли своей значимости и сегодня, представлены в работах ученых-педагогов XX века: Н. И. Пирогова, К. Н. Вентцеля, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. И. Гессена и др. В современной педагогике в контексте осуществляемой школьной реформы разрабатываются новые концептуальные подходы к решению теоретических и практических задач по нравственному воспитанию учащихся (В. Я. Пилиповский, Б. З. Вульфов, В. А. Сластенин, А. В. Киричуна, Н. Е. Шуркова, М. Г. Яновская, Л. И. Валиева, А. Д. Солдатенков и др.).

В рамках школы как современной педагогической системы продолжают развиваться традиции теснейшей взаимосвязи воспитания учащихся с процессом их обучения. Среди школьных воспитательных систем, в которых достаточно четко представлен нравственно-воспитательный компонент, следует назвать «Педагогику общей заботы» (И. П. Иванова), «Педагогику успеха», «Школу диалога культур», «Воспитательную систему сельской школы» (В. А. Сухомлинского), «Школу самоопределения» (А. Н. Тубельского) и др. В этих системах в методологическом и методическом планах разрабатываются идеи духовно-нравственного развития учащегося, его активного, творческого отношения к жизни, диалогизации процесса обучения, сотрудничества учащихся и педагогов, гармонизации отношений школьников с окружающими людьми, обществом, природой, нравственного самосовершенствования личности. Основатель «Школы самоопределения» А. Н. Тубельский говорил: «При настоящей свободе нельзя обойтись без того, чтобы у человека не сформировалось уважение к самому себе. Мы привыкли говорить: научись уважать других, а потом требуй уважения к себе. Мне кажется, что формула другая: уважай себя и через это, понимая, что другой человек тоже уважает себя, не унижай его. Вот это я и вкладываю в понятие достоинства» [3].

Актуализация нравственно-воспитательной проблематики обусловлена также необходимостью перехода к личностно ориентированному образованию, разработке и активному освоению новых педагогических технологий, в основе которых лежат инновационный тип обучения, ориентация на духовное саморазвитие личности. В качестве рабочих ориентиров образовательного процесса в программах ЮНЕСКО определены два основных типа обучения – «поддерживающее обучение» и «инновационное обучение». Поддерживающее обучение направлено на воспроизводство (поддержание) существующих социокультурных связей, оно обеспечивает преемственность и традиционность в функционировании социальной системы. Инновационное обучение, опираясь на имеющийся социокультурный опыт, стимулирует активное, творческое отношение учащихся к учебному процессу, способствует использованию полученных ими знаний для решения актуальных жизненных проблем как на личностном, так и на общественном уровнях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека"

Книги похожие на "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Старостенко

Виктор Старостенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Старостенко - Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека"

Отзывы читателей о книге "Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.