Наталия Ерпылева - Международное банковское право

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Международное банковское право"
Описание и краткое содержание "Международное банковское право" читать бесплатно онлайн.
В настоящей монографии комплексно рассматриваются вопросы правового регулирования международной банковской деятельности, в том числе порядок организации и функционирования банков и совершения ими банковских операций. Анализ основных категорий международного банковского права (пруденциального и валютного банковского регулирования) наряду с исследованием его основных институтов (вексельных отношений, расчетных обязательств и банковских гарантий) поможет читателю разобраться в сложных вопросах теории МБП, увидеть основные тенденции и перспективы его практического применения.
Для практикующих юристов, преподавателей, аспирантов и студентов, обучающихся по специальности «Правоведение», а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами международного частного права и банковского права.
Государства-члены, пользующиеся общими ресурсами МВФ, заимствуют валюту других государств-членов или СДР в обмен на эквивалентную сумму в своей национальной валюте. МВФ взимает сборы за такие заимствования и требует, чтобы государства-члены в пределах определенного срока «выкупили» свою валюту, используя для этого валюту других государств-членов или СДР. Льготное финансирование в рамках механизма расширенного финансирования структурной перестройки предоставляется в виде кредитов под низкий процент. Правила доступа к общим ресурсам МВФ одинаковы для всех государств-членов. Доступ определяется прежде всего потребностью государства-члена в финансировании платежного баланса, интенсивностью мер стабилизации и способностью погашать полученные от МВФ кредиты. Доступ ограничивается лимитами, определяемыми в зависимости от квоты государства-члена. Согласно решению Исполнительного совета государство – член МВФ может получить ежегодно кредитные ресурсы в объеме, не превышающем 200 % от размера квоты. Кумулятивный лимит доступа составляет 600 % от размера квоты за вычетом сумм, запланированных к погашению. В исключительных случаях данные лимиты могут быть превышены.
3. Предметная и юрисдикционная компетенция Международного валютного фонда, принципы принятия решений и процедура голосования
Любая международная организация создается государствами для выполнения конкретных целей и задач. Для этого она наделяется строго определенной предметной и юрисдикционной компетенцией, которая фиксируется в учредительном акте. Деятельность организации носит правомерный характер только в том случае, если она осуществляется в соответствии с компетенцией организации. Компетенция международной организации как таковой проявляется в компетенции органов, составляющих ее структуру. В общеправовом понимании понятие «компетенция» включает в себя как совокупность прав и обязанностей, так и совокупность предметов ведения.
В международно-правовой литературе по-разному трактуется содержание понятия «компетенция международной организации». Наиболее четкое и полное его определение дано Г.И. Тункиным, который отмечал, что «необходимо различать два аспекта компетенции международной организации и ее органов: предметную компетенцию, определяющую сферу вопросов, подлежащих ведению организации, и юрисдикционную компетенцию, определяющую юридическую силу актов организации по отдельным вопросам, входящим в ее предметную компетенцию»[87]. Государства передают в ведение международной организации определенный круг вопросов, по которым отношения между ними до создания организации имели двусторонний или многосторонний характер. Будучи закрепленным в учредительном договоре, данный круг вопросов и становится предметной компетенцией международной организации, причем государства-учредители не только определяют эту компетенцию, но и договариваются о порядке ее реализации через различные органы международной организации.
Высший орган международной организации обладает наиболее широкой предметной компетенцией и правом определять общую политику организации, что непосредственно зафиксировано в ее уставе. Так, в ст. XII Устава МВФ отражено, что Совет управляющих имеет право рассматривать любые дела МВФ, кроме тех, которые прямо отнесены Уставом к компетенции других органов МВФ. Такое правовое положение высшего органа МВФ вполне оправданно, ибо он является единственным органом, где представлены все государства-члены. В предметную компетенцию Совета управляющих МВФ входят следующие вопросы:
• прием государства в члены МВФ, приостановление и прекращение членства какого-либо государства;
• изменение квот государств-членов в бюджете МВФ;
• распределение СДР;
• увеличение или сокращение числа исполнительных директоров;
• рассмотрение апелляций государств-членов на решения Исполнительного совета;
• утверждение бюджета МВФ;
• установление Правил процедуры МВФ;
• избрание членов различных вспомогательных органов (например, Международного валютно-финансового комитета и Комитета по развитию);
• внесение поправок в Устав МВФ;
• ликвидация МВФ как международной организации (ст. Ill, XXVI, XXVHI Устава МВФ).
Компетенция исполнительных органов различных международных организаций, как правило, существенно отличается от компетенции высших органов. Общим является положение о том, что исполнительные органы обеспечивают непрерывность деятельности организации в период между сессиями ее высшего органа (например, об этом говорит и. 3 ст. XII Устава МВФ). В предметную компетенцию Исполнительного совета МВФ входит весьма разнообразный круг вопросов, а именно:
• определение общего режима валютных курсов;
• изменение сроков возврата предоставляемых кредитов;
• изменение сроков возврата предоставленного кредита;
• определение процентной ставки по активам в СДР;
• определение ставок сборов или вознаграждения;
• продажа золота и принятие золота в счет платежей в МВФ;
• перечисление средств на общие резервы и распределение средств из общих резервов;
• публикация докладов о финансово-экономическом положении государств – членов;
• назначение официальных держателей СДР;
• помощь развивающимся государствам-членам в финансировании платежного баланса;
• назначение Директора-распорядителя МВФ;
• временное приостановление деятельности МВФ как международной организации (ст. V, XII, XVIII, XX, XXVII Устава МВФ).
Правильное определение объема и содержания предметной компетенции каждого органа международной организации обеспечивает ее внутреннее структурное единство и бесперебойное функционирование ее внутриорганизационного механизма, что в конечном счете влияет на степень практической реализации предметной компетенции и таким образом способствует наиболее полной эффективности в достижении целей и задач международной организации.
Процедура принятия решений органами международной организации занимает важное место в ее деятельности и является составной частью внутриорганизационного механизма. Это наиболее мобильный элемент данного механизма, в котором отражаются юридическая природа и функциональное предназначение международной организации. Процедура принятия решений претерпела значительные изменения за время существования международных организаций как субъектов международного права. Ее история начинается с принципа единогласия, который использовался при принятии решений в Лиге наций, а в настоящее время применяется в Совете безопасности ООН и в региональных политических организациях[88]. Затем следует упомянуть принцип большинства голосов, который имеет три разновидности: простое большинство (50 % + 1 голос); квалифицированное большинство (2/3 голосов + 1 голос); высококвалифицированное большинство (3/4 голосов + 1 голос). При голосовании в высших и исполнительных органах международных организаций валютно-финансового характера принцип большинства голосов применяется во всех трех разновидностях. Это положение относится и к МВФ. Устав МВФ закрепляет два вида большинства голосов – 70 и 85 % голосов. Такое «специальное» большинство применяется при принятии решений, относящихся к компетенции Совета управляющих (изменение квот, распределение СДР и т. д.), а также при принятии решений, относящихся к компетенции Исполнительного совета.
Основной принцип, используемый при принятии решений в МВФ, – это принцип взвешенного голосования. Он возник в недрах международных организаций валютно-финансового характера и заключается в том, что число голосов, которыми обладает государство – член организации, напрямую зависит от размера его квоты в бюджете организации. Следовательно, все государства-члены обладают разным количеством голосов. Любопытно, что на необходимости использования при голосовании неодинакового числа голосов настаивал и известный российский юрист П. Казанский еще в конце XIX в., когда только начиналось формирование международных организаций как субъектов международного права[89]. В настоящее время принцип взвешенного голосования является полноправным принципом принятия решений и не вызывает критики со стороны ученых.
При вступлении в МВФ государство вкладывает определенное количество денежных средств в бюджет Фонда в размере предписанной квоты, которая, в свою очередь, определяет количество голосов данного государства-члена в МВФ. Во многом голоса и квоты пропорциональны, но не тождественны[90], поскольку каждый член МВФ имеет определенное количество голосов независимо от размера его квоты. Эти голоса иногда называют базисными голосами, однако данный термин не употребляется в Уставе МВФ. Вводятся они потому, что их введение, во-первых, отражает принцип равноправия государств – членов МВФ; во-вторых, позволяет избежать слишком тесной аналогии МВФ с корпорацией частного бизнеса; в-третьих, позволяет нивелировать фактор малых квот, когда государствам, имеющим таковые, не было бы смысла участвовать в голосовании, если бы число голосов зависело только от квоты.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Международное банковское право"
Книги похожие на "Международное банковское право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталия Ерпылева - Международное банковское право"
Отзывы читателей о книге "Международное банковское право", комментарии и мнения людей о произведении.