» » » » Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика


Авторские права

Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Рейтинг:
Название:
Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Издательство:
Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-7598-0791-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Описание и краткое содержание "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению практики формирования и реализации политики России в сфере науки до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Исследование проводилось с учетом актуальных примеров взаимодействия государства и науки за рубежом, что позволило оценить целесообразность их «экспорта» и адаптации к условиям России.

Монография подготовлена по итогам работ, выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» в рамках Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики.

Для представителей законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообществ, преподавателей, студентов и аспирантов вузов социально-экономического и гуманитарного профиля, а также российских и зарубежных исследователей.






5

Направления и приоритеты новой инновационной стратегии [The OECD Innovation Strategy, 2010] обсуждались ОЭСР на протяжении нескольких лет: например, на 91-й сессии Комитета по научной и технологической политике в феврале 2008 г. в Осло (Strategic Priorities for Science, Technology and Innovation Policy) и в марте 2008 г. в Париже (Progress on the OECD Innovation Strategy; Innovation for Global Challenge). Источники: [Голт, 2009; Highlights, 2008; Issues Paper, 2008; Gault, 2008; и др.].

6

На долю предпринимательского сектора в странах ОЭСР в среднем приходится примерно 50 % всех «научных» затрат. В Германии, Дании, Корее, США этот показатель превышает 60 %; в Японии, Швейцарии, Швеции – 70 %. Иная картина наблюдается в странах с переходной экономикой. В России он колеблется на уровне около 30 %. При этом следует учесть, что к предпринимательскому сектору в российской статистике науки относят государственные унитарные предприятия (ГУПы), а также открытые акционерные общества (ОАО) с государственным участием. Таким образом, реальное участие частного бизнеса в финансировании науки и инноваций в России еще ниже. Примерно в тех же масштабах бизнес участвует в поддержке науки в некоторых государствах Восточной Европы (Польше, Словакии, Болгарии, Эстонии) и развивающихся странах (например, в Аргентине).

7

Российская экономика в течение последнего десятилетия демонстрирует иную картину: здесь проявился эффект замещения, когда рост государственного финансирования науки сопровождается сокращением ее поддержки со стороны бизнеса.

8

В частности, пока фактически не ощутимо воздействие на них пакета антикризисных мер, которые реализуются в нашей стране с конца 2008 г.

9

При необходимости (например, при выстраивании логики реформирования научно-инновационного комплекса) в монографии рассматриваются более ранние периоды, а также отдельные события и инициативы 2008–2009 гг.

10

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (2002, далее по тексту — Основы политики в области науки и технологий); Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (2006, далее по тексту — Стратегия науки и инноваций); Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (2005); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (2008, далее по тексту – КДР) и др.

11

Сегодня фирмы отдают предпочтение более глобальным и открытым инновационным моделям, позволяющим получать знания из разнообразных внешних источников и одновременно активно использовать собственные заделы и нематериальные активы для воздействия на своих контрагентов. Переход к таким моделям означает, что компании осознают ограниченность собственного потенциала (знаний, кадров, технологий, финансовых и материально-технических ресурсов). Особенно критичны эти ограничения в случае сложных междисциплинарных (межотраслевых) исследований и инноваций, макротехнологий, контроль над которыми затруднен не только для отдельных фирм, но часто и для отдельных стран [Chesbrough, 2003; Chesbrough, Vanhaverbeke, West, 2006; Carlsson, 2006].

12

Еще в большей степени этот тезис касается непосредственно НИС [Carlsson, 2006].

13

См.: [Managing National Innovation Systems, 1999; National Systems of Innovation, 1994; Strategies for Sustainable Development, 1994; The State, Market and Development, 1994; OECD Science, Technology and Industry Outlook, 2008] и другие источники.

14

А в отдельных случаях – инновационно-промышленной политики. При этом научная политика не растворяется в инновационной, сохраняя специфику целей, инструментов и механизмов. Происходит, скорее говоря, взаимная координация, пересечение, сближение научной и инновационной политики.

15

За исключением Китая, научный комплекс которого в 2007 г. был уже значительно больше российского: по численности персонала, выполняющего ИР, – в 1,6 раза, исследователей – в 2,6, объему внутренних затрат на ИР – почти в 4 раза и т. д. В последующие годы разрыв еще более увеличился.

16

Альтернативным вариантом «догоняющего» развития является стратегия опоры преимущественно на собственные силы. Подобный вариант с той или иной степенью последовательности реализовывался в различные периоды XX в. Германией и странами социалистического лагеря [Иноземцев, 1998,2000].

17

Эти вопросы будут подробнее рассмотрены ниже в параграфе 2.4.

18

Имеются в виду разработка и использование пакета стимулов, побуждающих государственные исследовательские центры и университеты к сотрудничеству с частными компаниями, к кооперации последних в области исследований и разработок; создание нормативной правовой базы рынка интеллектуальной собственности и др.

19

Здесь и далее в этой главе используются статистические данные и примеры, приведенные в следующих источниках: [Яковлев, 2006, с. 388–400; Alvares, 2004; Innovation Policy: A Guide for Developing Countries, 2010; Stallings, Peres, 2000; Suh, 2004].

20

По размеру, объему экспорта продукции, интенсивности ИР и инновационной активности это такие государственные компании, как ТCL и ZTE (электроника, телекоммуникационное оборудование), CHERY и SAIC (автомобилестроение), Haier (бытовая техника), и частные компании – Midea Group и Aux Group (бытовая техника), SVT Group и CHINT Group (электроника), Greely и Lifan (производство автомобилей и мотоциклов) [Going Global, 2006].

21

Не умаляя экономических достижений этих стран, отметим, что в них сложилось именно индустриальное общество, причем в некоторых проявлениях – весьма примитивного типа.

22

К середине 1980-х гг. доля Японии в мировом производстве мотоциклов достигала 82 %, домашних видеосистем – 81 %, фотокопировального оборудования – 66 %. В Южной Корее более четверти объема промышленного производства приходилось на машиностроение, 18 % – на электронную промышленность. Эти две отрасли обеспечивали более 60 % объема южнокорейского экспорта. Тайваню удалось стать пятым в мире производителем микропроцессоров [Иноземцев, 1997].

23

В Корее в середине 1950-х гг. – примерно 100 долл.; на Тайване в середине 1960-х гг. – 160 долл. [Тамже].

24

Наиболее близкий (пусть и не совсем точный) аналог этого термина – определение целевых индикаторов.

25

См. источники: OECD Science, Technology and Industry Outlook, 2006, 2008; веб-сайт: backingaus.innovation.gov.au; Strategie 2010, 2004; Innovation Pact for Flanders, 2003; Priority Actions for the Future in Wallonia, 2005; High-Tech Strategy for Germany, 2006; National Strategic Reference Framework, 2006; Progress, Innovation and Cohesion, 2006; Building Ireland’s Knowledge Economy, 2004; сайт: www.rannis.is; Programma nazionale per la Ricerca, 2005; Advantage Canada, 2006; Programma Especial de Ciencia у Tecnologia, 2001; Research, Science and Technology in New Zealand, 2005; Commitment to Research, 2004; Science, Technology, Innovation, 2006; President de la Republique Francaise, 2006; Revised Science and Technology Basic Plan, 2003; 3rd Science and Technology Basic Plan, 2006.

26

Так, в 1994–1999 гг. Великобритания реализовала масштабный форсайт-проект, направленный на оценку роста благосостояния и качества жизни населения, результатом которого стали соответствующие рекомендации. Прогнозный период составлял 10–20 лет. Второй раунд проекта выполнялся в 1999–2002 гг. с целью выявления долгосрочных перспектив развития инновационного потенциала британской науки. Его реализация содействовала развитию НИС, расширению контактов и взаимодействий между ее элементами. Наконец, с 2002 г. осуществляется третий раунд, предназначенный для разработки и реализации долгосрочной стратегии концентрации национальных усилий и ресурсов на практическом использовании результатов ИР, устойчивом инновационном развитии страны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Книги похожие на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Китова

Галина Китова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Отзывы читателей о книге "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.