» » » » Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика


Авторские права

Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Рейтинг:
Название:
Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Издательство:
Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-7598-0791-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Описание и краткое содержание "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению практики формирования и реализации политики России в сфере науки до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Исследование проводилось с учетом актуальных примеров взаимодействия государства и науки за рубежом, что позволило оценить целесообразность их «экспорта» и адаптации к условиям России.

Монография подготовлена по итогам работ, выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» в рамках Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики.

Для представителей законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообществ, преподавателей, студентов и аспирантов вузов социально-экономического и гуманитарного профиля, а также российских и зарубежных исследователей.






Опыт Чили и Южной Кореи демонстрирует специфику научной политики новых индустриальных стран, успехи которых в экономической динамике и конкурентоспособности были достигнуты за счет реализации модели «догоняющего» развития. При всех различиях методов и инструментов политики ее объединяют четкая целевая направленность на улучшение национальных позиций на мировом рынке, адекватность такой цели, а также интеграция в комплекс иных, осуществляемых с этой целью усилий.

Феномен Китая

Хотя Китай можно отнести к группе новых индустриальных стран лишь условно, итоги его политики в сфере науки и технологий требуют самостоятельного рассмотрения [OECD Reviews of Innovation Policy: China, 2008]. В самом деле, с одной стороны, в последние годы Китай демонстрирует высокие темпы экономического роста, быстрый прогресс в отдельных наукоемких секторах, достаточно агрессивную политику прорыва на мировые рынки. С другой – хорошо известна уникальность этой страны, ее истории, культуры, политической и экономической систем, что заметно отличает Китай от других рассмотренных в данном разделе стран.

В частности, еще до начала рыночных преобразований Китай имел достаточно мощный научно-образовательный комплекс. Вопреки сложностям и издержкам переходного периода, сохранению весьма крупных сегментов планового хозяйства, доминированию государства в ряде сфер экономики и общественной жизни, давлению традиционалистских социокультурных установок и иным препятствиям для инновационного развития по ряду показателей Китаю удалось не только вплотную приблизиться к странам – лидерам мировой экономики, но и создать серьезный потенциал для их опережения уже к середине XXI в.

На рубеже 1970—1980-х гг. закрытая и экстенсивно развивающаяся экономика Китая столкнулась с серьезными проблемами и ограничениями, в том числе с необходимостью радикальной перестройки архаичной и неэффективной инновационной системы. Специфика китайского подхода к подобной задаче (в отличие, например, от того, как это происходило в Чили или Корее) состоит в том, что актуализация НИС здесь происходит одновременно с формированием институтов рыночной экономики. Так, в научно-технологической сфере был взят курс на максимальную концентрацию научной и инновационной деятельности в частном секторе. В результате за годы реформ доля государственных научно-исследовательских институтов в расходах на ИР снизилась в 2,3 раза, а предприятий различных форм собственности (частной, государственной, смешанной, с иностранным участием), имеющих научные подразделения и занимающихся исследовательской и инновационной деятельностью, напротив, выросла в 2,5 раза. Доля университетов несколько снизилась, но объем затрат на ИР в них вырос почти восьмикратно [China Statistical Yearbook on Science and Technology, 2004, 2006]. Эти сдвиги происходят на фоне масштабного общенационального процесса трансформации государственных предприятий всех секторов экономики в акционерные и частные предприятия.

Проблемы, с которыми в конце прошлого века столкнулся Китай при формировании современного научно-технологического комплекса, во многом аналогичны российским. Отметим чрезмерную централизацию и специализацию научной и инновационной деятельности, приоритет крупных проектов, низкую исследовательскую и инновационную активность предприятий, особенно малых и средних, их слабую восприимчивость к новым знаниям и технологиям, существенную неравномерность распределения научного потенциала по территории страны. Кроме того, в последние годы развитие ряда отраслей китайской экономики (в том числе высокотехнологичных) оказалось в жесткой зависимости от импорта технологий, продукции и услуг. Эго поддерживало и даже усиливало технологическое отставание ключевых отраслей экономики, что требовало дальнейшего роста импорта и, в свою очередь, приводило к еще большему отставанию [Лиу, Лундин, 2007; Lundin et al., 2006].

Несмотря на значительное укрепление рыночных институтов и активное участие в глобальном развитии, Китай остается скорее государственно-рыночной экономикой: государство «держит руку на пульсе», прямо или опосредованно контролирует практически все сектора экономики, включая решение амбициозных задач по воссозданию и развитию науки и НИС в целом.

Перечислим лишь некоторые инициативы, иллюстрирующие роль государства в научно-технологическом развитии Китая в период до 2008 г. [Лиу, Лундин, 2007; China Statistical Yearbook on Science and Technology, 2004, 2006; Liu, White, 2001].

• Разработка и реализация Национального плана развития науки и технологий в средне– и долгосрочной перспективе (на 2006–2020 гг.), нацеленного на формирование современной НИС. План предусматривает создание и широкое внедрение так называемых независимых (локальных) инноваций, разработанных в национальных исследовательских центрах с использованием объектов интеллектуальной собственности, принадлежащей государству, предприятиям и гражданам Китая. Он нацелен на ослабление жесткой зависимости роста экономики от заимствования технологий и фирм с участием иностранного капитала, доля которых, например, в высокотехнологичном экспорте страны превышает 85 %. Для этого предполагается увеличить долю внутренних расходов на ИР до 2,5 % ВВП (в настоящее время – 1,3–1,4 %); активизировать налоговое регулирование и стимулирование научной и инновационной деятельности; модернизировать систему государственных закупок научных результатов, технологий, высокотехнологичной продукции.

• Реализация национальных программ, которые формируются в Китае с середины 1980-х гг. в области фундаментальных исследований, создания, распространения и внедрения высоких (ключевых) технологий, поддержки малых и средних предприятий.

• Создание национального инновационного фонда и фонда поддержки фундаментальных исследований, ориентированных на содействие научной и инновационной активности университетов, НИИ, малых и средних фирм.

• Поддержка инновационной деятельности и трансфера технологий за счет использования и адаптации наработанных в мире инструментов научно-инновационной политики (развитие инновационной инфраструктуры, обеспечение благоприятного налогового климата, формирование и поддержка инновационных кластеров, создание специальных зон для размещения высокотехнологичных производств и др.).

• Активизация институциональных реформ, включая введение системы оценивания деятельности, сокращение прямого финансирования государственных НИИ, расширение их самостоятельности (привлечение внебюджетных ресурсов, диверсификация деятельности, создание дочерних компаний, преобразование государственных организаций в центры трансфера технологий и оказания инновационных услуг, технологические фирмы); повышение эффективности государственной контрактной системы; упразднение некоторых отраслевых министерств и др. Только с 2000 по 2007 г. доля государства в финансировании ИР снизилась в Китае с 33 до 25 %, а предпринимательского сектора выросла с 57 до 70 %. Напомним, что в России доля бюджетного финансирования науки все последние годы не опускалась ниже 60 %.

Комплекс государственных инициатив привел к заметному повышению активности НИИ и промышленных предприятий Китая. К инновационному процессу стали подключаться предприятия всех форм собственности. Статистические данные по импорту технологий и затратам на науку наглядно демонстрируют, что выбранная Китаем стратегия, направленная на формирование современной НИС, стала достаточно успешной. Если в 1995 г. объем импорта технологий превосходил затраты на ИР в 2,5 раза, то к 2005 г. сложилась совсем иная пропорция – инвестиции в ИР почти четырехкратно превысили объем импорта технологий. Таким образом, Китаю в сжатые сроки удалось заметно изменить контуры национальной науки и всей НИС. Это произошло в основном за счет внутренних реформ, поддержки международной экспансии национальных производителей, активного участия в глобальных инновационных сетях.

Вместе с тем опыт Китая демонстрирует наличие серьезных проблем и препятствий, с которыми сталкиваются страны, пытающиеся догонять традиционных лидеров мирового развития. Хотя в Китае стали появляться национальные фирмы, имеющие потенциал глобальных игроков мирового рынка[20], именно в высокотехнологичных секторах национальные предприятия, как правило, пока не могут конкурировать с ведущими зарубежными и транснациональными компаниями. Доминирующую роль здесь продолжают играть иностранные инвесторы, и их влияние все последние годы не снижается.

К 2004 г. вклад компаний с прямым иностранным участием в затраты на ИР в китайской обрабатывающей промышленности достиг почти 30 % (в 1998 г. – 21 %); объем добавленной стоимости – 40 % (26 %); импорт технологий – 48 % (20 %), экспорт —76 % (58 %) и занятость – 34 % (14 %). Несмотря на активную внешнюю экспансию Китая, национальные компании занимают относительно слабые позиции в международном патентовании. Они по-прежнему заметно отстают не только от лидеров мировой экономики, но и, например, от корейских фирм, которые в 2004 г. зарегистрировали только в США в 11 раз больше патентов, чем китайские. Одновременно иностранные заявители гораздо интенсивнее, чем национальные, патентуются в самом Китае. Так, в 2004 г. национальными заявителями в Китае было получено менее 20 тыс. патентов на изобретения, а иностранными – более 30 тыс. Наиболее активно действуют в Китае заявители из Японии, Южной Кореи и США.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Книги похожие на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Китова

Галина Китова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Отзывы читателей о книге "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.