» » » » Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика


Авторские права

Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Рейтинг:
Название:
Научная политика. Глобальный контекст и российская практика
Издательство:
Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-7598-0791-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Описание и краткое содержание "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению практики формирования и реализации политики России в сфере науки до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Исследование проводилось с учетом актуальных примеров взаимодействия государства и науки за рубежом, что позволило оценить целесообразность их «экспорта» и адаптации к условиям России.

Монография подготовлена по итогам работ, выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» в рамках Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики.

Для представителей законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообществ, преподавателей, студентов и аспирантов вузов социально-экономического и гуманитарного профиля, а также российских и зарубежных исследователей.






Динамика процессов глобализации, превращение инноваций в ключевой фактор экономического роста, происходившие на фоне обострения конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции и услуг, предопределили очередное смещение акцентов научной политики. Примерно в конце 1980-х гг. обозначились контуры пятого этапа ее развития, который, как мы полагаем, завершился в 2009–2010 гг. посткризисным переосмыслением концептуальных основ и инструментария научной политики. Его особенности проявились, как уже отмечалось, в распространении политики на весь инновационный цикл; усилении внимания к его завершающим стадиям – коммерциализации и распространению знаний и технологий, выводу новой продукции (услуг, технологий) на рынки. Этот этап характеризуется постоянным улучшением национального законодательства, регулирующего отношения государственного сектора науки с субъектами реальной экономики и взаимодействие этих субъектов между собой, а также вопросы охраны прав интеллектуальной собственности. Реализация правовых новаций, [18] направленных на совершенствование национальных моделей научной политики, обеспечение их адекватности глобальным вызовам достигаются за счет организационной поддержки со стороны государства, включая совершенствование институтов, осуществление программ, ориентированных на получение и распространение новых знаний, выявление потенциала их коммерциализации, передачу новых технологий (в том числе военных) в промышленность.

Специфика основных этапов формирования современной модели государственной научной политики, через которые прошли страны – лидеры мировой экономики, и их содержание проиллюстрированы в табл. 1.2.

Анализ этапов эволюции научной политики стран – лидеров мировой экономики позволяет сделать вывод о том, что потенциал развития ее современной модели далеко не исчерпан. Направления дальнейшего совершенствования этой модели связаны не только с решением вопросов о формах и механизмах участия общества в формировании и реализации научной политики, поиском и реализацией эффективных инструментов (организационных, институциональных, финансовых и др.) решения глобальных экономических, экологических и иных проблем, предотвращения различных угроз. Наряду с этим приобрела практическую значимость задача оценки роли и потенциала научной политики в условиях глобальных экономических кризисов (подобных мировому финансово-экономическому кризису 2008 г.), а также разработки адекватных инструментов преодоления их последствий.

В развитых странах докризисная практика государственного регулирования сферы науки, технологий и инноваций в целом характеризовалась преемственностью и проявлениями национальной специфики. Под преемственностью в данном случае понимается то, что каждый последующий этап из рассмотренных выше не отменял методы и механизмы, использовавшиеся в рамках предыдущего, а обеспечивал сохранение их преимуществ, корректировку, развитие, дополнение новыми подходами. Причем менее действенные направления, методы и инструменты последовательно и эволюционно вытеснялись более эффективными. Что касается национальной специфики, то она проявлялась как в вариации временных границ и продолжительности отдельных этапов научной политики между отдельными странами, так и в разнообразии конкретных инструментов государственного регулирования в каждой из них, расстановке акцентов и приоритетов регулирования и т. д.


Таблица 1.2. Этапы эволюции государственной научной политики развитых стран


Таким образом, выявление тенденций и закономерностей формирования современной научной политики свидетельствует о том, что они во многом объясняют и определяют как основные характеристики ее модели, сложившейся к 2008 г., так и вектор ее развития. Это, в частности, означает, что предкризисная модель отечественной научной политики должна оцениваться не только с учетом ее ключевых параметров (целей, задач, направлений и др.) и их сопоставления с лучшей зарубежной практикой, но и в динамике. Логика и последовательность ее развития, отклонения от наблюдаемых в данной области глобальных трендов представляются самостоятельной и весьма значимой характеристикой научной политики России, анализ которой необходим для диагностики ее состояния и обоснования дальнейших перспектив.

1.4. Инициативы новых индустриальных стран

Мотивация и условия реализации

Опыт научной политики новых индустриальных стран ценен для России прежде всего тем, что им удалось разработать и задействовать ее методы и инструменты для достижения существенных позитивных сдвигов в модернизации национальной экономики, инновационной активности и конкурентоспособности. Причем это произошло не только в исторически сжатые сроки, но и вопреки традиционным представлениям о необходимых для подобных сдвигов условиях (значительные финансовые ресурсы, качество институтов государства и рынка и т. д.). Подобный скачок стал возможным благодаря конструированию и эффективному использованию новых инструментов государственной политики, адекватных внешним вызовам и внутренним ограничениям и акцентированных на выявлении доступных для страны ниш мирового рынка, снижении издержек выхода на него для национального бизнеса, а также связанных с этим рисков.

В 2003 г. Чили принадлежало 28-е место по уровню Индекса конкурентоспособности для целей развития, рассчитанного Всемирным экономическим форумом по 102 странам мира. Причем 5-процентный в последние 20 лет среднегодовой темп роста ВВП страны во многом обеспечен опережающей динамикой экспорта, доля которого в ВВП достигла в 2005 г. 36 %. В структуре экспорта доминирует меднорудная промышленность – 44 % в 2004 г. Для масштабного стимулирования инновационной деятельности государство с середины 1970-х гг. стало финансировать совместно с частными компаниями и физическими лицами деятельность Фонда Чили. Он является частной некоммерческой организацией, специализирующейся на управлении инновационными проектами и создании на их основе новых компаний.

Другой пример – Израиль, где к началу XXI в. вывоз высокотехнологичных товаров и услуг приблизился к четверти общего объема экспорта. В начале 1990-х гг. государство профинансировало в Израиле 40 % стартового капитала 10 частных венчурных фондов, что позволило привлечь к этой деятельности средства частного сектора и аккумулировать ресурсы, необходимые для инвестиций в высокотехнологичные проекты [Яковлев, 2006, с. 388–392].

Что касается собственно научной политики указанных стран, то здесь соответствующие инструменты, как уже отмечалось, были встроены в инновационную политику и подчинены ее целям и задачам, а их набор в ряде случаев диктовался и ограничивался ее потребностями. В отличие от традиционных лидеров мировой экономики, осуществлявших реформы институтов государства и рынка последовательно, эволюционно и комплексно, государственная научная политика новых индустриальных стран характеризовалась фрагментарностью и селективностью, что было обусловлено ориентацией на отдельные ниши мирового рынка и определенные элементы НИС.

Среди прочих особенностей политики новых индустриальных стран в сфере науки и инноваций, во многом объясняющих содержание ее основных мероприятии, использованных методов и инструментов, следует выделить следующие:

• ориентацию не просто на достижение значимых в масштабах страны позитивных сдвигов в инновационной активности и конкурентоспособности, но, в частности, на демонстрацию национальному бизнесу эффективности частно-государственного партнерства; [19]

• софинансирование инновационных проектов со стороны государства (до 50 %) при условии управления ими частными компаниями или специализированными посредническими организациями;

• диверсификацию каналов и инструментов государственной поддержки и стимулирования инновационной активности, призванную обеспечить снижение риска провала этих усилий в целом (в том числе за счет компенсации неудач расширением и развитием более успешных направлений);

• сохранение традиционных институтов НИС, с тем чтобы либо адаптировать их к новым требованиям и условиям, либо постепенно вытеснить новыми. Иллюстрацией может служить хрестоматийный пример трансформации знаменитых чеболей – крупных вертикально интегрированных южно-корейских промышленных компаний, бывших в определенный период символом успеха страны. Реакцией государства на постепенную утрату ими технологического лидерства стала поддержка их сетевого взаимодействия с государственными исследовательскими организациями, университетами и малыми инновационными предприятиями. Постепенно вокруг университетов, расположенных в зонах концентрации подразделений чеболей, сформировались динамично развивающиеся инновационные кластеры, давшие новый импульс развитию экономики Южной Кореи;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Книги похожие на "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Китова

Галина Китова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Китова - Научная политика. Глобальный контекст и российская практика"

Отзывы читателей о книге "Научная политика. Глобальный контекст и российская практика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.