» » » » Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики.


Авторские права

Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики.

Здесь можно купить и скачать "Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Русская школа»8515b4c7-6642-11e3-b8d0-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики.
Рейтинг:
Название:
Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-86947-071-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики."

Описание и краткое содержание "Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики." читать бесплатно онлайн.



В монографии освещаются вопросы социальной информации и комплектования информационных систем. На большом историческом материале автор прослеживает становление социологической информатики, специально выделяя тот важный вклад, который внесли в развитие этой дисциплины советские исследователи.

Книга предназначена читателям, интересующимся философскими и социологическими проблемами развития общества.






Прогресс социального семиозиса выражается: а) в совершенствовании фактуры общественного семиозиса; б) в развитии содержания общественного семиозиса или социальной информации.

Совершенствование фактуры общественного семиозиса означает индустриализацию производства общественного семиозиса, зависит от уровня развития техники производства знаков, интенсивности изобретательской деятельности. Книга Иоганна Гутенберга, основанная на печатном наборе, представляет собой знаки с повой фактурой по сравнению с книгами ксилографической печати. Удешевление процессов книгопечатания привело к развитию полиграфической индустрии, что, в свою очередь, повлияло на развитие содержания печатных текстов[49]. Сложились новые виды литературы, была разработана схема нового знания, в том числе профессионального и научного, или как об этом пишут науковеды, сложилась «новая наука».

Сходное значение имеет разработка новых музыкальных инструментов, новых материалов живописи, фотокопировальной техники и т. д. В наше время особо большое значение имеет изобретение радио, телевидения, кино и тому подобной знаковой техники.

Развитие семиозиса начинается от изобретения и открытия в области усовершенствования техники создания знаковых актов. Образования знаков с новой фактурой начинают развертывать новые формы знания, совершенствовать общественное сознание.

В дописьменном обществе, до цивилизации ведущими формами идеологии являлись мифология и магия. Изобретение письма, создание письменности и рукописной литературы, несомненно, связаны с установлением религиозных систем и соответствующих им институтов, а также институтов контроля и конвенций, регулирующих движение текстов с религиозным содержанием, принадлежащих к разным знаковым системам, создание книгопечатной литературы – с развитием секуляризованного содержания. Таким образом, прогресс в технике создания знаков с новой фактурой обеспечивает прогресс общественного сознания.

В зависимости от содержания социальная информация может принадлежать к одному из трех видов: 1) фундаментальной информации, содержащей знание о природе, обществе и человеке, которое может относиться к разным формам общественного сознания; 2) оперативной информации, связанной с задачами текущего управления общественным производством, с распределением и потреблением материальных и духовных ценностей, с осуществлением повседневной жизни. Назначение этой информации – регулирование экономической и собственно социальной деятельности членов общества; 3) информации о знаковых системах и их элементах или внутренней социально-семиотической информации. Ее назначение состоит в установлении правил и методов оперирования со знаками и разработке знаков, в установлении конвенций, регулирующих общественный семиозис, а также контроля над знаковой деятельностью.

Эти три типа содержания знаковой информации не отделены непроходимой перегородкой друг от друга, между ними есть средостения, прослойки, смешанные виды и т. п.

Указанные виды семиотической информации характеризуют основные тенденции в развитии социального семиозиса и социальной информации.

Всякий знаковый акт, следовательно, может быть осмыслен с трех точек зрения: 1) как средство выражения знания о природе, обществе и человеке;

2) насколько и как он может быть отнесен к системе материального производства и распределения; 3) в отношении к другим знаковым актам.

Очевидно, что всякий знаковый акт построен на основании определенного замысла. Будем называть замыслом ту мысль или то содержание, которое вложили в знак его создатели. Замысел вкладывается в знак по-разному, имея в виду различные варианты использования знаков. Знак может содержать теоретическую информацию и использоваться соответственно лицами, которым такая информация может понадобиться. Знак может содержать оперативную информацию, связанную с общественным производством, управлением им, распределением и потреблением продуктов производства и направленную лицам, непосредственно занятым соответствующими функциями. Замысел знака может касаться также знания о знаковых системах и служить созданию знаковых систем, установлению институтов конвенционализации знаков, распространения знаков, контроля над знаковой деятельностью. Замысел знаков может касаться, наконец, установления знаковых элементов знаковых систем и правил создания знаковых актов.

Всякий знаковый акт создается для определенной аудитории. Это может быть особая аудитория данного знакового акта или же общая аудитория для некоторых знаковых систем. Аудитория воспринимает знаковые акты по установленным правилам. Так, например, при обращении к кому-либо с устной речью, с одной стороны, правилами речевого этикета предписана обязательность выслушивания и принятия данной речи. С другой стороны, радиотрансляция речи предполагает возможность выключить радио, т. д. принятие речи этого вида факультативно, а не обязательно. Исполнение музыкальной пьесы в частном собрании допускает вмешательство публики в исполнение, отказ выслушать эту пьесу, тогда как концертные правила этикета требуют прослушать исполнение до конца.

Правила приема знаковых актов складываются в обществе и существуют как обычаи, административные правила, юридические нормы. Соответственно этому замысел знакового акта должен отвечать условиям, допускающим прием знакового акта и его передачу в пределах этих правил. Соответственно этому аудитория знакового акта обладает контролем над границами содержания и формы, в пределах которых может осуществляться знаковый акт по принятым в обществе правилам. Если произведения исполняются в театре или концерте плохо, то аудитория вправе не явиться.

Совокупность правил создания и приема знаковых актов вызывает необходимость в нормировании знаковых актов с их внутренней стороны, т. д. в составе элементов знаковой системы в пределах данного знакового акта. Применение результатов нормирования в создании семиотических актов называется нормой построения знаковых актов. Например, грамматика дает правила построения письменной речи. Если грамматика освящается определенным авторитетом, общественным или государственным, она становится обязательной. Исполнение речи по правилам грамматики дает нормированную речь, т. д. речь, в которой представлена норма, содержащаяся в написанной грамматике. Грамматическая норма разрабатывается специалистами филологами на основе традиций использования речи и перспектив развития языка. Норма – гибкое понятие. Она допускает стандартизацию речи и проявление индивидуального стиля, т. д. нестандартного метода формирования и развития материала.

Под стандартизацией понимается приведение знака или знакового акта к определенной норме, когда знаковый акт исполняется по трафарету, механически. Например, заполнение платежных ведомостей в бухгалтерии. Замысел знакового действия состоит здесь в точном исполнении бухгалтерских правил. Творческие усилия при создании знакового акта здесь отсутствуют. Норма допускает также создание знаковых актов, в которых, наоборот, творческое усилие является необходимым. Например, создание литературно-художественных произведений или научных трудов. В этом случае необходимо стилетворчество, т. е. создание индивидуального творческого усилия для формирования данного знакового акта. Проявление творческого усилия в семиотическом акте будем называть творческим стилем знакового акта.

Стандарт и творчество, т. д. создание новых, еще не закрепленных в норме методов, присутствуют в каждом знаковом акте. Например, заполнение платежной ведомости представляет стандартное действие, однако создание формы платежной ведомости требует творческих усилий. Создание романа требует творческих стилевых усилий от автора. Однако автор при этом пользуется как стандартами, правилами композиции, поэтическими и риторическими фигурами, так и особыми языковыми формами. Все это показывает, что создание знаковых актов в формировании замысла всегда сочетает в себе соблюдение сложившегося стандарта и стилевого творческого усилия.

5. Социальная информация и духовная культура

Понятие культуры очень многогранно[50]. Очевидно, что оно не всегда связано со знаковыми аспектами деятельности. Например, понятие «материальная культура» обозначает совокупность всех материальных объектов, созданных человеком, безотносительно к их качеству и функциям. Другой незнаковый вид культуры – физическая культура – связана с развитием телесных сил человека.

Знаковая природа культуры проявляется в ее духовной форме, в семиотических актах. Мы будем использовать понятие культуры, имея в виду лишь ее духовную форму.

Не вся совокупность знаковых актов составляет духовную культуру. Для того чтобы знаковый акт вошел в культуру, необходим особый отбор культурно-значимых актов. Отсюда виден первый принцип духовной культуры. Духовная культура есть результат исторического отбора знаковых актов. Совокупность знаковых актов, вошедших в состав духовной культуры, сохраняется обществом, уничтожение культурно-значимых знаковых актов запрещено. Запрещение оформляется по-разному: в виде экспертного заключения, юридических норм и административных правил. Нарушение этого запрещения носит название вандализма. Если произведения культуры ветшают, то они подвергаются восстановлению и воспроизводству с целью сохранения для будущих поколений. Следовательно, вторым признаком духовной культуры является ее хранимость.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики."

Книги похожие на "Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ян Вильям Сиверц ван Рейзема

Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики."

Отзывы читателей о книге "Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.