Виталий Иванов - Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)"
Описание и краткое содержание "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)" читать бесплатно онлайн.
Книга Виталия Иванова посвящена истории института главы субъекта Российской Федерации. Автор тщательно исследовал, как в минувшие годы менялось содержание статуса главы региона, как совмещались и чередовались назначенческий и выборный порядки наделения полномочиями. А также как и почему менялись главы. При этом им использовались не только открытые источники (правовые акты, научные работы, публикации СМИ, мемуары и т. п.), но и эксклюзивная информация, собранная в личных беседах с российскими политиками.
В.В. Иванов не скрывает своего категорического неприятия выборности глав субъектов Федерации, приводит обширную аргументацию в пользу своей позиции.
В приложениях содержатся сведения обо всех главах всех российских регионов с 1991 г. (а также о главах регионов РСФСР в 1960–1990 гг.).
Книга представляет интерес для ученых (правоведов, политологов, историков), политиков, чиновников и депутатов всех уровней, аспирантов и студентов, а также для всех, кто интересуется проблематикой государственного права и новейшей политической истории России.
Но Конституция имеет безусловный примат и прямое действие.
297
Ельцин охотно признавал, что к началу 1996 г. его рейтинг опустился до 3 % (Ельцин Б.Н. Президентский марафон. С. 23).
298
Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4869.
299
Татарстан, Башкортостан, Свердловская область и пр.
300
47 глав администраций, назначенных в общем порядке, плюс Юрий Лужков и Владимир Хубиев (Карачаево-Черкесия), назначенные в особом порядке. В первом заседании участвовали 46 – в трех регионах руководили и.о. глав администраций.
У Амурской и Брянской областей имелись избранные главы – Юрий Лодкин и Александр Сурат. То есть тамошние назначенцы руководили незаконно (и в Совете Федерации заседали незаконно) и их можно включать в этот перечень лишь условно. Выходит, что законных назначенцев всего было 45. (Лодкин и Сурат не предъявляли претензий на губернаторство, первый, как уже говорилось, в 1995 г. был избран депутатом Государственной Думы. Впрочем, заявления о сложении полномочий главы они не писали и заново – уже законно – отрешены не были. А Лодкин до 1996 г. даже получал зарплату как Глава администрации.)
301
Впервые Ельцин назначил повсеместные выборы еще своим Указом от 17 сентября 1995 г. № 951, тогда предполагалось провести их в декабре 1996 г., то есть после президентской кампании. Однако ему ничего не препятствовало издать новый указ об их переносе или отмене. Закон – совсем другое дело.
302
Конституционный Суд в своем Постановлении от 30 апреля 1996 г. № 11-П (см. сноску № 278) указал, что, во-первых, Указ Президента от 3 октября 1994 г. и утвержденное им Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, согласно которым вопрос о назначении выборов глав решается Президентом, лишили субъекты Федерации права самостоятельно назначать и проводить выборы даже при наличии у них надлежащей законодательной базы. Из-за отсутствия соответствующего разрешения Президента в ряде регионов выборы проведены не были, что поставило их в неравное положение с другими регионами. А такое ограничение противоречит Конституции. Во-вторых, наличие законодательной базы является достаточным основанием для назначения выборов самим субъектом Федерации, а препятствующие этому решения (то есть решения Президента, конечно же – В.И.) могут быть обжалованы в каждом конкретном случае в судах. В-третьих, Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации» установил, что выборы глав должны быть завершены не позднее декабря 1996 г. и таким образом положение о назначении выборов глав Президентом утратило силу. Иными словами, Суд заявил, что регионы с 1993 г. могли – при наличии законодательной базы – назначать и проводить выборы глав без оглядки на Ельцина. А тот с 1996 г. уже не имел права назначать глав. Этот «оппортунизм» судей, задним числом объявивших неконституционными целый ряд президентских решений 1994–1996 гг., несомненно, спровоцировала нервозная обстановка весны 1996-го.
303
Глава администрации Архангельской области Павел Балакшин был отрешен с формулировкой «за грубые нарушения при использовании целевых кредитов, выделенных для завоза продукции в районы Крайнего Севера». Однако возмущенные такой резкостью главы вступились за коллегу и в итоге отстранение архангельского губернатора переоформили в добровольную отставку (указы Президента Российской Федерации от 21 февраля 1996 г. № 221 «О Балакшине П.H.»; от 9 апреля 1996 г. № 499 «О Балакшине П.Н.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 10. Ст. 902; № 16. Ст. 1851).
В том же 1996 г. Балакшина выбрали мэром Архангельска, в этой должности он проработал четыре года.
304
Формально он был снят «за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, нарушения законов Российской Федерации, нецелевое использование средств федерального бюджета, задержки выплаты заработной платы, а также ухудшение социально-экономического положения» (Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1996 г. № 790 «О Барабанове В.А. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2757)
305
Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1997 г. № 666 «О главе администрации Кемеровской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 27. Ст. 3203.
306
Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 33. Ст. 3406.
307
Эта формулировка предполагала, что президенты республик обязаны возглавлять исполнительные органы государственной власти (правительства), но, как уже сказано, у некоторых республик (и не только республик) кроме президентов (губернаторов) были председатели правительств.
308
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 409.
309
В 1995–1996 гг. Ельцин перенес пять инфарктов (из них два – прямо во время кампании). Вскоре после выборов ему была сделана операция аортокоронарного шунтирования.
310
Или воспользоваться Постановлением Конституционного Суда от 30 апреля 1996 г. № 11-П.
311
В тех выборах участвовал Глава администрации Ленинградской области Александр Беляков, продвигавший идею объединения области и города в единый субъект Федерации (занял 10-е место). Это был первый случай, когда глава одного субъекта попробовал избраться главой другого.
312
Между Филатовым и Чубайсом Руководителем Администрации несколько месяцев был Николай Егоров, бывший Глава администрации Краснодарского края (см. сноску № 159).
313
Был избран во втором туре на безальтернативной основе – свои кандидатуры сняли занявшие в первом туре второе и третье места Глава администрации области Анатолий Соболев и предприниматель Анатолий Колташов. Попытки оспорить результаты выборов в Верховном Суде окончились неудачей.
314
Главу-назначенца Николая Егорова Чубайс буквально ненавидел. Личная преданность Ельцину, заслуги перед ним – все было забыто (см. сноску № 159). Егорова постарались лишить федеральной поддержки, а когда он проиграл выборы в октябре 1996 г. (позже признанные несостоявшимися), был поднят вопрос об его замене на Кондратенко.
Чубайс даже согласовал кандидатуру последнего с Ельциным и Черномырдиным. Но сам Кондратенко в последний момент отказался от назначения и решил дождаться повторных выборов в декабре.
315
Разрыв между Боковиковым и действующим Главой администрации Анатолием Якимовым, активно поддерживавшимся Полномочным представителем Президента Юрием Москвичом, составил всего 74 голоса. Это рекорд, пусть и довольно специфический. Естественно, Москвич и Якимов смогли добиться аннулирования результатов выборов.
316
Населению ХМАО и ЯНАО следовало непременно участвовать в выборах главы Тюменской области, поскольку округа, согласно ч. 4 ст. 66 Конституции, входят в ее состав, вместе область и округа образуют «сложносоставный субъект Федерации».
Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1355 «О выборах глав исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 38. Ст. 4412) разрешалось провести выборы глав всех трех субъектов Федерации и предписывалось провести их одновременно. От руководства регионов требовалось согласованно выбрать одно из воскресений октября 1996 г. и назначить на эту дату все выборы. Но окружные власти тогда всерьез оспаривали как вхождение ХМАО и ЯНАО в состав Тюменской области, так и собственно необходимость проведения областных выборов на территориях округов. 0 единой дате выборов договориться не получилось. Как и о проведении областных выборов в округах. В ЯНАО главу выбрали 13 октября, в ХМАО – 27-го. А областные выборы вообще проводить не стали. Поскольку глава, выбранный населением лишь собственно области, не мог бы считаться легитимным руководителем всего «сложносоставного» региона и, главное, поскольку проведение областных выборов только на собственно областной территории было бы нарушением Конституции и т. д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)"
Книги похожие на "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Иванов - Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)"
Отзывы читателей о книге "Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)", комментарии и мнения людей о произведении.