» » » Коллектив авторов - Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания


Авторские права

Коллектив авторов - Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»1f8e9364-c457-11e2-b841-002590591ed2, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания
Рейтинг:
Название:
Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-86775-734-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания"

Описание и краткое содержание "Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания" читать бесплатно онлайн.



В пособии раскрывается сущность этнопедагогики и народной педагогики, показана возможность их использования в экологическом воспитании дошкольников, а также содержатся практические материалы: методика использования различных фольклорных форм в эколого-педагогическом процессе детского сада; сценарии праздников и досугов, конспекты занятий, описания народных игр.

Пособие адресовано специалистам и практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.






Что же относится к средствам народной педагогики и может быть использовано в экологическом воспитании дошкольников?

К эффективным средствам воспитания следует отнести устное народное творчество, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга.

Пословицы – не старина и не прошлое, а живой голос народа; народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Г. Н. Волков подчеркивает: «Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства»[17]. Во многих пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание, что природа – это сила, с которой надо считаться.

Ценность народной педагоги отмечают разные исследователи. Например, Г. В. Лунина подчеркивает мысль о том, что народная педагогика – это прежде всего семейная педагогика: «Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях… то есть то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека»[18]. Она также считает, что наибольшее воплощение народная педагогика получила в устном народном творчестве (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки), обычаях и обрядах (крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники). В народной педагогике существуют специальные приемы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности – качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему.

«С древних времен – пишет Лунина – оптимизм рассматривается как плодотворная основа поведения человека. Философы прошлого… подчеркивали, что жизнелюбие стимулирует творческие деятельные силы личности, направленные на активное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающим миром и самим собой».

Хоровод – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья. Хоровод подчинен ритму и гармонии, он дает удовольствие и радость каждому участнику, объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с природой. Именно эта воздействующая на эмоциональное состояние и развитие детей особенность имеет принципиальное значение для экологического воспитания.

Народная педагогика – это совокупность сложившихся семейно-общественных традиций, содержанием которых являются культ дитя, добра-молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия.

Сложившаяся система экологического воспитания охватывает все стороны педагогического процесса – содержание, методы, технологии, управление. Практика многих дошкольных учреждений демонстрирует возможность успешной реализации этой системы. Взаимосвязь и стабильность всех компонентов системы является оптимальным условием формирования у детей начал экологической культуры.

Общая целостность и стабильность системы не исключает вариативных подходов в ее использовании. Наиболее подвижным, видоизменяемым компонентом системы является технология, понимаемая как совокупность спланированных на протяженности учебного года взаимосвязанных мероприятий. Их содержанием являются различные формы познания и взаимодействия детей с природой. Технология, реализующая в обязательном порядке программную цель экологического воспитания, создает условия для творчества воспитателя: именно через нее осуществляется учет конкретных социальных и природных условий дошкольного учреждения, психологической специфики контингента детей, профессиональной направленности личности воспитателя.

Одним из вариантов методического обеспечения программы «Юный эколог» – содержательного стержня системы экологического воспитания – является технология, сочетающая в себе традиционные мероприятия по ознакомлению детей с природой (циклы наблюдений, экологические занятия, создание и поддержание условий жизни для обитателей уголка природы и др.), с различными формами, сложившимися в русской народной педагогике.

Наш опыт показывает: сочетание экологического воспитания с народной педагогикой может носить всесторонне упорядоченный характер и охватывать такие параметры педагогического процесса, как развивающая среда, содержание и формы работы с детьми. Наряду с обогащенной эколого-развивающей средой создается предметная этносреда, включающая мини-этно-музей русской культуры, комплекты предметов народного искусства, русских костюмов, детскую художественную литературу фольклорного содержания и народную игрушку. Предметы и обстановка этносреды позволяют включить фольклорное содержание в эколого-педагогический процесс работы с детьми всех возрастных групп.

Эколого-фольклорная технология для детей 2–4 лет насыщена потешками, колыбельными песнями, пестушками, сказками, фольклорно-игровыми занятиями, содержание которых отвечает задачам экологического воспитания. Органично включенные в режимные моменты (питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры), эти фольклорные формы вызывают у детей эмоциональный отклик, создают радостное настроение.

Эколого-фольклорные технологии для детей среднего и старшего дошкольного возраста наполнены пословицами, поговорками, загадками, считалками, народными играми. Значительное место в работе с детьми занимают праздники фольклорного содержания, приуроченные к определенному времени года. Интересной формой работы со старшими дошкольниками являются занятия в этномузее.

Музейные предметы и содержание занятий имеют косвенное отношение к экологическому воспитанию, однако они несут в себе радость трудового взаимодействия человека с природой, отражают ее красоту, представленную в оформлении предметов старины, и поэтому легко вписываются в систему экологического воспитания.

Фольклор в эколого-педагогическом процессе с младшими дошкольниками

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

К. Д. Ушинский

Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Г. Белинский

Важной проблемой современности, является этническая – подъем национального самосознания, обращение к истокам народной культуры. Ориентация на культурные традиции, как общечеловеческие, так и российские, заявлена в государственных стандартах дошкольного образования. Концепция базисной программы «Истоки» одним из направлений в формировании личности ребенка определяет усвоение им общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Программа «Столичное образование» (все ее варианты) также нацелена на пробуждение и формирование у детей интереса и уважения к истории, обычаям, творчеству своего народа.

В настоящее время недостаточно изучены возможности использования педагогического наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников. Однако установлено, что особенно эффективно экологическое воспитание осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации его деятельности в природе.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется система экологического воспитания, охватывающая все возрастные группы – от ясельной до подготовительной. Во всех группах проводятся циклы наблюдений за обитателями уголка природы, растениями и птицами участка, специальные экологические занятия. Все дети включаются в создание и поддержание необходимых условий для животных – обитателей уголков природы и комнаты природы. Старшие дошкольники участвуют в экологических акциях, слушают чтение литературных произведений экологического содержания и самостоятельно создают книжки.

Разрабатывая эколого-фольлорную технологию в группах ясельного возраста, мы использовали малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки). Погружение в фольклорную среду – необходимый фактор работы с детьми; особенно важно использование фольклора в ранний период детства.

Народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребенка форме обучить его чему-то новому. Жизнь маленьких детей – это, в первую очередь, питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому, начиная работу с малышами, мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, несут в себе элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в разных режимных моментах жизни детей в детском саду.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания"

Книги похожие на "Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания"

Отзывы читателей о книге "Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.