Владимир Виненко - Общие основы педагогики
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Общие основы педагогики"
Описание и краткое содержание "Общие основы педагогики" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии рассматривается педагогика в системе наук о человеке, анализируются центральные педагогические категории: образование, воспитание, обучение, социализация, педагогическое взаимодействие и педагогический конфликт, педагогическая система и процесс обучения. Большое внимание уделяется раскрытию структурных связей между компонентами педагогического процесса: целями и содержанием образования, методами, средствами и организационными формами процесса обучения. Образование рассматривается как личностная ценность и как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах общества и государства. В рамках анализа методологии педагогики раскрываются структура методологической культуры педагога, исходные основания выбора логики педагогического исследования, исследовательских подходов и методов исследований. Содержание учебного пособия находится в полном соответствии с требованиями современных нормативных документов федерального уровня.
Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031000.00 «Педагогика и психология», преподавателей и аспирантов.
Владимир Григорьевич Виненко
Общие основы педагогики
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Общие основы педагогики» представляет собой пропедевтический курс, предваряющий изучение ряда дисциплин предметной подготовки (ДПП) и общепрофессиональных дисциплин (ОПД), которые входят в основную образовательную программу подготовки выпускника вуза в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования специальности 031000.00 «Педагогика и психология с дополнительной специальностью» (редакция 2005 г.). Общая цель изучения дисциплин циклов ДПП и ОПД состоит в усвоении психолого-педагогических знаний и формировании умений и навыков, необходимых для решения следующих типовых задач в области учебно-воспитательной, социально-педагогической и научно-методической деятельности:
1) психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;
2) организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;
3) использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;
4) воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
5) организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;
6) оказание помощи в решении задач социализации учащихся;
7) выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
8) анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.
Очевидно, что все эти задачи направлены на формирование у выпускников вузов педагогического видения окружающего мира – умения вычленять в нем фрагменты педагогической действительности, анализировать их сущность и оказывать положительное влияние на развитие образовательного процесса. Совокупность типовых задач определила содержание дисциплины «Общие основы педагогики», которое в соответствии с указанным ГОСом, включает пять тематических блоков.
1. Педагогика как наука, ее объект.
2. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
4. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.
5. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике, их основные характеристики. Методы и логика педагогических исследований.
Исходным пунктом концепции изложения, принятой в настоящем учебном пособии, является полное соответствие:
1) действующим в настоящее время нормативным актам, регламентирующим образовательную деятельность (как то Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, Закон об образовании, ГОС высшего профессионального образования специальности 031000.00 «Педагогика и психология с дополнительной специальностью», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века и др.);
2) сложившимся в педагогической науке и получившим признание большинства научно-педагогического сообщества представлениям о научно-методологическом базисе общей педагогики, ее концептуальной синтагме, о законах и закономерностях воспитания и обучения, подходах и методах педагогического исследования, нашедших свое отражение в учебных пособиях по общей педагогике В.И. Загвя-зинского, Г.Б. Корнетова, В.В. Краевского, В.С. Кукушина, В.А. Сластенина, А.М. Столяренко и др. Соблюдение этого соответствия позволяет избежать при создании учебного пособия субъективного подхода, который является следствием научных пристрастий авторов, субъективного понимания ими шкалы ценностей педагогической науки и находит свое выражение в неравномерном освещении и даже в исключении некоторых задаваемых ГОСом тематических блоков.
В первой главе учебного пособия «Педагогика в системе наук о человеке» дается общее представление о педагогике как самостоятельной, системной науке, анализируются элементный состав и логическая структура теории педагогического знания, конкретизируется логическая структура теории обучения (дидактики), описываются функции педагогики и система педагогических дисциплин. В отличие от известных учебных пособий по общей педагогике существенно расширен раздел, раскрывающий связи педагогики с другими науками. Он включает анализ естественно-научного базиса педагогики, особенностей взаимодействия педагогического знания с психологией, философией, социологией, системологией, экономикой и организационно-управленческими теориями. Завершает первую главу учебного пособия анализ соотношения педагогической науки и практики, которое В.В. Краевский называет самой общей, глобальной проблемой педагогики. Этот анализ включает раскрытие философской сущности понятия «деятельность», уточнение термина «педагогическая деятельность» и выделение практического и теоретического видов педагогической деятельности. Проведенный в первой главе аналитический обзор всей области различий между объектами, средствами и результатами этих двух видов педагогической деятельности позволил обосновать утверждение о том, что основа совершенствования педагогической практики – педагогическая наука.
Вторую главу «Категориальный аппарат педагогики» открывает обсуждение соотношения между категориями «образование» и «воспитание», которое приводит к выводу о необходимости понимания образования в качестве феномена, объемлющего и воспитание, и обучение. Категория «образование» при таком подходе предстает как наиболее общая педагогическая категория. Большое внимание в этой главе уделяется описанию процесса социализации, указывается на наличие двух противоположных тенденций, задающих развитие этого процесса: социальной интеграции и индивидуализации. Подчеркивается, что последняя делает необходимым выделение в педагогическом процессе наряду с воспитанием самостоятельной области – педагогической поддержки становления личности. Исходя из этого, целесообразным представляется изучение воспитательных процессов, направленных на формирование личности, и современных моделей личностно-ориентированного образования, выявление роли самовоспитания в становлении личности. В этой главе раскрывается значение одного из важнейших педагогических терминов «педагогическое взаимодействие», анализируются возможные трактовки терминов «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое общение», приводится краткое описание особенностей межличностных отношений в процессе педагогического взаимодействия.
Опираясь на представление о сущности педагогического взаимодействия, педагогический (образовательный) процесс можно определить как процесс смены состояний педагогического взаимодействия и представить его как целостный комплекс взаимодействующих элементов, в качестве которых выступают образовательные цели, содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения. Этот подход позволил естественным образом связать определение педагогического процесса с определением педагогической системы – упорядоченной совокупности взаимосвязанных компонентов, функционирующих в целостном педагогическом процессе. Как системное понятие в настоящем учебном пособии раскрывается и процесс обучения.
В рамках проведенного в третьей главе – «Образование как общественное явление и педагогический процесс» – многоаспектного анализа феномена «образование» определяются личностная значимость, общественные функции и цели, значение образования в жизни государства. Как процесс и как результат образование можно понять, только увидев его роль и место в развитии личности (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова). На личностном уровне результат фиксирует присвоение социального опыта, и его сущность можно познать только на основе четкого представления о структуре и иерархии результативности образовательной деятельности, ее преемственно связанных этапах: грамотность – образованность – компетентность.
На современном этапе развития общества в качестве глобальной (общей) цели образования выступает целенаправленное развитие человека на основе передачи педагогически адаптированного социального опыта. Эта общая цель с помощью многоуровневой декомпозиции позволяет построить иерархию образовательных целей, простирающуюся вплоть до цели отдельного урока. Педагогические цели воплощаются в педагогической модели социального заказа содержании образования, определяющем, в свою очередь, деятельность преподавания и мотивы учения. Наиболее адекватной для описания взаимодействия общества и образования представляется мысль Б.С. Гершунского о неотделимости общества и образования, о способности и обязанности сферы образования находить свои специфические возможности решения назревающих социальных проблем, упреждать их нежелательное развитие. Среди наиболее заметных тенденций развития образования, получивших отражение в настоящем учебном пособии, можно отметить переход к непрерывному образованию, расширение сферы использования методов открытого образования, диверсификацию высшего образования, радикальное обновление учебных программ, усиление взаимосвязи высшей школы и мира труда, развитие социального диалога и социального партнерства, движение от понятия «квалификация» к понятию «компетентность», формирование глобальной международной образовательной системы. Последняя тенденция проявила себя наиболее последовательно в реализации болонских реформ, одной из приоритетных проблем которых является обеспечение качества образования.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Общие основы педагогики"
Книги похожие на "Общие основы педагогики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Виненко - Общие основы педагогики"
Отзывы читателей о книге "Общие основы педагогики", комментарии и мнения людей о произведении.