Марина Федотова - Россия. Автобиография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Россия. Автобиография"
Описание и краткое содержание "Россия. Автобиография" читать бесплатно онлайн.
Эта книга, как и положено автобиографии, состоит из свидетельств очевидцев. Из этих воспоминаний и живых наблюдений становится совершенно ясно – пожалуй, никакая другая страна земного шара не имеет столь трагичной истории. И все же, вопреки всем испытаниям, Россия всякий раз выживала и ее история, неоднократно грозившая оборваться, продолжалась – и продолжается по сей день.
Тотчас промчалась весть по всему граду Пскову о том, что прогнали литовцев; женам же псковским велено-де собираться у пролома и остаток литвы побивать. И, забыв про немощь свою, устремились все жены псковские к проломному месту. Одни из них, кто помоложе и посильнее, стали с литвой биться и литву побивать; другие орудия литовские в город затаскивали, или подносили камни защитникам города, или подавали воду тем, кто устал и изнемог от жажды. И так одолели литовцев: когда наступила ночь, ни одного врага не осталось на городских стенах. <...>
Бояре же и воеводы псковские никоим образом не давали литовцам взойти на городскую стену. Напротив проломного места они повелели соорудить деревянную стену с многочисленными бойницами и во многих местах установить орудия. Между каменной и деревянной стенами выкопали ров и утыкали его острым дубовым частоколом, также расположили частокол по всему пролому и в башнях. И все люди усердно готовились к отражению приступа: одни заготавливали смолу, чтобы бросать ее зажженной в неприятеля, другие варили в котлах кипяток с нечистотами, третьи готовили кувшины с порохом или сухую сеяную известь, которой можно было засыпать литовцам их бесстыжие глаза. Каждый день, а иногда и по два и по три раза в день, литовцы приступали к стенам, но всякий раз, с Божьей помощью, псковичи отбивались от них. <...>
Каждый день псковичи совершали вылазки из города и захватывали литовских языков. От них-то стало известно о том, что литовцы готовят подкопы под городские стены – каждое войско свой: есть польский подкоп, есть литовский, есть угорский, а всего девять подкопов в разных местах. Однако никто из пленных не знал, к какому месту какой подкоп ведет. И повелели воеводы копать из города слухи, пытаясь обнаружить подкопы. Но до времени все было тщетно.
И вот каким образом были обнаружены подкопы. Однажды, а было это 20 сентября, псковские священники, как обычно, пришли к Покровской башне с иконами и с крестами и стали совершать молебен. Литовцы же, услыхав, что в этом месте собрался народ, стали метать в город тяжелые камни.
И один из камней угодил в чудотворную икону святого великомученика Димитрия Солунского, греческого письма, в золоченый доспех на святом, возле правого плеча, и пробил доспех до самой доски. И не осталось безнаказанным столь дерзостное надругательство над чудотворным образом святого мученика Христова: в этот самый день из литовского войска прибежал во Псков перебежчик – некий Игнаш, родом русский, бывший прежде стрельцом в городе Полоцке; он и указал воеводам те места, к которым вели подкопы. Воеводы же возблагодарили Бога и святого великомученика Димитрия и спешно повелели копать слухи против тех подкопов. И вскоре сошлись наши слухи с главными литовскими подкопами, и так расстроился злой их умысел. Остальные же литовские подкопы обрушились сами собою.
Тогда литовцы придумали новое ухищрение для того, чтобы взять город. 28 сентября к городским стенам прискакали литовские гайдуки, и градоборцы, и каменосечцы и, прикрываясь особыми прочными щитами, начали подсекать кирками каменную стену. В это же время из-за реки Великой стали стрелять по псковичам из всех орудий.
Государевы же бояре и воеводы, видя новую беду, нависшую над городом, повелевают людям поджигать смолу и бросать ее вниз, на литовские щиты, чтобы не выдержали литовцы огня и дыма и побежали прочь от города. Внизу же городской стены повелевают провертеть частые бойницы и сквозь те бойницы стрелять по литовцам и колоть их копьями. Сверху же льют на них горячую смолу, и деготь, и кипяток, бросают горящий просмоленный лен и кувшины с порохом. И многие из литовцев, не выдержав этого, побежали прочь из-под города, но другие, надежно прикрываемые щитами, продолжали упорно подсекать стену. Некоторые из них уже так углубились в нее, что их нельзя было достать ни огнем, ни кипятком, ни горящей смолою. И тогда псковичи взяли прочные шесты и привязали к ним длинные крепкие кнуты, а на их концы привязали железные палки с острыми крюками. И теми кнутами, спустив их с городской стены, стали стегать литовцев, и цеплять их за одежду и за туловища, и так вытаскивать из-под стены наружу – подобно тому, как ястреб вытаскивает своим острым клювом утят из-под кустов на заводи.
И бежали литовские гайдуки, и градоборцы, и каменосечцы к королю Стефану. <...>
И повелел король непрестанно бить по городу из орудий из-за реки Великой, и били литовцы из орудий в течение пяти дней, и разбили городскую стену со стороны реки. После этого, 2 ноября, пошли на великий приступ к городу Пскову со стороны реки, по льду. Гетманы и ротмистры их ехали на лошадях, а гайдуков саблями секли, понуждая идти к городу. Но и в тот день, Божьей милостью, оборонили город: когда подступили литовцы к городу, ударили по ним псковичи и всех побили – словно мост по льду выложили.
И тогда повелел надменный король Стефан отвести свои войска от Пскова. Сам же вскоре, 1 декабря, поехал от Пскова в Литовскую землю, но осаду с города не снял, а оставил у Пскова пана канцлера, польского гетмана, а с ним множество воинов. И повелевает король канцлеру продолжить осаду города и взять его измором. И похваляется канцлер, что выстоит он город Псков и захватит его. <...>
И стоял канцлер польский со множеством войска у города Пскова, но не смел ни на приступ пойти, ни даже к городу приблизиться. Воеводы же псковские не бездельничали, но совершали многочисленные вылазки из города и множество людей литовских побивали и в полон уводили. <...>
Через несколько дней, 17 января, показались из литовских станов многие люди, конные и пешие, двигающиеся к городу. Воеводы псковские решили, что литовцы снова идут на приступ, и стали готовить людей к бою. Но вскоре увидели, что литовское войско остановилось недалеко от города, и выехал из него один конный – то был русский, сын боярский по имени Александр Хрущов. И въехал он в город Псков, и сообщил воеводам псковским о том, что, по государеву приказу, государевы послы заключили мир с королевскими послами. Так, великим и неизреченным Божиим милосердием и помощью и заступничеством истинной помощницы нашей Пресвятой Богородицы и всех святых закончилась псковская осада. Вскоре, 4 февраля, польский канцлер со всеми своими силами ушел в Литовскую землю, и отворились тогда ворота во граде Пскове, бывшие затворенными шесть месяцев.
Доблесть псковичей (был отбит 31 приступ, Псков не сдался), увы, не помогла одержать победу в войне. Надвигающаяся зима принудила поляков пойти на мирные переговоры – первоначально они вместе со шведами планировали атаковать всю Новгородскую землю.
В 1582 году Иван IV заключил со Стефаном Баторием Ям-Зампольский мир, по которому Россия отказалась от всех приобретений в Ливонии в пользу Речи Посполитой и передала последней город Полоцк; военные действия прекратились, Ливонская война закончилась, но спор о литовско-русских границах остался незавершенным.
Походы Ермака, 1581–1585 годы
Семен Ремезов
Дела на западных рубежах государства складывались не слишком удачно, зато восточные границы России продолжали расширяться. В последние годы правления Ивана Грозного началось покорение Сибири, причем первыми в сибирские земли вступили не «государевы люди», а вольные казаки, которых наняли русские купцы. Среди атаманов казаков был и прославленный позднее былинами и песнями Ермак Тимофеевич, находившийся на службе у купцов Строгановых. Именно он с отрядом донских казаков перешел Уральские горы, разбил местного хана Кучума, с чего и началось покорение Западной Сибири.
Изначальное казацкое «написание» о походе Ермака не сохранилось, но именно оно легло в основу так называемой Кунгурской летописи, которую включил в свою «Историю Сибирскую» картограф Семен Ремезов.
Великий Господь Бог наш христианский, тот, что одаряет рабов своих, как Самсона, исполинской силой, Ермаку Тимофееву сыну Повольскому дал силу, счастье и храбрость смолоду, единственно всем сердцем и душой желать подвига.
И с таковой храбростью Герман, прозванный в дружине своей Ермаком и избранный, как видно, атаманом, на Хвалынском море и на Волге с многочисленной вольницей громил суда, да и в царской казне шарил.
Когда благочестивый царь Иван Васильевич услышал жалобы на них, то послал сильное свое войско, приказав всех перебить, а предводителей, поймав, казнить, дабы не смели казну его грабить и пути перекрывать.
Слышал Ермак от многих чусовских жителей про Сибирь. В 1578 и 1579 годах собравшиеся с Ермаком военные силы с Дона, Волги и с Яика, из Астрахани и из Казани, разбойничая, разграбили собственные государевы суда с послами, и бухар на устье Волги-реки. А когда узнали про посланных царем для расправы, то некоторые из них разбрелись, а другие, более многочисленные, разбежались по различным городам и селениям.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия. Автобиография"
Книги похожие на "Россия. Автобиография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марина Федотова - Россия. Автобиография"
Отзывы читателей о книге "Россия. Автобиография", комментарии и мнения людей о произведении.