Наталья Викторова - Налоговое право: краткий курс

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Налоговое право: краткий курс"
Описание и краткое содержание "Налоговое право: краткий курс" читать бесплатно онлайн.
Настоящее пособие написано в соответствии с программой курса «Налоговое право». Автор рассматривает базовые аспекты налогообложения (терминология, методы, принципы), основы налогового права, международного налогового права, налогового планирования, правовое регулирование налогообложения. Особое внимание уделено организации налогового производства и контроля, привлечению к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, защите интересов налогоплательщиков. В разрезе элементов налогообложения рассматривается порядок исчисления и уплаты российских налоговых платежей (федерального, регионального, местного уровней), дается характеристика специальных налоговых режимов.
Пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих курс «Налоговое право», а также будет полезно преподавателям, аспирантам и всем интересующимся вопросами налогового права.
3. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 4 НК РФ). Запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом.
Принципы налогового права очень важны. Они имеют не столько теоретическую ценность, сколько практическую. Реализация юридических принципов в полной мере означает демократический подход публичной власти к частным интересам.
4.3. Характеристика налоговых правоотношений
Налоговое правоотношение – это общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права, по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов; осуществления налогового контроля; привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данный перечень отношений является исчерпывающим. Налоговые отношения не могут регулироваться нормативными правовыми актами, которые не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах», и актами других отраслей права (гражданского, финансового, бюджетного и др.).
Налоговые отношения отличаются от других видов общественных правоотношений своими субъектом, объектом и содержанием.
Субъекты налоговых правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поименованы в ст. 9 НК РФ. К ним относятся:
1) налогоплательщики и плательщики сборов;
2) налоговые агенты (организации и физические лица);
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ).
В качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст. 19 НК РФ).
Организации (российские и иностранные) уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.
Физические лица как налогоплательщики имеют разное правовое положение (статус), которое определяется законодательством с целью применения соответствующих ставок, льгот, порядка и срока уплаты:
♦ работники, получающие доходы в форме заработной платы в организациях;
♦ индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты;
♦ предприниматели с привлечением наемного труда;
♦ собственники движимого и недвижимого имущества;
♦ законные представители (усыновители, опекуны);
♦ лица, имеющие другой статус.
Взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ) для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
♦ одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;
♦ одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
♦ лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Налогоплательщика следует отличать от налогового агента – лица, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ).
Согласно гл. 4 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного представителя (представительство по закону) и уполномоченного представителя (представительство по доверенности).
Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях (ст. 26 НК РФ).
Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения.
Отдельными полномочиями налоговых органов наделяются таможенные органы.
С целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ (ст. 37, 39 и 41), созданы государственные внебюджетные фонды. Они действуют как самостоятельные юридические лица. Статьей 13 НК РФ взносы в эти фонды отнесены к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространяются все положения налогового законодательства.
Специальными полномочиями в налоговой сфере наделены финансовые органы и органы внутренних дел (ст. 34.2 и 36 НК РФ).
В качестве иных субъектов налоговых отношений, не перечисленных выше, выступают учреждения банков по поводу исполнения платежных поручений налогоплательщиков; органы и лица, выполняющие юридические действия в пользу плательщиков государственной пошлины (судьи, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и др.); эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, понятые и пр.
Субъекты налогового права наделены правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью.
Налоговая правоспособность – это предусмотренная налоговым правом возможность обладания правами и несения обязанностей по поводу объектов налоговых правоотношений.
Налоговая дееспособность – это предусмотренная налоговым правом способность лица к самостоятельному осуществлению принадлежащих ему прав и выполнению возложенных на него обязанностей.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение, – налог, сбор, пошлина, исчисление которых производится в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Объект налогового правоотношения и объект налогообложения – связанные, но не тождественные понятия. В качестве объектов налогообложения выступают материальные блага налогоплательщиков, а именно: доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, другие объекты, – с которых в определенном законом порядке уплачиваются налоговые платежи.
Содержание налогового правоотношения – совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, которые предусмотрены действующим законодательством о налогах и сборах.
4.4. Источники налогового права
Источники налогового права – нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. К ним относятся международные договоры, конституционные законы, общие законы и законы о конкретных налогах, подзаконные нормативные правовые акты, судебные решения.
Понятие «источники налогового права» шире, чем термин «законодательство о налогах и сборах», закрепленный в гл. 1 НК РФ. Так, согласно п. 1, 4, 5 ст. 1 НК РФ в систему налогового законодательства Российской Федерации входят:
♦ Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
♦ законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ;
♦ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Кроме того, определенными полномочиями по регулированию налоговых отношений обладают органы исполнительной власти всех трех уровней. Они в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Не имеют права издавать подобные акты Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и их территориальные подразделения.
Кратко охарактеризуем источники налогового права.
1. Особое место в системе источников налогового права занимает Конституция РФ. В основном законе страны содержатся нормы, напрямую регулирующие налоговые отношения. Это фундаментальные положения, определяющие задачи и направления налоговой политики государства. Так, например, в Конституции РФ сказано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Конституционные основы, такие как равенство прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства, признание и защита государством всех форм собственности и иные общие начала, развиваются в других нормативных правовых налоговых актах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Налоговое право: краткий курс"
Книги похожие на "Налоговое право: краткий курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Викторова - Налоговое право: краткий курс"
Отзывы читателей о книге "Налоговое право: краткий курс", комментарии и мнения людей о произведении.