Илья Шабшин - Советы практического психолога. Как день грядущий нам прожить?
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Советы практического психолога. Как день грядущий нам прожить?"
Описание и краткое содержание "Советы практического психолога. Как день грядущий нам прожить?" читать бесплатно онлайн.
В этой книге профессиональный психолог-консультант понятно и интересно объясняет причины и скрытые механизмы различных затруднений, конфликтов, эмоций и переживаний.
Вы узнаете, как справляться с беспокойством и тревожностью, надо ли бороться с неуверенностью, как сберечь любовь и научиться разбираться в людях, можно ли противостоять скрытому внушению, как разгадать тайны снов, как принимать важные решения в жизни и строить планы на будущее, и многое другое.
Прочитав книгу, вы научитесь находить выход из различных сложных ситуаций и щелкать как орешки многие задачи, которые перед вами ставит Жизнь.
Шабшин Илья Иосифович
Советы практического психолога. Как день грядущий нам прожить?
Предисловие
Знаете, чем задачки, которые задает нам Жизнь, отличаются от тех, что мы решали в школе?
Когда мы учились в пятом классе, учителя давали нам решать задачки именно для пятого класса, а не для девятого. А Жизнь не спрашивает, есть ли у нас необходимые знания и умения. Каждая школьная задача имела один правильный ответ (который иногда можно было подсмотреть в конце учебника), а жизненные ситуации намного сложнее. Наконец, за неправильно решенную задачу в школе ставили плохую отметку, а за ошибки, которые мы совершаем в жизни, порой приходится расплачиваться очень дорого...
Как научиться справляться с проблемами и трудностями? Для этого нужно, прежде всего, понимать, как с точки зрения психологии устроены эмоции и конфликты, как люди влияют друг на друга, знать особенности своего типа характера и уметь разбираться в характерах других людей, а еще правильно ставить цели, конструктивно общаться со своим мудрым бессознательным – то есть владеть некоторыми психологическими знаниями и практическими навыками.
Для тех, кто хочет ими овладеть, и написана эта книга.
Автор выражает свою глубокую признательность П. В. Волкову и Е. А. Добролюбовой.
Любовь исцеляющая и травмирующая
Про любящих мам и послушных детей
«Поговори со мною, мама, о чем-нибудь поговори...» Эту замечательную песню композитор и певец Владимир Мигуля посвятил своей маме – как знак извинения за то, что уехал от нее за тысячи километров и пошел по своему собственному жизненному пути, не оправдав материнские ожидания. Всегда ли помогает нам материнская любовь?
Вклад на всю жизнь
Тысячи и тысячи страниц написаны, в том числе и психологами, о необходимости материнской любви. Теперь уже, наверное, всем и каждому известно, что именно безусловная любовь мамы, любовь не за заслуги, а просто за то, что мы есть, дает нам бесценные дары: возможность принять самих себя такими, какие мы есть, чувство защищенности, ощущение «я – хороший», базовое доверие к жизни, чувство своей нужности. (Став взрослыми, мы нередко ищем такого же безусловного принятия нас со стороны близкого человека, мужа или жены – ищем, не находим и разочаровываемся...)
Представления психологов о роли матери в жизни ребенка менялись. Было время, когда основная роль в воспитании ребенка отводилась отцу, то есть именно роль отца и его влияние считались ключевыми. Затем психологи стали говорить о решающем значении матери для становления личности и возложили ответственность за проблемы в судьбе уже взрослого человека на недостаток материнского внимания, мамины ошибки и неточности, несвоевременные реакции и прочие «грехи».
Позже специалисты пришли к выводу, что мама имеет таки право быть несовершенной, неидеальной, она тоже может быть уставшей, раздраженной и проявлять все человеческие эмоции. В центре внимания оказалось распределение ролей в семье, выяснение того, кто из родителей на какие качества ребенка и даже на какие будущие события в его жизни влияет, и в каком возрасте это происходит. Заговорили о необходимости полной семьи, о том, что дает ребенку общение с родителем одного с ним пола и противоположного. Вошли в моду и стали широко употребляться такие выражения, как Эдипов комплекс, комплекс Электры и другие элементы психоаналитических представлений.
Но при этом всегда речь шла о том, что материнская любовь – благо, уточнялось только ее значение, место, роль... И лишь сравнительно недавно специалисты заговорили о «тисках» материнской любви, о ее возможных неприятных последствиях, о так называемой созависимости.
От бор-машины к гитаре
Мама известного певца и композитора Владимира Мигули видела своего сына врачом-стоматологом. И юноша послушно поступил в медицинский институт в Волгограде, окончил его и даже проработал несколько лет в «скорой помощи». Для того чтобы начать жить своей собственной жизнью, следуя своему призванию, а не маминым желаниям, Владимиру пришлось уехать в Москву.
Мы не знаем, почему мама Владимира Мигули хотела, чтобы ее сыночек стал именно стоматологом, а не, скажем, поваром или инженером. Скорее всего, в данном конкретном случае речь шла просто о престижной профессии, обеспечивающей хороший заработок. Что ж, быть может, пережив нелегкие послевоенные годы, любящая мама желала своему мальчику самого главного: жить в достатке, не зная, что такое голод и бедность. Вопрос, а хочет ли Вовочка лечить чьи-то зубы, видимо, не ставился вовсе или не рассматривался всерьез. И парень, искренне любящий свою маму, конечно, не хотел ее расстраивать. Да, он увлекался музыкой и уже сколотил небольшую музыкальную группу, которая даже успешно выступала в родном городе, но гитара – разве это серьезно? Это так, увлечение. А профессия – дело серьезное. Ну что ж делать – послушаемся маму и поступим учиться на стоматолога... Хорошо еще, что следование маминому сценарию отняло у великолепного композитора не всю жизнь, а лишь несколько лет, иначе не были бы написаны многие замечательные песни.
Маленькие заложники любви
Преодолев немыслимые препятствия с ночным дежурством, взяткой кому надо и т. п., шестилетнего мальчика отдают в школу, да не простую, а с углубленным изучением математики; при этом мальчик занимается в волейбольной секции (его отвел туда папа год назад), а сейчас мама записала ребенка в музыкальную школу.
Спрашиваю у мамы: «Как живете?» – «Очень тяжело, – отвечает. – У нас каждый день после школы какие-нибудь занятия: то тренировка, то факультатив, а теперь еще и сольфеджио, специальность...» – «Ну а стоит оно того?» – «Стоит, конечно; я в свое время хотела научиться играть на скрипке, но не смогла, зато теперь мой сыночек сможет».
Произносится с искренней гордостью, радостью и готовностью героически преодолевать трудности... Вопрос, а хочет ли сам мальчик учиться играть на скрипке, причем именно сейчас, спустя месяц после поступления в математическую школу, видимо, не ставится.
Мама звонит домой: «А что тебе поставили по сольфеджио? Почему „четыре“? Перепутал гармонии? Мы же их учили!»
Произносится сердито: мы же занимались, у нас должна быть «пятерка». Вопрос, а для чего ребенку имеет смысл учиться в музыкальной школе, – чтобы научиться получать удовольствие от хорошей музыки или для удовлетворения маминых амбиций, не говоря уже о том, а хочет ли мальчик ходить в музыкальную школу, – об этом любящие родители не задумываются.
Интересно также отметить вот это «мы учили». Потом будут «наши успехи», «у нас – «пятерка»», «мы перешли в 10 класс», «мы поступили в институт»...
Мама соединяет себя с ребенком в единое целое. И делает она это не только по отношению к еще не родившемуся ребенку, когда такое объединение, по сути, правильно, и не только когда он родился (тут тоже можно согласиться с объединением), но и по отношению к подростку, молодому человеку или девушке, которые стоят на пороге выбора своей собственной судьбы – по инерции, по привычке, в силу желания продлить чудесную близость с ребенком. Как же трудно им сделать этот свой собственный выбор. Как мешает им созданное мамой общее «мы», в котором они жили на протяжении всей своей жизни. Как же нелегко им, еще только взрослеющим, еще не твердо стоящим на своих ногах, не нашедшим себя в этом мире, как сложно им разомкнуть это «мы», превратить его в «я» и «ты», почувствовать свое самостоятельное «я», которое имеет право на собственные чувства, на собственный выбор, на собственный жизненный путь.
Жизнь на поводке
Ах, если бы всем детям, выросшим в хорошей, благополучной, заботливой, любящей семье, удавалось бы легко избавляться от созависимости. Кому-то, как Владимиру Мигуле, приходится уходить из дома, уезжать в другой город или даже в другую страну, чтобы обрести чувство внутренней свободы и право на свой выбор. Увы, нередки случаи, когда преодолеть созависимость – резким рывком или мягким увеличением психологической дистанции – не удается.
Взрослые дети не всегда живут вместе со своими стареющими родителями в силу острой необходимости или проблем с жилплощадью. Бывает, что удерживает их невидимая связь, незримый, но крепкий, упругий поводок. Дернет тревожная гиперопекающая мама за поводок – и он стягивает глею, не продохнуть. А как дернет? Виной, обидой, упреком: «Я все для тебя делала. Я всю жизнь посвятила тебе. Я желаю тебе только самого лучшего...» И ведь не лжет, правду говорит. И не упрекнуть маму в ответ. И огорчить ее не хочется. А если все же не послушаешься, то в другой раз мама дернет за поводок ухудшением здоровья. И приедешь, примчишься, прилетишь – тут маме и полегчает... Да, приступ пройдет, а созависимость укрепится, поводочек станет прочней, и в следующий раз мама уже точно будет знать, за какое место дергать.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Советы практического психолога. Как день грядущий нам прожить?"
Книги похожие на "Советы практического психолога. Как день грядущий нам прожить?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Шабшин - Советы практического психолога. Как день грядущий нам прожить?"
Отзывы читателей о книге "Советы практического психолога. Как день грядущий нам прожить?", комментарии и мнения людей о произведении.