Иван Отческий - Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг"
Описание и краткое содержание "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы защиты прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг. Анализируется правовое регулирование туристской деятельности и правовая природа договора о реализации туристского продукта. Рассматривается предмет договора возмездного оказания туристских услуг, правовой статус и права и обязанности потребителя в обязательствах по оказанию туристских услуг.
Исследуются последствия нарушения прав потребителей-туристов, освещены формы и способы защиты нарушенных прав, обосновываются рекомендации по совершенствованию законодательства в исследуемой теме.
Монография предназначена для студентов, магистрантов, преподавателей юридических вузов, вузов сервиса и туризма, а также для практических работников, занимающихся вопросами туристской деятельности.
Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассматривая конкретное дело, указала, что и в случае, если багаж включает вещи и ценности, предназначенные для продажи либо используемые гражданином-предпринимателем для предпринимательской деятельности, потребительское законодательство к таким правоотношениям неприменимо[133].
В-пятых, турист не может зарабатывать деньги в посещаемом месте из местного источника. Это является ключевым признаком туриста.
В связи с тем, что среди туристских целей в законе названы профессионально-деловые, некоторые правоведы, не считая их туристскими, полагают исключить их из определения понятия «турист»[134]. Другие авторы, например, Д.П. Стригунова, считают, что исключать профессионально деловые цели из понятия «турист» не стоит. Т. к., во-первых, эти цели упоминаются не только в Законе о туристской деятельности, но и во многих международных правовых актах по туризму, а во-вторых, потому что для категории «турист» важно не осуществление предпринимательской деятельности как таковой, и уж тем более не тот факт, что лицо является предпринимателем, а ведение предпринимательской деятельности в стране посещения[135].
Мы согласны с данным утверждением и считаем, что данное положение не ограничивает возможности туристов получать деньги из других, не относящихся по экономическим и иным административным показателям мест. К категории туристов причисляются все командировочные и деловые люди, попадающие по другим факторам в туристскую категорию и получающие деньги из источника в другой местности или стране. Главное, что эти люди тратят деньги в месте посещения. Кроме того, Закон о туристской деятельности не содержит никаких ограничений относительно места осуществления оплачиваемой деятельности. В международных правовых актах, а также в законодательстве ряда стран СНГ туристом считается лицо, которое не занимается оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания[136].
В этой связи по формальным признакам, под определение туриста не подпадают лица, прибывшие из другой местности для участия в конференции или конгрессе или с другими служебными целями и получающие заработок в месте постоянного жительства. В то же время понятие «туризм», согласно положениям ст. 1 вышеуказанного Закона, рассматривается нашим законодательством как «временный выезд без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
В-шестых, руководствуясь ст.1, 10 Закона о туристской деятельности туриста принято рассматривать в качестве потребителя.
Для целей настоящего параграфа представляется актуальным исследование правомерности данного утверждения, исходы из правового статуса потребителя и определения понятия «турист», содержащегося в российском законодательстве.
Закон о защите прав потребителей определяет потребителя как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула Закона о защите прав потребителей).
Потребитель-гражданин является наименее защищенным участником гражданского оборота, поэтому законодатель наделяет его специальным правовым статусом, определяющим особенности его правового положения среди иных участников гражданского оборота.
Однозначного понимания категории правового статуса наукой не разработано. Например, Н.В. Витрук считает, что данное понятие охватывает специальные права и обязанности определенной категории людей, объединенных специфическими чертами их социально-классового, служебного, семейного и тому подобного положения[137]. Следовательно, специальный правовой статус определяет особое правовое состояние личности, обусловленное выполняемой ею социальной ролью.
Для настоящего исследования интересной представляется конструкция специального правового статуса, который может быть определен как «закрепленное нормами права положение обособленной по определенным признакам социальной группы, характеризующее особое состояние личности, обусловленное той социальной ролью, которую она выполняет в данной социальной группе[138].
По мнению И.В. Кирюшиной[139], правовой статус потребителя характеризуется такими чертами, как «дополнительность» по отношению к общему правовому статусу, поскольку в его рамках гражданин, в т. ч. и турист, наделяется дополнительными правовыми возможностями, комплексный характер которых обусловлен тем, что особенности правового положения потребителя не ограничиваются рамками одной отрасли. Следовательно, субъект частного права наделяется специфическими публично-правовыми возможностями.
Потребитель обладает специальной правоспособностью, которую следует отличать от отраслевой, в т. ч. гражданской правоспособности гражданина. Заключается эта правоспособность в способности потребителя иметь весь комплекс специфичных прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, как межотраслевая, комплексная правоспособность[140].
Соответственно, выделяется специальная дееспособность потребителя – способность к приобретению и осуществлению (реализация) собственными действиями тех специфических возможностей, которые предоставлены ему в рамках специализированного статуса. Наделение потребителя (в т. ч. и по договору возмездного оказания услуг) такими дополнительными правами обусловлено его положением «слабой стороны договора». Правовая идея защиты слабой стороны в договоре представляет собой непоименованный в законодательстве, доктринальный принцип гражданского права, развивающий общеправавовой принцип справедливости. При определенных условиях принцип защиты слабой стороны в договоре также конкретизирует и корректирует гражданско-правовые принципы свободы договора и равенства участников гражданских правоотношений[141].
Выделение специальной категории субъектов, которыми являются граждане-потребители, позволяет закрепить за ними специальный правовой статус, обусловленный тем, что среди иных участников гражданских правоотношений они выступают наименее защищенной стороной.
В обязательствах с их участием существует наибольшая степень экономического неравенства, поскольку на стороне изготовителя (продавца, исполнителя) выступает предприниматель, а на стороне потребителя оказывается гражданин (физическое лицо), и «зависимое положение потребителя усугубляется естественными качествами гражданина как физического лица»[142].
Анализируя введенные Законом о туристской деятельности понятия «заказчик туристского продукта» и «турист» считаем возможным сделать вывод, что эти понятия применительно к договору оказания туристских услуг не совпадают. Невозможно сопоставить определение понятия «потребитель» с приведенным в Законе о туристской деятельности определением понятия «турист». Кроме того, неправомерным является распространение на понятие туриста положений законодательства о «слабой стороне» договора, законодательства о защите прав потребителей, т. к. нельзя считать тождественными права заказчика и права туриста по туристскому договору.
Частично данный вопрос рассматривала Ю.Свит, которая, анализируя предусмотренные в ст.6 и 7 Закона о туристской деятельности права туриста при подготовке к путешествию и во время его совершения, включая транзит, и права туриста, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, делает вывод, что можно выделить две группы прав туриста:
1) права, которые возникают у гражданина как потребителя туристических услуг и которым корреспондируют обязанности турфирмы по надлежащему исполнению договора оказания туристских услуг;
2) права гражданина как туриста, имеющие в основном абсолютный характер. Условия реализации этих прав должны создаваться государством. Для этого, прежде всего, требуется законодательное закрепление прав туриста и механизмов их осуществления. Права туриста, перечисленные в российском Законе о туристской деятельности, в большей части являются конкретизацией закрепленных в Конституции РФ прав человека на свободу передвижения (ст.27), охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), благоприятную окружающую среду (ст.42), неприкосновенность частной собственности (ст.35), государственную защиту своих прав и свобод (ст.45)[143].
Мы разделяем данную позицию и считаем необходимым отметить, что те права и обязанности туриста, которые закреплены в указанных нормах Закона о туристской деятельности, являются конкретизацией закрепленных в Конституции прав и обязанностей человека и не являются гражданско-правовыми, не раскрывают правовое положение туриста как потребителя туристских услуг в соответствии с российским национальным законодательством.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг"
Книги похожие на "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Отческий - Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг"
Отзывы читателей о книге "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг", комментарии и мнения людей о произведении.