Иван Отческий - Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг"
Описание и краткое содержание "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг" читать бесплатно онлайн.
В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы защиты прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг. Анализируется правовое регулирование туристской деятельности и правовая природа договора о реализации туристского продукта. Рассматривается предмет договора возмездного оказания туристских услуг, правовой статус и права и обязанности потребителя в обязательствах по оказанию туристских услуг.
Исследуются последствия нарушения прав потребителей-туристов, освещены формы и способы защиты нарушенных прав, обосновываются рекомендации по совершенствованию законодательства в исследуемой теме.
Монография предназначена для студентов, магистрантов, преподавателей юридических вузов, вузов сервиса и туризма, а также для практических работников, занимающихся вопросами туристской деятельности.
Второй подход основывается на тезисе об отсутствии в законодательстве необходимого перечня туристских услуг, входящих в комплексную туристскую услугу.
В соответствии с содержанием Международной конвенции по контракту на путешествие (далее – Конвенция), не вступившей в силу и поэтому имеющей рекомендательный характер, отмечаем, что понятие комплексной туристской услуги называется в документе путешествием и включает комплекс услуг, оказываемых за общую цену, включающий транспорт, размещение либо любые другие услуги, относящиеся к путешествию[108].
В Конвенции также имеется перечень услуг, аналогичный перечню Директивы, однако, в отличие от Директивы, Конвенция не содержит требований к содержанию комплексной туристской услуги, т. е. к количеству туристских услуг, входящих в ее состав.
Германское гражданское уложение (ГГУ) использует понятие «туристское обслуживание», в которое входит совокупность всех услуг по организации путешествия. Вместе с тем необходимый перечень услуг, подлежащих включению в путешествие, в законе отсутствует[109].
В Молдове на законодательном уровне не предусмотрен комплекс, перечень услуг, оказываемых организатором путешествия, турагентом туристу.
Согласно ч.1 ст. 1131 ГК Молдовы по договору туристического обслуживания одна сторона (организатор путешествия, турагент) обязуется предоставить другой стороне (клиенту, туристу) оговоренные услуги, клиент обязуется оплатить организатору их стоимость[110].
Соответственно, международным правом выработан подход к определению комплексной услуги, позволяющий установить минимальный набор услуг, необходимый для квалификации определенного набора услуг в качестве туристского продукта. Отдельные нормативные акты, в частности, Директива ЕЭС, распространяются только на те услуги, которые формируют туристский продукт, и которые, формируя его, и являются в рассматриваемом случае туристскими.
В этой связи анализ законодательства европейских стран о комплексных туристских услугах показывает, что формирующие путешествие туристские услуги могут иметь различные сочетания: перевозку и размещение, перевозку и туристские услуги или размещение и туристские услуги. Это свидетельствует о том, что каждая из них в конкретном случае может отсутствовать в зависимости от избранной цели путешествия и необходимого для ее реализации набора услуг.
Таким образом, решение Законом о туристской деятельности вопроса о минимально необходимом наборе услуг, формирующем туристский продукт путем обязательности наличия в нем услуг по перевозке и размещению, в определенной степени является отражением современных мировых тенденций в области правового регулирования туризма.
Закон о туристской деятельности в понятие «туристский продукт», понимаемый как комплекс услуг, включает лишь услуги «по перевозке и размещению, оказываемые за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта» (ст. 1 Закона о туристской деятельности).
Вместе с тем установление легального понятия туристского продукта в виде императивно установленного закрытого перечня туристских услуг не соответствует сущности правоотношений по оказанию туристских услуг, т. к. сфера туризма предполагает возможность выбора среди огромного множества предлагаемых туристу туристских услуг. Реализуя эту предоставленную туристу возможность выбора, туроператоры организуют туристские поездки, предоставляя туристу комплекс туристских услуг, сформированный в зависимости от целей туристского путешествия. Следовательно, для организации разнообразных туристских путешествий не может быть достаточно одинакового во всех случаях комплекса одних и тех же перечисленных услуг.
Анализ определения понятия «турпродукт», закрепленного в ст.1 действующей редакции закона «Об основах туристской деятельности в РФ», показывает, что бронирование гостиницы с заказом экскурсий (без перелета) или бронирование авиабилетов с визой и страховкой (но без гостиницы) не является турпродуктом; компания, оказывающая туристам такие виды услуг, не является туроператором. Кому-то компания обеспечивает только питание, гостиницу и экскурсии без перевозки, кому-то – транспорт и экскурсии без гостиницы, но общим является то, что предоставление данных услуг уже нельзя назвать турпродуктом; деятельность лиц, оказывающих такие услуги, не будет являться туристической[111].
Однако туризм как сфера деятельности по организации туристских путешествий предполагает свободу туроператора в выборе туристских услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его туристской поездки, осуществляемой в конкретные сроки по определенному маршруту.
Туристские услуги являют собой деятельность (действия) предприятий в сфере туристкой индустрии и включают в себя различные услуги, предоставляемые в зависимости от целей туризма, направленные на удовлетворение потребностей туристов.
Туроператоры организуют туристские путешествия, формируя туристские продукты различного характера: познавательные, оздоровительные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные (паломнические), событийные, экстремальные, приключенческие, экологические, агротуры, спелеотуры и др.
Правовое регулирование современного туризма должно включать (содержать) открытый перечень туристских услуг. В такой ситуации перечень услуг, входящих в комплекс туристских услуг, оказываемых туристу, будет различен и будет определяться программой и целями путешествия. Набор услуг, входящих в тот или иной комплекс туристских услуг, может быть расширен туроператором по желанию туриста, либо такие туристские услуги будут предоставляться туроператорами на выбор туристов.
Косвенно о том, что для удовлетворения потребностей туриста в путешествии может потребоваться множество различного рода услуг, говорит ст.10 Закона о туристской деятельности, регулирующая содержание информации о потребительских свойствах туристского продукта, отнесенных к существенным условиям договора оказания туристских услуг.
Согласно ст.10 Закона о туристской деятельности к информации о потребительских свойствах туристского продукта относится информация о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.
Анализ данной нормы, регулирующей объем информации о потребительских свойствах туристского продукта, показывает существование в составе туристского продукта не менее шести услуг[112], требующихся для удовлетворения потребности туриста в совершении путешествия. В этой связи содержание информации о потребительских свойствах туристского продукта (ст.10 Закона о туристской деятельности) противоречит содержанию понятия туристского продукта как комплекса двух услуг (перевозка и размещение).
Кроме того, установление в Законе о туристской деятельности содержания понятия «туристский продукт» как предмета договора оказания туристских услуг закрытого перечня регулируемых туристских услуг, позволяющих совершить путешествие в виде двух услуг – перевозке и размещения, лишает правовой основы законодательное регулирование отношений без использования одной из перечисленных основных услуг, а также вводит в режим неопределенности правовой статус и ответственность за неисполнение иных, предоставляемых туристу услуг.
Причем открытый перечень иных услуг вообще отсутствует. Между тем дополнительных услуг существует множество. Так, в договоре оказания туристских услуг могут быть конкретизированы и дополнительные услуги: услуги по предоставлению питания, услуги гидов, переводчиков, экскурсионные, культурно-массовые, физкультурно-оздоровительные и иные услуги.
Анализ практической деятельности туристских компаний показывает, что зачастую в договоре конкретизируются услуги питания, лечения туристов, по проведению экскурсий, организации досуга, услуги перевода иностранной речи, охране и другие услуги в зависимости от цели туристской поездки.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что позиция законодателя по ограничению легального перечня туристских услуг комплексом из двух обязательно присутствующих составляющих (услуг по перевозке и размещению) не соответствует правовой природе отношению по оказанию туристских услуг. В этой связи сформулированная законодателем в качестве предмета договора оказания туристских услуг категория туристского продукта не может не ограничивать защиту прав потребителей туристских услуг.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг"
Книги похожие на "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Отческий - Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг"
Отзывы читателей о книге "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг", комментарии и мнения людей о произведении.