» » » » Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине


Авторские права

Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Политиздат, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине
Рейтинг:
Название:
Искупление: Повесть о Петре Кропоткине
Издательство:
Политиздат
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине"

Описание и краткое содержание "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине" читать бесплатно онлайн.



Алексей Шеметов — автор многих прозаических произведений. В серии «Пламенные революционеры» двумя изданиями вышли его книги «Вальдшнепы над тюрьмой» (о Н. Федосееве) и «Прорыв» (об А. Радищеве).

Новая историческая повесть писателя рассказывает о Петре Алексеевиче Кропоткине (1842–1921) — человеке большой и сложной судьбы. Географ, биолог, социолог, историк, он всю жизнь боролся за свободу народов. Своеобразные условия жизни и влияние теоретических предшественников (особенно Прудона и Бакунина) привели его к утопической идее анархического коммунизма, В. И. Ленин не раз критиковал заблуждения Кропоткина, однако высоко ценил его революционные заслуги.






— Ничего, стену отчуждения мы пробьем, — говорил Кравчинский. — Мужики в конце концов поймут нас. Мы еще не научились говорить с ними. Устное слово действует слабо, а вот в печатное крестьяне верят. Раз напечатано — значит, правда.

Наблюдения друзей, испробовавших пропаганду в деревне, для Кропоткина были дороги, ибо в работе над второй частью своей записки, определяющей пути борьбы, он должен был сообразоваться не только с устремлением общества, но и с настроением крестьянства.

— Вера в царя уже расшатана, — продолжал Кравчинский. — Пуще всех расшатал ее, как ни странно, освободитель.

— В этом нет ничего странного, — заметил Кропоткин. — Император наш породил большие надежды и сам же убил их, сведя на нет широковещательные реформы. Ничто так не возмущает народ, как правительственный обман.

— А что остается нашему правительству, как не обман? — сказал Куприянов. — Раз народ из года в год бедствует и голодает, значит, надо кормить его обещаниями.

— Господа, читали вы письмо Толстого в «Московских ведомостях»? — вскочил Клеменц. — Потрясающее описание голода в Самарской и Оренбургской губерниях! Деревни опустели уже в конце июля, мужики ушли искать работы, остались одни худые бабы с худыми больными детьми. Всюду бродят голодные собаки и кошки, дохнут куры. Нищие один за другим подходят к окошкам, и бабы, сами голодные, подают им крохотные кусочки, подают и плачут.

— Ну, если уж оренбургская земля не дает хлеба — это полный развал земледельческого хозяйства, — сказал Кравчинский.

— Довела страну до ручки русская романовская династия, — сказал Куприянов.

— Какая она русская? В ней совсем не осталось русской крови. На троне давно сидят пришельцы. Наш Кропоткин имеет больше права на престол, чем любой из Романовых. Рюрикович.

— Ты что же, польстить мне хочешь, Сергей Михайлович? — сказал Кропоткин. — Неудачно.

— Ну ладно, ладно, Петр Алексеевич, не обижайся. Я без всякой задней мысли. Просто к слову пришлось. Давайте-ка займемся литературным делом.

— Да, займитесь, литераторы, своим делом, а нам пора подвигаться к рабочим артелям, — сказал Чайковский. Он читал у окна журнал, теперь встал и положил его на стол. — Вы правы были, Петр Алексеевич, Лавров не оправдал наших надежд. Прочтите.

— Что это, «Вперед»? — спросил Кропоткин и, подскочив к столу, схватил журнал.

— Статьи умны, но не захватывают, — говорил Чайковский. — Слишком спокойный тон. И похоже, что революцию автор отдает течению самих событий. Государства «должны окончательно разложиться», будущность «может развиться»… Постепенность, длительная самоподготовка революционеров.

— Надо ему послать письмо, — сказал Клеменц. — Заявить, что мы ждем от журнала не дыма, а пламени.

— Что ж, напишем, заявим, — сказал Чайковский, одеваясь.

Встали Корниловы, Куприянов.

— Куда же вы? — обеспокоилась Перовская, выбежав из своей комнаты с настольной зажженной лампой. — Посидите, я приготовила чай.

Нет, поднявшиеся на чай не остались, потому что уже вечерело и они должны были ехать к рабочим, кто на Выборгскую, кто на Васильевский.

— Значит, «Вперед» не удовлетворил даже нашего Чайковского, — сказала Соня, поставив на стол лампу. — Кажется, он левеет, наш осторожный дипломат.

— Лев, давай твою рукопись! — крикнул Кравчинский.

Тихомиров вздрогнул, оторвался наконец от книги и сел к столу.

В квартире остались кроме Сони и Ларисы только литераторы. Сергей Синегуб писал стихи (они публиковались в революционных сборниках). Клеменц переделал роман Эркмана-Шатриана, заставив французского крестьянина, рассказывающего о Великой французской революции, учить русских мужиков революционной борьбе. Кравчинский перевел и тоже переделал на свой лад «Слова верующего» Ламенне, вложив в уста аббата-утописта глагол революционера. Вещи эти были уже обществом изданы в Женеве и Петербурге и ходили по рукам в рабочих артелях. И вот новый автор — Лев Тихомиров.

Все сели за стол пить чай и слушать. Тихомиров начал читать «Пугачевщину», но тут в комнату вошел чумазый человек в черной засаленной куртке.

— О, литейщик явился, — сказал Кравчинский. — Познакомься, Петр Алексеевич, это мой давний друг, поручик артиллерии Рогачев Дмитрий Михайлович.

Кропоткин встал, протянул Рогачеву руку, но тот показал ему грязные ладони.

— Простите, надо умыться.

Он отошел и скрылся за ситцевым цветастым пологом, отделяющим небольшую часть комнаты.

— Читай, Лев, — сказал Кравчинский.

Тихомиров развертывал события пугачевского бунта. Развертывал их долго, а литейщик все не выходил из-за полога, не желая, очевидно, прерывать чтение. Но вот «Пугачевщина» кончилась, и Рогачев вышел, чистый, розоволицый, в белой рубашке с отложным воротничком.

— Дмитрий, — сказал ему Кравчинский, — друзья вот, кажется, не верят, что ты можешь разогнуть подкову. Покажи им свою силу, вынеси гири.

— Сергей Михайлович, побойтесь бога, — сказала Соня. — Человек устал, с раннего утра возился с раскаленным металлом.

— Ничего, ничего, его силы беспредельны. Покажи их, Митя, а то ведь меня посчитают болтуном. Покажи.

Рогачев застенчиво улыбнулся, пожал плечами, но повернулся, нырнул под полог и тут же вынес двухпудовые гири. Он поднял их и с полминуты продержал в горизонтально вытянутых руках.

— Видели, видели?! — вскричал Кравчинский. — Спасибо, Митя. Садись, пей чай.

— Как же, чаем только и угощать рабочего человека, — сказала Соня.

Она принесла черного хлеба и колбасы.

— Ну, друзья, что скажете о «Пугачевщине»? — спросил Кравчинский.

— Слишком уж подробно все излагается, — сказала Лариса Синегуб. — Это будет отвлекать читателя от главной мысли автора.

— Нет, я считаю, что подробности рассказа бьют в цель, — возразил Клеменц.

— Да, они вызывают зримое представление бунта, — сказал Кропоткин. — И действительно бьют в цель — призывают к восстанию. Но во имя чего восставать? Автор должен был бы набросать картину будущего социального устройства. Хоть штрихами.

— Слышишь, Лев? — сказал Кравчинский. — Придется доработать. Бунт описал ты захватывающе, но надо показать, к чему должно привести победное народное восстание.

— Я описал то, что мог описать, — сказал Тихомиров. — За большее не берусь.

— Но кто будет доделывать?

— Кто хочет и может.

— И ты доверяешь?

— Я не щепетилен.

— Петр Алексеевич, — сказал Кравчинский, — бери рукопись, доведи ее до дела.

— Может, сам возьмешься? — сказал Кропоткин. — Ты ведь у нас лучший мастер переделки. «Слова верующего» так переработал, что не узнать. Кстати, твоего Ламенне мне летом напомнил один деревенский священник. Отец Николай. Он тоже объединяет социализм с христианством, но признает необходимость революции, в отличие от твоего аббата. Ломайте, говорит, а строить Христос поможет.

— Благословил, стало быть? — усмехнулся Кравчинский. — Что ж, будем ломать. — Он взял у Тихомирова рукопись и подал ее Кропоткину. — Доработай, Петр Алексеевич. Я не могу этим заняться. Пишу сказку. «Мудрицу Наумовну». Не знаю, получится ли. Хочу изложить «Капитал» Маркса в форме аллегорической повести.

В коридоре послышался громкий дробный топот, точно шел, приближаясь, целый взвод вразнобой шагающих солдат.

— Это мои ученики, — сказала Соня и, подбежав к двери, распахнула ее.

В комнату ввалилась толпа рабочих.

— Вот он, самородок-то, — кивнув на одного из них, шепнул Синегуб Кропоткину. — Петр Алексеев. Поговорите с ним, потом зайдете ко мне.

Алексеев, кудлатый, с молодыми усиками, в черном суконном казакине, наглухо застегнутом на крючки до самого подбородка, молодцевато поклонился застольной компании.

— Садись, Петя, сюда, — сказал ему Синегуб, встав со стула. — Лариса, пойдем, к нам тоже скоро гости.

Лариса вышла из-за стола. Вышли и другие. Рогачев скрылся за цветастым пологом. Кропоткин тоже поднялся было, но Синегуб осадил его, сильно нажав на плечо.

Соня усадила рабочих вокруг стола.

— Петр Алексеевич, побеседуйте с моими друзьями, пока я приготовлюсь, — сказала она и, собрав в опустевшую большую хлебницу чайную посуду, ушла в свою комнатушку.

Кропоткин почувствовал себя неловко, не зная, с чего начать разговор. Он достал из кармана портсигар, предложил рабочим папиросы.

— Нет, мы в квартире учительницы не курим, — сказал Алексеев.

— Похвально, — сказал Кропоткин. — Вы на фабрике работаете?

— Да, на суконной фабрике Торнтона, — сказал Алексеев.

— На лето уходите?

— Нет, торнтоновская фабрика круглогодично работает.

— Стало быть, все уже чистые пролетарии?

— Ну, еще не совсем чистые. До истинно пролетарского сознания многим из нас еще далеко.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине"

Книги похожие на "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Шеметов

Алексей Шеметов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Шеметов - Искупление: Повесть о Петре Кропоткине"

Отзывы читателей о книге "Искупление: Повесть о Петре Кропоткине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.