» » » » Неля Мотрошилова - Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)


Авторские права

Неля Мотрошилова - Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)

Здесь можно скачать бесплатно "Неля Мотрошилова - Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство «Наука», год 1984. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Неля Мотрошилова - Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)
Рейтинг:
Название:
Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)
Издательство:
«Наука»
Жанр:
Год:
1984
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)"

Описание и краткое содержание "Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой монографическое исследование становления философской мысли Гегеля (от ранних работ до «Науки логики» включительно), проведенное под углом зрения проблем системности и историзма.

Впервые в советской литературе обстоятельно анализируются работы Гегеля раннего периода (в том числе непереведенные на русский язык). В ходе исследования дается критический разбор положений западного гегелеведения 60 – 70-х годов.






Гегель так характеризует движение на первой ступеньке «действительности» (она носит название «абсолютного»): «В своем истинном изображении это развертывание есть достигнутое доныне все логическое движение сферы бытия и сущности в целом…» 15. Такой – диалектико-системный – способ анализа противопоставлен «формальной несистематической диалектике» 16, т.е. внешней игре диалектическими категориями. В соответствии с диалектической природой системного принципа к данной стадии подвело себя и в нее перелилось само системное движение. Вторая (после «абсолютного») стадия, собственно действительность, особенно важна, так как здесь вводятся, хотя и весьма лаконично, категории действительного и возможного, случайного и необходимого.

При их интерпретации следует избегать очень распространенной ошибки, состоящей в том, что названные категории (и категории последующего раздела) вырываются из общего контекста, т.е. берутся вне их диалектико-системной логико-гносеологической роли. В соответствии с подобным способом интерпретации некоторое событие, обстоятельство и т.д. именуется возможностью (соответственно случайностью, причиной), тогда как другие события, факты, обстоятельства – действительностью (соответственно необходимостью, следствием и т.д.). Гегель многократно и с немалым терпением разъясняет: исследование должно выйти на особый уровень, когда оно способно обоснованно применить категории действительность – возможность, случайность – необходимость, причем эти и другие категории сферы сущности, категориальной области «действительности» содержательны только в их происхождении из предшествующего системно-категориального движения, только в связи друг с другом, только при соблюдении соответствующих переходов. И вовсе не всякие наугад взятые отношения могут быть подогнаны к той или иной паре категориальных определений сферы сущности.

В чем же состоит особенность исследования, поскольку оно выходит на стадию действительного – возможного? Прежде всего надо строго учесть, о каком «действительном» идет речь. Действительное – срез анализа, результат предшествующего исследования соотношения внешнего и внутреннего в «существовании», которое предстало как своеобразное объектирование сущности. Для пояснения содержания и характера перехода Гегель приводит некоторые примеры. Из зародыша растения появляется растение, из зародыша человека рождается человек. По отношению к тому, что из него впоследствии разовьется, наличие и первоначальное развитие зародыша – в терминологии Гегеля – являются неким бытием, которое сначала остается всецело внутренним. Но вместе с тем это и нечто всецело внешнее, что не без оснований можно принять за общность, лишенную системы 17. Подобная переходная ступень, согласно Гегелю, имеет всеобщее – и онтологическое, и логическое – значение. «Тем самым реальное есть, с одной стороны, лишь непосредственное бытие; с другой же стороны, поскольку оно также и отрицательность, которая должна стать деятельностью развития, оно, как таковое, есть по существу своему еще только внутреннее. – Это имеет место во всяком природном, научном и духовном развитии вообще[26], и очень важно убедиться в том, что первое (das Erste), когда нечто есть еще только внутреннее, или также в своем понятии, именно поэтому есть лишь его непосредственное, пассивное наличное бытие» 18.

Гегель считает правомерным слить онтологический и логико-гносеологический аспекты рассмотрения по той причине, что формы перехода и закономерности развития – а они-то выражаются в движении категорий, в их взаимоотношении – в обоих случаях едины. Процесс становления человека, его превращение в действительно человеческое существо и процесс «опредмечивания» научной мысли протекают, по Гегелю, так, что на определенном этапе есть «непосредственное, пассивное наличное бытие» (зародыш человека, растения, животного или концептуальная основа теории), в котором уже как бы заложены различные возможные тенденции будущего развития. Понимание этого – пролог к введению понятий возможности и действительности. Основой развертывания форм саморазвития содержания на данной стадии является рефлексия, имеющая в виду тончайшие оттенки самих логических переходов, что и позволяет философу выделить несколько более конкретных ступенек движения мысли на той стадии, когда исследование (особым для каждой данной области способом) снова вышло к проблеме развития, рождения специфических объектных единств.

Гегель выделяет три основные стадиальные формы развертывания мысли, которые им анализируются в виде системной целостности, специфического единства, относимого к категориальной сфере «действительности».

Первая стадия – действительность, которая предстает как набор возможностей, как сама возможность. Эту стадию Гегель называет «формальной действительностью» 19. Например, в процессе начавшегося развития зародыша уже имеется первая форма той действительности, которая рождается, – человеческого индивида. Но пока это не более чем «бытие», «существование вообще» (нечто подобное потом имели в виду экзистенциалисты, когда говорили: человек рождается как существование, которому еще предстоит обрести сущность). Содержание и смысл дальнейшего процесса развития – в том, что уже есть некое «в-себе-бытие»; Гегель анализирует данное состояние, ступеньку развития, используя категорию «возможность» и развертывая более конкретные категориальные определения. Сначала имеется не более чем некоторая неопределенная возможность; но и бытие есть не более, чем в самом общем смысле наметившаяся возможность. И подобно тому как в случае развития человеческого зародыша с какого-то исторического времени более или менее известна общая линия развития (известна «действительность»), так и в процессе развития науки «действительность» – это в общих чертах выявленные предшествующей научной теорией и практикой цель, направление и даже искомый результат поисков. Например, на определенном этапе развития квантовой физики становится ясно, на каких путях – в рамках каких возможностей – может быть реально «рожден» квантовый эффект.

Сдвиг в направлении следующей стадии (как в реальном развитии, так и в развитии исследования) Гегель связывает с тем, что первоначальное тождество действительности и возможности если и не распадается, то становится подвижным, беспокойным, или, выражаясь гегелевским языком, становится рефлектированным. С положительной стороны возможность, как чисто формальная, становится «вместилищем всего вообще». Все, что не противоречит себе, как будто бы должно предстать как возможное. Но поскольку столь широкое понимание возможного переводит его в форму невозможного, должны быть предприняты новые поиски соотношения возможного и действительного; должно возникнуть более строгое понимание того, как и почему некая возможность стала своеобразным воплощением действительного 20. «Речь идет, стало быть, – поясняет Гегель, – о формальной действительности, которая есть лишь бытие и существование вообще. Все возможное имеет поэтому вообще некоторое бытие и некоторое существование. Это единство возможности и действительности есть случайность. – Случайное – это нечто действительное, определенное в то же время лишь как возможное, иное которого или противоположность которого также есть. Вот почему эта действительность есть просто бытие или существование, но положенное в своей истине – иметь значение положенности или возможности» 21.

Размышление над случайным ведет к дальнейшему определению логических оттенков заключенной внутри него противоположностей действительного и возможного. Тут, кстати, наглядно видна специфика отношения категорий в сфере сущности: на достигнутой теперь стадии анализа только через фиксирование противоречивого соотношения двух предшествующих категориальных определений может быть получен прирост содержания, может осуществиться дальнейшее движение системной мысли. Так, случайность – порождение противоречивого соотношения возможности и действительности; ее определение не что иное, как развертывание, экспликация моментов данного противоречия. Что же выясняется относительно противоречия возможного и действительного, поскольку анализ уже поднялся до категориальной формы случайного? С одной стороны, действительное на данной стадии соотношения есть не более чем возможное, оно лишено основания. Но, с другой стороны, это возможное, уже ставшее неким существованием, уже чреватое действительностью и носящее ее в себе. Гегель прекрасно выявляет тонкость диалектических переходов – их фиксирует логика, но они свойственны также объективным процессам развития и процессам движения исследования: «Это абсолютное беспокойство становления обоих определений есть случайность. Но именно потому, что каждое из них непосредственно превращается в противоположное, оно в противоположном так же всецело сливается с самим собой, и это тождество каждого из них в другом есть необходимость» 22. Таким образом, введение категории необходимости осуществляется через посредство анализа особой формы противоположности возможного и действительного (она, в свою очередь, обозначена категорией случайности). Затем Гегель переходит к выяснению логической роли новой пары категорий, причем можно видеть, что в логической рефлексии задействован целый ряд категориальных определений непосредственно предшествующей стадии (возможность и действительность), и стадий, оставленных позади (например, категорий в-себе-бытия и основания). Это характерно именно для системного построения гегелевской логики.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)"

Книги похожие на "Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Неля Мотрошилова

Неля Мотрошилова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Неля Мотрошилова - Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)"

Отзывы читателей о книге "Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.