Фома Аквинский - Сумма теологии. Том I

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Сумма теологии. Том I"
Описание и краткое содержание "Сумма теологии. Том I" читать бесплатно онлайн.
«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.
Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.
Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов, но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащее самому автору, включая и опровержения «возражений»
Содержание
Том I • Том II • Том III • Том IV • Том V • Том VI • Том VII • Том VIII • Том IX • Том X • Том XI • Том XII
Этому противоречит то, что вечность есть сразу вся полнота, тогда как у времени есть «до» и «после». Следовательно, время и вечность – это разные вещи.
Отвечаю: очевидно, что время и вечность – это не одно и то же. Иные полагают, что различие пролегает в том, что у вечности нет начала и конца, а у времени начало и конец – есть. Это различие, однако, имеет характер акцидентный, но никак не сущностный; ведь если мы предположим, что время всегда было и всегда будет (согласившись с теорией тех, которые полагают движение небес вечным), то [и в таком случае] различие между вечностью и временем сохранится, согласно Боэцию, в том, что вечность суть сразу вся полнота, чего никак нельзя сказать о времени: ведь вечность – это мера пребывания, а время – мера движения.
Если, однако, вышеупомянутое различие относится к измеряемым предметам, а не к мерам, оно все же имеет некоторую силу поскольку лишь то измеряется временем, что имеет во времени начало и конец. Таким образом, если бы движение небес не имело конца, время не было бы мерой всей его продолжительности (ибо бесконечное неизмеримо), но [оно] было бы мерой для каждого из его обращений, каковые [обращения] имеют во времени начало и конец.
Допустим и еще один довод с точки зрения самих мер, если мы примем конец и начало как существующие в возможности; ведь даже предположив, что время бесконечно, все же возможно отметить в протекании времени начало и конец, приняв к рассмотрению его части: так, например, мы говорим о начале и конце дня или года; к вечности же такой подход неприменим. Но все же все эти дефиниции суть следствия дефиниций сущностных и первичных, а именно: что вечность есть сразу вся полнота, время же – не таково.
Ответ на возражение 1. Этот аргумент имел бы силу, если бы время и вечность были мерами одного и того же; но это совсем не так, что становится очевидным при исследовании вещей, мерами которых выступают время и вечность.
Ответ на возражение 2. «Теперь» времени одно и то же на протяжении всего времени по отношению к своему субъекту, но оно различно в смысле аспектов [бытия]. Ведь время следует за движением, а его «теперь» следует за движущимся; движущееся же суть один и тот же субъект на протяжении всего времени, но изменяется в смысле аспекта [места], поскольку каждый раз находится все в ином и в ином месте; и в этом-то изменении и состоит движение. Подобным образом и чередование «теперь» есть изменение в смысле аспекта времени. Но вечность пребывает неизменной как по субъекту, так и по аспектам; следовательно, вечность отнюдь не то же, что «теперь» времени.
Ответ на возражение 3. Как вечность – это мера пребывания, так время – это мера движения; таким образом, в какой мере сущее отдаляется от пребывания в бытии и подвергается изменениям, в такой оно отдаляется и от вечности и подчиняется времени. Следовательно, бытие преходящих вещей, будучи изменчивым, измеряется не вечностью, а временем; ведь время измеряет не только актуально изменяющиеся вещи, но также и вещи, способные к изменению; поэтому оно измеряет не только движение, но также и покой того, что по природе изменчиво, хотя актуально может быть и неподвижным.
Раздел 5. О различии между веками веков и временем
С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Пожалуй, сэки веков суть то же, что и время.
Так, Августин говорит, что «Бог движет во времени духовную тварь»[166]. Но о веках веков говорят, что они есть мера духовных субстанций. Следовательно, время есть то же, что и веки веков.
Возражение 2. Далее, у времени необходимо есть «до» и «после», вечность же необходимо есть сразу вся полнота, как это было показано выше, в первом разделе. Но веки веков – это не вечность; ведь сказано [в Писании], что вечная Премудрость произошла «прежде всего» (Сир. 1:4)[167]. Таким образом, они не есть сразу вся полнота, но у них, как и у времени, есть «до» и «после».
Возражение 3. Далее, если в веках нет «до» и «после», из этого следует, что в бытии вечных вещей нет никакого различия между прошлым, настоящим и будущим. Но так как невозможно, чтобы вечные вещи не были прежде, из этого следует, что также невозможно, чтобы их не было и потом; однако, это не так, ибо Бог может обратить их в ничто.
Возражение 4. Кроме того, коль скоро непрерывная продолжительность бытия вечных вещей бесконечна, то если веки веков есть сразу вся полнота, из это следует, что иные из тварей актуально бесконечны, что невозможно. Следовательно, веки веков ничем [в сущности] не отличаются от времени. Этому противоречит следующее: Боэций сказал [о Боге], что Он отделил время от веков[168].
Отвечаю: веки веков отличаются и от времени, и от вечности, занимая промежуточное положение. Иные толковали различие между ними следующим образом: вечность [дескать] не имеет ни начала, ни конца; веки веков имеют начало, но не имеют конца; время же имеет и начало, и конец. Это различие, однако (как было показано выше, в предшествующем разделе), носит акцидентный характер; ибо [независимо оттого] пребывают ли эти вещи всегда, как утверждают некоторые, или же порою их и не существует, что в воле Божией, в любом случае веки веков все равно отличаются как от вечности, так и от времени.
Другие полагают, что различие между этими тремя состоит в том, что вечность не имеет «до» и «после»; время имеет то и другое, [Причем] вместе с обновлением и устареванием; веки же веков имеют «до» и «после», но без обновления и устаревания. Эта теория, однако, несет в себе противоречие, которое становится очевидным, если принять обновление и устаревание в качестве мер самих по себе. Ведь так как «до» и «после» продолжительности не могут существовать вместе, то если бы веки веков имели «до» и «после», из этого бы надлежало сделать вывод, что вслед за ушедшей их частью появлялась бы следующая, и, значит, обновление было бы неотъемлемой составной частью веков, как это [мы наблюдаем] в случае времени. И если бы даже они ссылались на «до» и «после» исключительно как на меру вещей, то и в этом случае несообразность бы оставалась. Ведь вещи, существующие во времени, и стареют от времени; их бытие изменчиво, и из изменяемости измеряемой вещи и возникают измерения «до» и «после», как это явствует из «Физики» IV[169]. Таким образом, то, что вечные вещи не стареют и не обновляются, суть следствие их неизменности; и, значит, их мера не содержит «до» и «после».
Следует также заметить, что если вечность – это мера пребывающего бытия, то насколько что-либо отступает от пребывания в бытии, настолько же оно отступает и от вечности. Притом иные вещи настолько отступают от пребывания в бытии, что их бытие [полностью] подчиняется изменениям или [даже] состоит [именно] в изменении; вот эти-то вещи и имеют своею мерою время, а таковы суть всяческие движения, а равно и бытие преходящих вещей. Другие же менее отступают от пребывания в бытии, так что их бытие не состоит в изменении, да и не подвержено таковому; однако и они не свободны от изменений, но только – [от изменений] привходящих, либо актуальных, либо же – потенциальных. Это можно сказать [например] о небесных телах, субстанциальное бытие коих неизменно, но при этом их неизменяемое бытие соединяется с изменениями [их] местоположений. То же относится и к ангелам, соединяющим неизменное по природе бытие с изменяемостью в смысле избранности, а также ума, состояния и места. Поэтому они и им подобные имеют мерою веки веков, которые занимают промежуточное положение между вечностью и временем. Но бытие, измеряемое вечностью, неизменно и никоим образом не соединимо ни с какими изменениями. Таким образом, время имеет «до» и «после»; веки веков сами по себе не имеют «до» и «после», но [последние] могут присоединяться к ним; вечность же не имеет ни «до», ни «после» и несовместна с ними вообще.
Ответ на возражение 1. Духовные твари, что касается их состояний и умов, измеряются временем. Поэтому тот же Августин говорит, что движение во времени есть изменение состояний. Но что касается их природы, они измеряются веками веков; что же касается их видения славы, то тут они сопричастны вечности.
Ответ на возражение 2. Веки веков есть сразу вся полнота; однако же, они – не вечность, поскольку [в отличие от вечности] они совместимы с «до» и «после».
Ответ на возражение 3. В истинном бытии ангелов в абсолютном смысле нет никаких различий между прошлым и будущим, но они есть в смысле их акцидентных изменений. Затем, когда мы говорим, что ангел был, или есть, или будет, мы просто пользуемся общепринятыми выражениями, понятными нашему уму, который не может представить себе ангельское бытие иначе, как только протекающим во времени. Но когда мы говорим, что ангел есть или был, мы предполагаем нечто такое, отрицание чего, коль скоро оно предположено, есть отрицание подчиненности божественной силе. Когда же мы говорим, что он будет, мы ничего подобного предположить не можем. Следовательно, так как бытие и небытие ангела в абсолютном смысле подчинено божественной силе, Бог может сделать так, чтобы в будущем ангел был лишен бытия; но Он не может сделать его не сущим, когда он суть сущий, или не бывшим, когда он [уже] был.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сумма теологии. Том I"
Книги похожие на "Сумма теологии. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Фома Аквинский - Сумма теологии. Том I"
Отзывы читателей о книге "Сумма теологии. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.