» » » » Фома Аквинский - Сумма теологии. Том I


Авторские права

Фома Аквинский - Сумма теологии. Том I

Здесь можно купить и скачать " Фома Аквинский - Сумма теологии. Том I" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Фома Аквинский - Сумма теологии. Том I
Рейтинг:
Название:
Сумма теологии. Том I
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сумма теологии. Том I"

Описание и краткое содержание "Сумма теологии. Том I" читать бесплатно онлайн.



«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.

Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.

Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов, но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащее самому автору, включая и опровержения «возражений»


Содержание


Том I • Том IIТом IIIТом IVТом VТом VIТом VIIТом VIIIТом IXТом XТом XIТом XII






Так в каждом творении наличествует возможность к изменчивости: либо в смысле субстанциального бытия, как [это мы видим] в случае тленных вещей; либо в смысле одного лишь места, как в случае небесных тел; либо же в смысле упорядоченности к цели и приложения сил к нижайшим объектам, как в случае с ангелами; в целом же все сотворенное изменяемо силой Творца, во власти Которого находится как их бытие, так и небытие. Следовательно, поскольку один только Бог не изменяем ни одним из указанных способов, [достоинство] всецелой неизменности принадлежит исключительно Ему.

Ответ на возражение 1. Это возражение относится к изменчивости [только лишь с точки зрения] субстанциального или акцидентного бытия; ведь у Философа речь шла именно о такого рода движении.

Ответ на возражение 2. В самом деле, блаженнейшие ангелы, помимо их естественного облечения неизменностью бытия, неизменны также и в смысле своей избранности божественною силой; однако в них присутствует изменчивость с точки зрения места.

Ответ на возражение 3. Формы названы постоянными в том смысле, что сами по себе они не могут быть субъектами перемен; но они участвуют в переменах в том смысле, что благодаря им переменчивы их субъекты. Следовательно, очевидно, что они в той мере переменчивы, в какой участвуют в бытии; ибо они не потому сущие, что суть сущие сами по себе, но потому что через них приводится к бытию иное.

Вопрос 10. О вечности Бога

Далее будет рассмотрен вопрос о вечности. Относительно этого лежит исследовать пять [положений]: 1) что есть вечность; 2) вечен Бог; 3) принадлежит ли [достоинство] вечности одному только Богу; 4) отличается ли вечность от времени; 5) что суть веки веков, коль есть одно время и одна вечность.

Раздел 1. Правильно ли определение вечности как «совершенного обладания сразу всей полнотой бесконечной жизни»?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что определение вечности, данное Боэцием, а именно: «Вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни»[155], – удачным не назовешь. Ведь слово «бесконечный» имеет смысл отрицания. Отрицание же приличествует ущербному, а потому не может относиться к вечности. Следовательно, при определении вечности не должно употреблять слово «бесконечный».

Возражение 2. Далее, вечность означает своего рода продолжительность. Но продолжительность скорее относится к существованию, чем к жизни. Таким образом, при определении вечности более уместно употреблять слово «существование», нежели слово «жизнь».

Возражение 3. Далее, «все сразу» [предполагает] составленность из частей. Но это чуждо вечности, которая проста. Следовательно, неправильно говорить о ней как о «сразу всей».

Возражение 4. Ни многочисленные дни не могут проходить вместе, ни множество времен сосуществовать одновременно. Но в вечности дни и времена многочисленны, как об этом сказано [в Писании]: «Которого происхождение – из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2); и еще сказано: «По откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14:24). Следовательно, вечность не есть «все сразу».

Возражение 5. Далее, сразу вся полнота и совершенное – это одно и то же. Поэтому можно предположить, что это [выражение] «сразу вся полнота» в данном случае излишне, ибо уже было сказано о совершенном.

Возражение 6. [И] кроме того, продолжительность не предполагает «обладания». Но вечность – это своего рода продолжительность. Следовательно, вечность – не обладание.

Отвечаю: коль скоро мы достигаем познания простых вещей через [познание] вещей составных, то и познание вечности у нас идет от познания времени, которое суть всего лишь исчисление движения в смысле «до» и «после». Ведь так как любое движение последовательно, [т. е.] за одною его частью [тут же] следует другая, мы и рассматриваем в этом движении «до» и «после», посредством чего и воспринимаем время, которое суть не что иное, как мера «до» и «после» в движении. Но в свободной от движенияи неизменной вещи нет никаких «до» и «после». Таким образом, как идея времени заключена в исчислении «до» и «после» в движении, точно так же в представлении о неизменности и покое состоит идея вечности.

Далее, измеряемыми временем называют те вещи, которые имеют во времени начало и конец, ибо во всем движущемся есть как начало, так и конец. Но поскольку в том, что целиком неизменно, [нет и] не может быть никакой последовательности, то в нем нет ни начала, ни конца.

Таким образом, вечность определяется двояко: во-первых, как вечность в смысле бесконечности, то есть как не имеющая ни начала, ни конца (ни в каком из известных смыслов); во-вторых, как вечность в смысле отсутствия последовательности, как «сразу вся полнота».

Ответ на возражение 1. Простые вещи как правило определяются посредством отрицания: «то, что не имеет частей». Из этого, однако, не следует, что отрицание принадлежит к их сущности; просто наш ум, который сперва постигает составное, не может получить представление о простых вещах иначе, как только путем отрицания противоположного.

Ответ на возражение 2. То, что поистине вечно, не только существует, но и живет; и [понятие] жизнь относится к тем действиям, которые не могут быть определены через [одно только] существование. Что же касается продолжительности, то она, похоже, более приличествует действию, нежели существованию; ведь [в конце концов] время – это исчисление движения.

Ответ на возражение 3. Вечность названа «всем сразу» не потому, что имеет части, а потому, что не нуждается ни в чем.

Ответ на возражение 4. Как Бог, будучи бестелесным, метафорически обозначается в Священном Писании телесными именами, так и вечность, будучи сразу всем, обозначается именами, подразумевающими время и последовательность.

Ответ на возражение 5. Во времени надлежит различать два момента: само по себе время, которое последовательно, и «теперь» времени, которое несовершенно. Таким образом, выражение «сразу вся полнота» используется для того, чтобы исключить идею [последовательного] времени, а слово «совершенный» – для того, чтобы исключить [идею несовершенного] «теперь» времени.

Ответ на возражение 6. «Обладать» – значит владеть непоколебимо и спокойно; таким образом, мы используем слово «обладание» для того, чтобы обозначить неизменность и постоянство вечности.

Раздел 2. Вечен ли Бог?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бог не вечен. Ведь ничто из сотворенного не может сказываться о Боге; но Боэций говорит, что «убегающее «теперь» создает время, постоянное же «теперь» создает вечность»[156]; и Августин замечает, что Бог – Творец вечности[157]. Следовательно, Бог не вечен.

Возражение 2. Далее, то, что прежде вечности, и то, что после вечности, не измеряется вечностью. Но еще Аристотель сказал, что «Бог прежде вечности и Он же – после вечности»[158]; да и написано, что «Господь будет царствовать в вечности и после вечности»[159] (Исх. 15:18). Следовательно, быть вечным – это не свойство Бога.

Возражение 3. Далее, вечность – своего рода мера. Но быть измеряемым может [что угодно], только не Бог. Следовательно, быть вечным – это не свойство Бога.

Возражение 4. Кроме того, в вечности нет ни настоящего, ни прошлого, ни будущего, ибо она – это сразу вся полнота, как было доказано в предшествующем разделе. Но в Священном Писании говорится о Боге словами, обозначающими настоящее, прошедшее и будущее. Следовательно, Бог не вечен.

Этому противоречит сказанное Афанасием о том, что «Отец вечен, и Сын вечен, и Святый Дух вечен».

Отвечаю: идея вечности вытекает из [представления о] неизменности, тогда как идея времени – из движения, как это явствует из предшествующего раздела. Следовательно, коль скоро Бог высочайше неизменен, то Он и высочайшим образом вечен. Не так, как если бы Он был единственно вечным, а так, что Он суть Сам своя собственная вечность; тогда как никто более из сущих не может быть собственной продолжительностью, ибо никто более не есть собственное бытие. Но Бог есть свое собственное бытие; и коль скоро Он суть своя собственная сущность, Он же – и своя собственная вечность.

Ответ на возражение 1. О постоянном «теперь» говорят как о создающем вечность в соответствии с возможностями нашего представления. Ведь схватывание времени следует из представления нами об убегающем «теперь», так что и схватывание вечности порождается в нас нашим представлением о «теперь» постоянном. Когда же Августин говорит о том, что Бог – Творец вечности, это надлежит понимать [как сказанное] о вечности по участию. Ведь Бог приобщает [кого-либо] к Своей вечности подобно тому как Он приобщает и к Своей неизменности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сумма теологии. Том I"

Книги похожие на "Сумма теологии. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фома Аквинский

Фома Аквинский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Фома Аквинский - Сумма теологии. Том I"

Отзывы читателей о книге "Сумма теологии. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.