Юрий Дмитриев - Тринадцать черных кошек

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тринадцать черных кошек"
Описание и краткое содержание "Тринадцать черных кошек" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена проблеме происхождения суеверий и их роли в духовной культуре человечества. Опираясь на новейшие достижения науки, автор разоблачает суть предрассудков и суеверий, связанных с животным миром.
С черным цветом связано множество примет и суеверий. И мало кто задумывался: почему это произошло? Мрачный цвет? Да, конечно. Но вряд ли одного этого достаточно.
Может быть, сначала черным цветом стали обозначать явления или животных просто по контрасту с белым, чтобы их как-то резко разграничить. А может быть, черный цвет с самого начала был у людей символом страшного, недоброго.
Первобытный человек боялся ночи, точнее - темноты. Не потому, что воображение рисовало ему каких-то злых духов, не потому, что он думал о злых силах, прячущихся во мраке. Просто исчезало привычное очертание окружающего мира и становилось страшно. Страх был очень силен. Настолько силен, что навсегда запечатлелся в мозгу человека и, передаваясь из поколения в поколение, сохранился до сегодняшних дней. (Не случайно маленькие дети очень часто безотчетно боятся темноты, а ведь он, этот страх, пришел из очень далекого прошлого!)
Но был у первобытного человека и вполне реальный страх: он боялся темноты еще и потому, что именно ночью выходили на охоту его враги - могучие хищники, и как раз в темноте человек оказывался особенно бессильным перед ними. Возможно, боязнь черного цвета (ночь, тьма, чернота) идет еще с этих времен. И возможно, поэтому все отрицательное, опасное, злое человек стал помечать черным цветом. Вспомни, например, легенду о сотворении мира двумя птицами, о которых мы говорили: белая - положительная, черная - отрицательная. Любопытно, кстати, что положительный персонаж может быть и иного цвета, отрицательный же (или носитель отрицательного начала, или предвестник чего-то плохого) обязательно черный или, во всяком случае, темный. Как в той примете с красной и черной коровами.
Или была еще такая примета: появление рыжих тараканов предвещало богатство (очевидно, рыжие ассоциировались с золотом), черных - несчастье. Черный цвет почти у всех народов служит символом смерти, траура. (Есть, правда, исключения: в некоторых странах или у некоторых народов траурный цвет - белый.)
Боязнь черного цвета, нелюбовь к нему распространилась, естественно, и на животных, имеющих черную окраску. Правда, не на всех. Черная лошадь или корова, черная курица или собака не вызывали страха и неприязни. Зато черный ворон...
Его считают предвестником несчастья. Хотя, правда, далеко не все. Мы помним, что у некоторых групп индейцев он был тотемом, и его не боялись, и очень уважали, охраняли. В Древней Греции и Риме жрецы оценивали ворона не однозначно - определяли, в какое время он появился, с какой стороны прилетел, и уж потом решали, - дурное это предзнаменование или доброе. Но у многих народов появление ворона в любое время и с любой стороны считалось плохим предзнаменованием. Ну, во-первых, из-за черного цвета. Однако, как мы говорили, далеко не всех черных животных люди боялись. Может быть, не боялись бы и ворона, но у него еще и дурная слава: он якобы предчувствует смерть человека, поскольку питается падалью.
Да, ворон - птица всеядная, не брезгует и падалью. Эта деятельность ворона очень важна: он - санитар, уничтожает трупы животных, не дает распространяться заразе. Но ведь не одной же падалью питается ворон. И потом - не только ворон питается падалью. Есть птицы, например грифы, для которых падаль - основная пища. Они долгими часами парят в небе, высматривая добычу. Благодаря своему удивительно острому зрению, видят издали лежащее на земле животное и летят к нему. Бывает, оно еще живо, тогда эти птицы садятся поблизости и терпеливо ждут, когда можно будет начать тризну. Но ни о каком предчувствии смерти живого существа не может быть и речи. И люди, живущие в тех местах, где водятся грифы, понимают это. За воронами же не числится даже дежурства у умирающего животного. Тем не менее вера в то, что птица эта предчувствует чью-то смерть (а то и накликает ее), еще очень сильна.
Видимо, черный цвет, которого люди издавна боятся, в сочетании с полной уверенностью, что вороны питаются исключительно мертвечиной, плюс довольно угрюмая "фигура" с непропорционально толстым и длинным клювом, плюс не очень-то музыкальное пение (карканье), - все это породило нелюбовь к птице, а нелюбовь, в свою очередь, породила предрассудки ("слетается воронье", "ворон накаркал беду" и так далее). Нелюбовь к воронам сказывается даже в том, что народное название старого ворона, пришедшее к нам из татарского языка, - "карга" - стало чуть ли не бранным словом.
Ну, если у ворона хоть какие-то внешние признаки дают повод его бояться, то заяц-то уж совсем кажется безобидным. А сколько суеверных примет, связанных с ним, существовало, да и сейчас кое-где существует.
Удивительное дело: большинство охотников отправляется в лес, не только не боясь встречи с косым, но даже очень желая его встретить и подстрелить! И в то же время немало охотников готовы повернуть назад и даже поворачивали, если им навстречу попадался заяц. Дальше: сколько охотников с удовольствием поедало зайчатину - и сколько в рот не брало заячьего мяса! Но и этого мало: у многих народов появление зайца предвещало несчастье.
Причин такого отношения к зайцу несколько. Первая: заяц считался трусом (а по поверьям, съевший мясо трусливого зверька сам становится трусом). Ну а какой же охотник захочет стать трусом? Вот и не ели зайчатины те, кто верил в эту примету.
Вторая причина боязни зайца в том, что в зайцев якобы часто превращаются ведьмы. Тут у них большое поле деятельности для того, чтобы пакостить людям: съедать запасы капусты и моркови, которые люди готовят на зиму, обгрызать кору деревьев и губить эти деревья, заманивать людей в лес. А заманив, можно было сделать с людьми что угодно. А поскольку невозможно было распознать, просто ли пробежал заяц или ведьма в его облике проскакала, люди боялись всех зайцев на всякий случай. Охота, конечно, будет неудачной, если повстречался заяц: он обязательно спугнет зверя или птицу, предупредит их или запутает следы, а может вообще завести охотника в непроходимые дебри и погубить.
Это относится, конечно, не только к охотникам. Зимой нередко появлялись зайцы вблизи деревень, особенно лесных, бегали по полям. Значит, опасность подстерегала даже тех, кто не ходил в лес. И вот что интересно: давно люди забыли и об оборотнях, и о нечистой силе, которая могла вселиться в зайцев. И не верят в существование ведьм. А примета, предрассудок - боязнь зайцев еще осталась.
А теперь о курах. Их тоже побаивались, считая, что они могут предсказывать разные неприятности и несчастья. Тоже ведь из очень далеких времен пришли в наши дни эти предрассудки: вспомним кур-оракулов в Греции и Риме. И древние славяне считали этих птиц провидцами, а петухов - борцами с нечистой силой (пенье петухов, по убеждению одних народов, прогоняло злые силы, по убеждению других - предупреждало людей)
И в XIX веке верили в это (вспомним гоголевского "Вия", где петух криком прогоняет нечистую силу, или В. А. Жуковского, который рассказал, как в "крещенский вечерок" кормили "счетным курицу зерном").
К предсказаниям кур очень прислушивались. Например, девушки могли узнать с помощью кур, какой им муж достанется. Для этого стоило лишь войти в курятник и с закрытыми глазами схватить первую подвернувшуюся под руку курицу. Если она окажется рябой, то и будущий муж будет рябой, если белая - блондин, черная - брюнет.
Можно было узнать не только цвет волос, но и наклонности жениха: если петух начнет пить из поставленного перед ним стакана - значит, жених пьяница, если клюнет в поставленное перед ним зеркало - щеголь, дотронется до какого-нибудь инструмента - надо надеяться, что избранник работящий человек.
Считалось, что курам было известно все. Например, о домашней ссоре они знали заранее и предсказывали ее, громко крича на насесте. О покойнике они сообщали, если у них в хвосте оказывалась солома. Петухи тоже знали о покойнике - пели всю ночь перед чьей-нибудь смертью. И трясли головой тоже к какой-нибудь беде. Однако гораздо больше верили петухам и курам как предсказателям погоды. До наших дней дошли приметы, связанные с курами и погодой: куры в песке купаются - к дождю; если на сретенье напьется петух воды - наберется пахарь беды; если на Евдокию (14 марта) курочка на улочке водицы напьется, то на Егорьев день (23 апреля) барашек травки наестся.
Мы уже говорили и еще будем говорить о народных приметах, связанных с погодой. Есть среди них много верных. Но "куриные" - их уже много раз проверяли - не подтверждаются. Однако им верят до сих пор: очень крепки корни веры в кур-оракулов!
Ну а кто не знает приметы: нашел подкову - к счастью? И найденные подковы до сих пор приносят домой, а раньше обязательно вешали над дверью или над сараем. Верили: дому будет счастье, а в сарай не проникнет злая сила. Все сделает подкова, от всего убережет. И сейчас еще кто-то верит в это. А спроси любого: почему у подковы такая сила, откуда такие возможности? Человек только пожмет плечами: испокон веков так ведется.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тринадцать черных кошек"
Книги похожие на "Тринадцать черных кошек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Дмитриев - Тринадцать черных кошек"
Отзывы читателей о книге "Тринадцать черных кошек", комментарии и мнения людей о произведении.