Юрий Дмитриев - Тринадцать черных кошек

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тринадцать черных кошек"
Описание и краткое содержание "Тринадцать черных кошек" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена проблеме происхождения суеверий и их роли в духовной культуре человечества. Опираясь на новейшие достижения науки, автор разоблачает суть предрассудков и суеверий, связанных с животным миром.
Тем не менее люди верили в то, что дьявол может принять и принимает облик почти любого четвероногого, чтобы напугать, а главным образом для того, чтобы напакостить человеку. Кроме того, дьяволы в образе животных являются транспортными средствами - перевозят на себе колдунов или им подобных, когда те отправляются на шабаш. В таких случаях дьяволы превращаются обычно в козлов и баранов. Даже сам сатана любил время от времени превращаться в козла. Черти же и в своем обычном виде сохраняют копыта и рога.
Ведьмы чаще всего превращаются в кошек. О кошках у нас будет разговор особый, а тут мы упомянем лишь о том, что превращение в кошек было настолько распространено, что получило даже специальное название - элюрантропия. Конечно, превратиться в кошку очень удобно: можно всегда, не вызывая подозрений, проникнуть в любой дом, подсмотреть, подслушать, сделать какую-нибудь мелкую пакость. А если захочется сделать пакость покрупнее, можно собраться на чердаке, договориться с себе подобными, обсудить и разработать операцию.
Правда, кошкой быть удобно не всегда - например, кошка не может есть и портить капусту, припасенную в погребах. Ну что ж, можно превратиться в зайца, что ведьмы зимой очень часто и проделывали. Причем настолько часто, что это явление тоже получило специальное название - лепантропия.
В некоторых других животных колдуны, ведьмы, дьяволы тоже превращались часто, и для таких превращений тоже пришлось придумывать специальные термины. Так, превращение человека в собак стало называться куантропией, в коров - боантропией, в волков - ликантропией. Кстати, в волков колдуны и ведьмы превращались особенно охотно, по крайней мере в Европе.
"В Англии мы часто видим, как люди превращаются в волков", - писал в XII веке английский ученый и путешественник Джервэйс.
В людей-оборотней, превращавшихся в волков, верили, конечно, не только в Англии. В XVI веке во французском городе Доль приговорили к смертной казни некого Жиле Гарнье за то, что он "в форме волка-оборотня пожирал детей".
В XVII веке сенат Савойского герцогства (это государство было тогда на территории теперешней Италии и Франции) приговорил к казни нескольких колдунов, среди которых имелся и волк-оборотень в облике человека по имени Клод Гаро.
Ликантропия была распространена в Германии и России. Правда, как утверждали некоторые специалисты по оборотням, не все они считались опасными. Потому что не все они сознательно и добровольно превращались в волков. Тут, конечно, эти специалисты противоречили другим специалистам, типа Ле Луайе, тем не менее они совершенно "доподлинно" знали, что иногда люди принимают звериный облик не по своей воле, а по воле колдунов. Тот же Джервэйс, утверждавший, что в Англии часты случаи превращения людей в волков, рассказывал, между прочим, что один человек встретил в лесу волка, который поведал ему следующую историю. Некогда аббат, обладавший магической силой, проклял одну деревню. С тех пор каждые семь лет два человека из этой деревни превращаются в волков, живут в лесу. Если в течение семи лет их не убьют, возвращаются в деревню и снова становятся людьми, а на смену им в лес уходят два других человека, становящихся волками.
В России тоже верили в оборотней, верили, что люди способны превращаться в волков. Но одни люди якобы превращаются в волков не по своей воле (они и назывались "волки поневоле") - их заколдовывают. Эти волки тоскливо воют по ночам, печалясь о своей горькой доле. Другие же - всякие колдуны и им подобные - становились волками добровольно и свои черные дела творили молча и с удовольствием. Они делали все, что полагалось делать злым силам испокон веков, нападали на людей и на скот, напускали порчу на целые деревни. А так как оборотни могли принять облик любого существа, жить людям было довольно страшно. Впрочем, жилось хорошо церковникам - недаром же они всячески поддерживали и пропагандировали эти предрассудки: ведь только молитвы, покаяния могли спасти людей от сатаны и его прислужников. Но народ и сам пытался как-то бороться с дьяволами и чертями, нечистой силой.
И возникали новые приметы, появлялись новые предрассудки.
Послесловие к первой части. О суевериях в частности
Мы совершили путешествие в прошлое. Путешествие короткое, ведь связь людей и животных была гораздо разнообразнее. Но и сейчас у тебя, вероятно, возникает вопрос: какое все это отношение имеет к сегодняшнему дню? Ведь речь шла о людях далекого прошлого или о людях, стоящих по своему социальному и культурному развитию на очень низком уровне.
Верно. Но мы уже говорили, что суеверия очень живучи. Мало того, новое время с его достижениями в самых разных областях человеческой деятельности нередко порождает новые или совершенствует старые приметы и суеверия.
Вот лишь один пример. В конце прошлого века в Тверской губернии (сейчас это Калининская область) существовал такой ритуал: весной, перед тем как выгнать из зимних конюшен на летние пастбища лошадей, хозяин обходил табун с замком и ключом, на ходу то запирая его, то отпирая. Таким образом он принимал меры по спасению лошадей от волков: человек был уверен, что запирал не только замок, но и челюсти волков. И лошади были в безопасности. Теперь давай подумаем: ведь это та же магия, в которую когда-то очень давно верили люди, - "подобное - подобным", только перенесенная в новое время. (Ведь замков вообще, а тем более с ключами, в те времена, когда появилась вера в "подобное - подобным", конечно, не было.) Надо ли говорить, какой урон приносило такое "усовершенствованное" суеверие людям - ведь челюсти волков не запирались на ключ, - хищники продолжали нападать на домашних животных.
Конечно, это, может быть, не такой уж типичный случай - с волками боролись и другими, действенными способами. Но этот пример любопытен тем, что замок - относительно новое изобретение - был использован, по сути дела, для магического обряда.
Но опять-таки ты можешь возразить: это тоже относится к прошлому, когда еще была сильна вера в чудеса, да и народ был в основном необразованный. Сейчас мы не верим в чудеса, в магию, в приметы. Ну, разве что в такие, как пустые ведра...
Действительно, парадокс: человек не верит ни в бога, ни в черта. А вот пустые ведра ему почему-то портят настроение. Но если бы человек задумался о том, что значит эта примета, он, современный, грамотный, может быть, даже всесторонне образованный, вдруг почувствовал бы себя первобытным. Да, именно так - примета эта имеет очень древнее происхождение: она ведь и родилась тогда, когда человек был убежден, что "подобное порождает подобное". А пустые ведра как бы сигнализируют, предупреждают, что человек идет по делу, которое ему не удастся (то есть идет зря, попусту). Кое-кто верит даже, что пустые ведра могут не только предсказать, но и организовать неудачу, могут провалить какое-то дело, сделать его пустым. Или еще пример: до сих пор некоторые люди обижаются, если им случайно нальют неполный стакан чая - значит, у того, кто выпьет этот стакан, жизнь будет неполной. Подобное может вызвать подобное!
Приметы, рожденные верой в "подобное - подобным", очень живучи. Еще совсем недавно многие знахари лечили людей по этому принципу. Например, если у человека обнаруживали малокровие, то пичкали его красной свеклой: прибавится красной крови; если человек заболевал желтухой, его поили отваром из различных желтых цветов, в частности отваром одуванчиков; если страдали почки - лечили почками деревьев. Девушкам, чтобы женихи и ухажеры "липли" к ним, советовали вплетать в косы цветы липы.
Как видим, эти приметы существовали и в лечебной магии, и в любовной. Существовали они в земледельческой магии. Помимо всяческих молитв и заклинаний, люди пользовались принципом "подобное - подобным". Например, крестьянские девушки, перед тем как сажать лен, ходили с распущенными волосами. Считалось: лен в этом случае будет и длинный и пушистый, как волосы девушек. Сажая капусту, крестьянин надевал драную рубаху, чтобы у капусты было много листьев, а крестьянки туго стягивали волосы на голове, чтобы кочан был тугой и твердый.
Конечно, сейчас это кажется смешным, но чем такие приметы отличаются от пустых ведер или неполного стакана, в которые еще нередко верят и в наши дни?
Существует множество народных примет, связанных с предсказанием погоды. Среди них немало появившихся благодаря многолетним наблюдениям, они проверены временем и обоснованы сейчас научно. О них мы еще будем говорить. Но есть немало и вот таких примет, порожденных чисто внешними признаками, - тоже в какой-то степени вытекающими из принципа "подобное - подобным": красная корова - символ "красного" дня, черная - "черного". То есть, если впереди стада, возвращающегося домой, идет красная (рыжая) корова, - значит, завтра будет ясный, солнечный день, если черная - пасмурный, дождливый.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тринадцать черных кошек"
Книги похожие на "Тринадцать черных кошек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Дмитриев - Тринадцать черных кошек"
Отзывы читателей о книге "Тринадцать черных кошек", комментарии и мнения людей о произведении.