Евгений Мин - Ценный подарок (сборник)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ценный подарок (сборник)"
Описание и краткое содержание "Ценный подарок (сборник)" читать бесплатно онлайн.
Ленинградского прозаика Евгения Мина (1912–1984) интересовали главным образом морально-этические проблемы. Короткие рассказы о современных бытовых ситуациях, о взаимоотношениях людей соединяют лирику и юмор. События нередко развиваются в некой условной стране, что не мешает автору насытить их современным содержанием.
— Что это, Оля? — ровным голосом спросила мама. — Что ты читаешь?
— Козьма Прутков, — робко сказала Оленька, — я взяла у тебя в шкафу. Не бойся, я буду осторожно обращаться с этой книгой.
— Козьма Прутков? — переспросил Сергей Антонович. — Лауреат?
— Нет, — едва удержалась от смеха Оленька, — Козьма Прутков знаменитый писатель прошлого, сатирик.
— Сатира нам нужна, — сказал Сергей Антонович, — но смотря какая. Болтался тут у нас в «Кожгалантерее» несколько дней один сатирик и, вот вам результат, бухнул в газете фельетон, и теперь нашего директора снимают, а человек он полезный. Пусть уж лучше писатели про наши достижения пишут.
Нина Викентьевна подняла брови, забыв, что мимика ведет к преждевременным морщинам.
— Сергей, — сказала она все тем же ровным голосом, — литература не твоя сфера.
— Это почему же? — обиделся Сергей Антонович. — Литература, в газетах пишут, она для народа.
— Сергей! — чуть громче сказала Нина Викентьевна, и послушный муж отошел в сторону.
Тут вмешалась бабушка:
— Знаешь, Нинуля, этот Прутков как две капли воды похож на одного артиста, которого я в юности видела в «Круглом саду». И волосы такие, и бархатная блуза, и большой белый бант, а как его фамилия — вспомнить не могу.
Нина Викентьевна выслушала бабушку, а потом сказала с той неприятной вежливостью, с которой часто говорят интеллигентные дочери со своими родительницами.
— Это очень интересно, мама, но, извини, мне нужно поговорить с Ольгой на профессиональную тему.
— Конечно, конечно, это не по моему уму, — пробормотала бабушка, — пойду к своим кастрюлям, — и ушла на кухню.
Оленька стояла, прижимая книгу, как солдат личное оружие перед боем.
Нина Викентьевна окинула Оленьку холодным проницательным взглядом, чуть задержавшись на ее «папахе».
— Садись! Боже мой, в кого ты так вымахала?
— Мамочка, я еще не самая длинная в классе. Во мне всего метр семьдесят шесть, а в Ляле Воронихиной — метр восемьдесят.
— Садись! — потребовала Нина Викентьевна. — С тобой невозможно разговаривать.
Они сели на диван.
— Ну, — сказала Нина Викентьевна, — зачем тебе понадобился Прутков?
— Видишь ли? — зачастила Оленька, — сегодня у нас литература, все будут анализировать басни Крылова, а я хочу — Пруткова.
Тут вступил Сергей Антонович:
— Так, значит, все одно, она — другое. Это же нарушение принципа дисциплины. С детства не хочет читать Крылова, потом вырастет, не пожелает читать существенные документы.
— Сергей Антонович, я просила вас… нервно сказала Нина Викентьевна, и он умолк, втянув голову в плечи, зная, что когда жена называет его на «вы», — это высшая мера немилости.
— Оленька, — подозрительно ласково спросила Нина Викентьевна, — чем тебя заинтересовал Прутков?
— Ну, как же, ты ведь читала, он такой веселый, умный. Помнишь басню про цаплю?
Оленька поднялась с дивана, вытянула шею, выбросила вперед одну руку и стала похожа на какую-то птицу.
— «Цапля и беговые дрожки», — звонко прочла она.
На беговых помещик ехал дрожках,
Летела цапля, он глядел.
Ах! почему такие ножки…
— Сядь! — посмотрела Нина Викентьевна в зеркало, поправляя прическу. — Это скучно и сейчас совсем неинтересно.
— Мамочка, а какие у него афоризмы! — вскричала Оленька и, боясь, что мать перебьет ее, стала выстреливать одним афоризмом за другим: — Если у тебя есть фонтан, заткни его, дай фонтану отдохнуть! Болтун подобен маятнику, того и другого надо остановить! Если на клетке слона увидишь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удается, но всякой желается попасть в дамки.
Сергей Антонович захохотал, но сразу стал серьезным, сказав:
— Аморально.
— Оля, — наставительно сказала Нина Викентьевна, — тебе еще рано думать о таких глупостях.
— Да нет же, я не думаю, а у нас некоторые девочки говорят: провалимся на экзаменах в институт, выйдем замуж. Послушай вот еще два афоризма: легче держать вожжи, чем бразды правления. Бди!
— Бди! — серьезно сказал Сергей Антонович. — Это точно, по-современному. А остальные его афоризмы забудь. Сомнительные они.
— Мама, — твердо сказала Оленька, — я пойду в школу и буду читать произведения Козьмы Пруткова.
— Не рекомендую, — сердито сказала Нина Викентьевна. — Нужно делать то, что делают все.
— Я хочу быть сама собой, — вскричала Оленька. — Ты же делаешь то, что хочешь, вышла замуж за Сергея Антоновича и не спросила, нравится ли он мне.
Нина Викентьевна забыла про вред мимики, брови высоко взлетели, рот искривился.
— Девчонка, ты сравниваешь себя со мной!
Сергей Антонович отошел в сторону.
— Я не девчонка, я человек! — вскричала Оленька. — Извини, мне пора в школу.
Она спрятала книгу в портфель и выбежала из комнаты. Дверь в передней глухо хлопнула.
Нина Викентьевна задыхалась от волнения.
— Человек!.. Ты слышишь, Сергей, она считает себя человеком, а на днях меня вызовут в школу, и я буду краснеть из-за этого человека. Почему я одна должна заниматься воспитанием этой вздорной девчонки! Бабушка ей во всем потакает. Ты совершенно безразличен.
— Прости, Ниночка, — мягко сказал Сергей Антонович, а глаза его стали жестокими. — Я к тебе пришел, когда ей было двенадцать лет, учить ее уже поздно было. Пораньше бы лет на семь, я бы ее поучил, не посмотрел бы, что она — девочка. Была бы она у меня послушной. А теперь…
— Молчи, — зажала уши Нина Викентьевна, — мама, я голодна, корми нас!
Класс был полон гулом, которым всегда бывают полны классы перед началом урока. Оленька сидела у окна, не принимая участия в болтовне подруг. Отворилась дверь, и в класс вошла Мария Сергеевна, молоденькая, кругленькая учительница с деревенским румянцем во всю щеку. Она работала в школе всего второй год, еще стыдилась своей молодости, яркого румянца и поэтому держалась нарочито строго.
Мальчики и девочки встали, разноголосо крича:
— Здравствуйте, Мария Сергеевна.
— Здравствуйте, ребята, — очень серьезно сказала учительница, — садитесь.
— Ребята, — сказала Мария Сергеевна, — сегодня мы будем читать и анализировать басни Крылова. Миша Селезнев.
Поднялся маленький мальчик с подвижным лицом.
— Что ты приготовил?
— «Волк на псарне».
— Читай!
Миша, шепелявя, скороговоркой читал басню. Казалось, что рот его набит камушками, сквозь которые с трудом пробирается его толстый язык.
Ребята не могли понять Мишу, но Мария Сергеевна видела, как он старается. Выслушав его, сказала:
— Умница.
Тотчас же румянец на ее щеках стал гуще, и она подумала, что применила слово, обычно не принятое в педагогике.
— Анализ, — строго сказала она.
Миша, теперь уже спокойно, потому что больше не нужно говорить стихами, когда кажется, что едешь по кочкам, объяснил, что в образе волка Иван Андреевич Крылов имел в виду захватчика Наполеона Бонапарта, а в образе ловчего — Михаила Илларионовича Кутузова, героя Отечественной войны. Он еще остановился на том, как стихи Крылова повлияли на других поэтов.
— Хорошо! — сказала Мария Сергеевна. — Садись!
Увидев, что Рита Казачонок высоко взбивает волосы, Мария Сергеевна вызвала ее:
— Казачонок.
Рита поднялась. Она была самая красивая девочка в классе, все мальчишки безнадежно влюблялись в нее, и поэтому она вела себя гордо и независимо.
— «Стрекоза и Муравей», — сказала Рита, повернувшись вполоборота к Марии Сергеевне, так, чтобы та любовалась ее безукоризненным профилем.
— Стань как следует! — приказала учительница.
Рита нехотя выполнила приказание учительницы и стала читать басню.
Читала она звучным, глубоким голосом, нараспев, подражая какой-то актрисе.
Ребятам нравилось, но Мария Сергеевна, выслушав Казачонок, сказала:
— Плохо, совсем плохо! Зачем ты завываешь? Я знаю, что ты собираешься в театральный, но артист прежде всего следит за смыслом литературного произведения. Анализ!
С анализом было еще хуже. Звучным красивым голосом Рита несла такую чушь, что Мария Сергеевна не выдержала:
— Довольно! Стыдно! Взрослая девушка, собираешься в актрисы, а двух слов связать на можешь. Садись!
Рита, невозмутимо гордая, села и опять повернулась в профиль к учительнице, думая: «Колобок, противная, завидует мне».
— Архангельский… Клебякина… Бобович… — вызывала она одного за другим учащихся.
Оленька была последней, губы у нее дрожали.
Держа книгу в руках, она прочла с отчаянной смелостью:
— Козьма Прутков. Сочинения.
— Что ты сказала? — удивленно спросила учительница.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ценный подарок (сборник)"
Книги похожие на "Ценный подарок (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Мин - Ценный подарок (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Ценный подарок (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.