Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким"
Описание и краткое содержание "OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким" читать бесплатно онлайн.
Оффлайн-интервью на сайте "Русская фантастика" 1998-2002.
Общее количество ответов: 8620
Для облегчения навигации ответы сгруппированы по годам.
В приложении приведены любимые книги Бориса Стругацкого, а также чат с ним на сайте "Компьютерры" в ночь с 30 ноября на 1 декабря 2000 года.
Евгений Николаев <[email protected]> Йошкар-Ола, Россия - 10/28/11 14:05:36 MSK
Нет, это не ляп. Генератор выключил не Саша Привалов. Его выключил «какой-то дурак», прибывший в институт на десять минут раньше Федора Симеоновича. Он думал, «что так будет лучше».
Уважаемый Борис Натанович! Если верно, что «Никогда АБС не ставили перед собою задачу заняться «поиском естественных и несомненных оснований для истинной морали» и «Разумеется, никакой «истинной» морали в природе не существует», то это должно означать также, что не существует никаких объективно разумных (истинных) оснований для предпочтения одного другому. Например, разумного человека голой обезьяне. Или наличия жизни во Вселенной ее отсутствию. Не так ли? Но с другой стороны, все ваше с АН творчество и лично Ваши ответы в онлайн интервью, проникнуты святой верой в предпочтительность человека обезьяне. Да и ваша ВТВ свидетельствует о том же. Если нет объективных оснований для предпочтения одного другому – какой смысл в том, чтобы прилагать усилия к чему бы то ни было, кроме собственного удовольствия? Даже если оно заключается в садизме, каннибализме, педофилии, наркомании или копрофагии. «О вкусах не спорят». Или все-таки спорят? А объективно правые в этом споре подразумеваются?
Сергей Боровский <[email protected]> Иркутск, Россия - 10/28/11 14:05:42 MSK
Все наши рассуждения, как на базальтовом основании, покоятся на НАШИХ, НЫНЕШНИХ, РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИХ представлениях о том, что есть хорошо, а что плохо. На реально действующей, именно нынешней и только нынешней морали и ее правилах. Она не «истинная», она просто единственно реальная для нас, другой у нас нет, – а если и есть где-то (в книгах, в других странах, в чужих представлениях), то она воспринимается нами как отклонение от нормы, а значит, как некая аномалия. Иначе мы не можем. Если мы ведем себя иначе, вопреки, в соответствии с какими-то другими нормами и правилами, мы обрекаем себя на судьбу отщепенца и «морального урода». Моральный урод может страстно и даже в каком-то смысле логично обосновывать свою позицию и доказывать, что моральные уроды как раз мы, а не он. Иногда ему удается собрать армию таких, как он, и открыть военные действия против таких, как мы. Так возникает «мораль сверхчеловека-арийца» или «мораль строителя коммунизма». Реально действующая мораль достаточно устойчива, проста для восприятия, соответствует (видимо) неким фундаментальным свойствам психики нынешнего хомо сапиенс и на протяжении веков сохраняет свое главенствующее положение (допуская лишь малосущественные «мутации»). Это не значит, что она является «самой истинной» (что бы под этим словом ни понималось), это означает только, что она самая жизнеспособная и наиболее соответствующая реалиям человеческого существования. О вкусах, разумеется, спорят: половина всех споров в мире – это споры о вкусах. Но споры о морали – это не споры о вкусах: это всегда попытки создать «новую», «более совершенную», «более современную» мораль. Но, похоже, прежде надобно поменять что-то в человеке, что-то очень существенное и совсем непонятно, что именно. (Любопытно, что мораль Ислама и мораль буддизма во многом прорастают в нашу, перетекают одна в другую, дополняют и дополняются... но это слишком сложная и специальная тема, чтобы с моими средствами вторгаться в нее.)
ноябрь 2011
Я изучаю историю цепных пил, как бензопил так и электропил. В настоящий момент я пишу статью про некогда популярную советскую электропилу. И я выискиваю упоминания о ней в разных источниках. В «Пути на Амальтею» есть отрывок, в котором упомянуты электропилы: Они отправились на склад и взяли там меховые куртки, электропилы и самоходную платформу. /.../ Ребята взяли электропилы, подошли к дальней стене и стали выпиливать брусья льда. Пилы шли в лед, как горячие ножи в масло. /.../ Он нес электропилу на плече, как ружье. Книга датирована 1959-1960 годом. Точность в деталях заставляет меня надеяться, что авторы описывали какую-то конкретную пилу. Нести «как ружьё» – это очень специфическое. Ружьё носят на плече в «сломанном» виде, когда ось приклада и ось ствола не совпадают. Плюс процесс резанья льда электропилами. В общем, мне кажется, что тут описана электропила ЦНИИМЭ К-6 (или К-5). На конец 1950-х это была очень распространённая пила. Плюс к тому, в конце 1950-х СССР активно занимался полярными экспедициями (как в Арктику, так и в Антарктику), и эти пилы входили в оборудование экспедиций, что упоминалось в кинохрониках и журнальных статьях, воспевающих советских полярников. Является ли моё предположение о том, что пила в указанном фрагменте была списана с ЦНИИМЭ К-6 оправданным? Или электропила в указанном фрагменте была списана с реальной электропилы, но другой модели? (Например, в те годы в ГДР была электропила, у которой ось шины и ручки не совпадали, но под другим углом, нежели у К-6.) Или всё это лишь мой домысел?
Михаил Елисейкин Россия - 11/04/11 16:28:00 MSK
Боюсь, все-таки, домысел. Хотя и замечательный в своем роде! Дело в том, что мои сведения о предмете носят исключительно поверхностный характер. Не помню, чтобы мне приходилось держать е-пилу в руках, и хотя, разумеется, я видел (в чужих руках) эти инструменты неоднократно – и в реальной жизни, и в кино, – этого явно недостаточно, чтобы уверенно отличать ЦНИИМЭ К-6 от какой-либо другой модели. :)) Думаю, отношения с электропилами у АН были не ближе. Хотя, теоретически, конечно, будучи офицером СА, он мог с ними дело иметь. (Приходилось же ему принимать участие в огромной армейской операции по отлову канских беглых бандитов, – в армии чем только человеку заниматься не приходится.) Так что все свои немногие сведения о е– и б-пилах, которые авторы обрушили на читателя в ПнА, почерпнуты, скорее всего, из случайных жизненных наблюдений или какой-нибудь кинохроники конца 50-х. А жаль! Здорово было бы действительно «сверкнуть эрудицией» в самой неожиданной области и заслужить уважительный отзыв читателя-профессионала: «Ай да автор! Ай да молодец! Этот – МОГЁТ. А даже не «могёт», а МОГЕТ!»
Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. У меня, наверное, стотысячный вопрос про Высокую Теорию Воспитания. Мне кажется, что эта тема одна из наиболее волнующих в Вашем с братом творчестве. Как Вы думаете, может ли мотивация одного человека способствовать развитию Высокой Теории Воспитания? Способен ли один человек заложить хотя бы первый камень в фундамент ВТВ? Например, не будучи стесненным в средствах, этот человек мог бы отобрать и подготовить тех, кто стал бы строить (успешно) вместе с ним и после него. Ведь даже среди нынешних учителей наверняка можно найти талантливых, тех, кто способен выбрать и подготовить молодежь к «продвижению» этой парадигмы к реализации. Для успешной реализации наверняка придется стать «злее злых и подлее подлых», ведь продвигать придется в политике. И получается, что те, кто будет заниматься продвижением теории в жизнь, должны будут иметь некую моральную гибкость: то есть, в каком-то смысле, они не будут вписываться в эту самую теорию. Как Вы считаете, возможно ли воспитание этих людей таким образом, чтобы несмотря на эту «моральную гибкость», они смогли следующее поколение сделать немного ближе к Человеку Воспитанному? Можно ли организовать процесс с самого начала так, чтобы не повторилась история со строительством коммунизма? Ведь тот же Ленин делал заявления, общий смысл которых можно было свести к тому, что «мы сейчас немного побудем плохими, зато потом все будут хорошими». Я имею в виду необходимость красного террора и крайних мер по отношению к противникам революции.
Антон <[email protected]> Moscow, Россия - 11/04/11 16:28:20 MSK
Очень хотелось бы, чтобы эта нехитрая мысль («чистоту надо лепить из грязи нечистыми руками грешников»), хоть сколько-нибудь соответствовала реальной практике! Это было бы изящно. Это было бы глубокомысленно. Это было бы поучительно! Но этого не бывает. Видимо, это просто невозможно. У грязных и жестоких встречаются чистые и добрые намерения. К беспощадным и целенаправленным (часто они бывают сентиментальны) могут примкнуть человечные, безукоризненно честные и бескорыстные. В этих странных сплавах всегда побеждает злое, жестокое, агрессивное, властное, – обязательно берет верх и строит не то, что (вроде бы) задумывалось изначально, а нечто специфически свое: будь то мир марширующей черни или города пожирателей доступного. «Ты должен сделать добро из зла, – потому что его больше не из чего сделать». «Когда святой Мика вышел из Питанских болот, ноги его были покрыты грязью». И первой рванулась в небо («ревела от сознания бессилья», «в разросшихся хвощах») «тварь скользкая» («почуя на плечах еще не распустившиеся крылья»). Будущее присутствует среди нас всегда, и, как правило, оно не похоже на будущее. Оно совсем не всегда похоже «на себя», оно, скорее, странно. И очень хотелось бы, чтобы оно сделалось центром преобразования, трансформации, перевоплощения «сегодня» в «завтра», но так, по-моему, не бывает. Оно уходит в небытие, сожранное свиньей жизни, ничего вокруг себя не изменив, но – иногда! – успев внезапно удивить нас, «прошлых», наделить вдруг солнечным зайчиком неожиданного восторга, когда «мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман...» Боюсь, однако, на большее «носители будущего» не способны (хотя некоторым из них, видимо, удавалось и преобразовать мир тоже, – изобретателям, мыслителям, поэтам). ВТВ будут «извлекать из небытия» (как архитектор извлекает фигуру из глыбы мрамора) люди вполне обыкновенные, такие, «как мы с вами», и они, разумеется, испещрены будут «родимыми пятнами прошлого», и «моральная гибкость» им не чужда будет отнюдь, и двигать ими, как правило, будет вовсе не стремление «следующее поколение сделать немного ближе к Человеку Воспитанному», а желания вполне прозаические (карьера, зарплата, успешность бытия). И залогом их конечной победы будут (как водится) не личные их победы, а подспудная, мощная, несформулированная даже никем потребность общества в этой ВТВ. Как это случилось с грамотностью и образованием вообще несколько веков назад.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким"
Книги похожие на "OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким"
Отзывы читателей о книге "OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким", комментарии и мнения людей о произведении.