Г. Пруссаков - 16-я воздушная

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "16-я воздушная"
Описание и краткое содержание "16-я воздушная" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.
Рассчитана на широкий круг читателей.
19 февраля две четверки Як-3 233-го иап под командованием старшего лейтенанта Г. С. Ахметова и лейтенанта А. М. Ершова прикрывали войска южнее Штаргарда. Неожиданно из облаков на высоте 2500 м вывалились 6 ФВ-190 и пошли в атаку на группу Ершова. Ершов развернулся и в свою очередь устремился на противника. Оказавшись в ходе боя между двумя «фокке-вульфами», чтобы не подставить себя под огонь противника, Ершов резко довернул влево и ударом консоли крыла по хвостовому оперению фашиста таранил его. ФВ-190 перешел в беспорядочное падение и врезался в землю. Одновременно ведомые Ершова сбили по одному ФВ-190.
В это время группа Ахметова завязала бой сперва с шестеркой, а затем еще с четверкой Ме-109. Использовав преимущество Як-3 в маневренности, Ахметов сбил один «мессершмитт».
В ходе боя подоспела еще четверка ФВ-190, и восьми советским истребителям пришлось сражаться с 20 фашистскими летчиками. В воздухе образовался из дерущихся самолетов ревущий клубок. Истребители противника, попавшие в невыгодное положение, уходом в облака или пикированием выходили из боя. В итоге старший лейтенант Г. С. Ахметов, лейтенанты М. А. Броварец, Н. Ф. Евсеев, В. М. Котровский и Е. В. Тарасенков сбили по одному, а лейтенанты А. М. Ершов и Н. Н. Лихов — по два фашистских самолета. Таким образом, восемь наших летчиков уничтожили 9 фашистских самолетов, не имея потерь со своей стороны.
21 февраля пара Як-9 347-го иап во главе со старшим лейтенантом Г. И. Линником во время свободного поиска на высоте 1800 м встретила 6 бомбардировщиков, следовавших к нашему плацдарму у Кюстрина. Их группа прикрытия, связанная боем с нашими истребителями, отстала от бомбардировщиков. Воспользовавшись этим, Линник атаковал бомбардировщики и подбил одного из них. Затем он зажег второй самолет противника. Остальные со снижением стали уходить на запад. Ведомый младший лейтенант Г. А. Чирков догнал один бомбардировщик и сбил его. Умелые действия пары «охотников» сорвали намерения противника сбросить бомбовый груз на наши войска.
Во второй и третьей декадах февраля по мере перебазирования наших истребителей на передовые аэродромы воздушная обстановка изменилась. В ходе воздушных боев временно утраченное нашей авиацией господство в воздухе было восстановлено.
В период с 4 по 26 февраля воздушная армия кроме поддержки войск фронта на Одере и борьбы за господство в воздухе содействовала войскам в уничтожении вражеского гарнизона в познаньской крепости и в районах Шнайдемюля и Штаргарда.
В ходе борьбы за Познань наша авиация силами двух полков 3-го бак разрушала доты и отдельные крепостные здания, 11-я гвардейская шад помогала штурмовым группам в овладении некоторыми объектами, 9-я гвардейская нбад непрерывными бомбардировочными ударами воздействовала на войска противника, засевшие в цитадели. При этом летному составу пришлось действовать по небольшим, но важным целям, для вывода из строя которых требовалось исключительно точное бомбометание. Как справились с этим наши летчики и штурманы, видно из следующих примеров.
13 февраля группа из шести Ил-2 173-го гвардейского шап под командованием капитана М. И. Румянцева вылетела для удара по войскам, окруженным в Познани. На высоте 400 м группа сделала холостой заход для отыскания цели. Увидев в одном из кварталов штабеля ящиков с боеприпасами, командир группы подал команду: «Атаковать за мной!» Бомбы, точно сброшенные штурмовиками, вызвали взрыв большой силы.
14 февраля командир эскадрильи 96-го гвардейского бап майор А. П. Смирнов со штурманом капитаном А. А. Царегородским получил задачу уничтожить широковещательную радиостанцию в цитадели. Встретив облачность, они не смогли нанести удар с пикирования и бомбардировали цель с горизонтального полета с высоты 700 м, сбросив 4 фугасные бомбы по 100 и 250 кг. Прямыми попаданиями бомб радиостанция была выведена из строя, и противник лишился радиосвязи. Капитан А. А. Царегородский имел к концу войны 176 успешных боевых вылетов и в мае 1946 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.
16 февраля командир эскадрильи 34-го бап майор М. Ф. Горький со штурманом старшим лейтенантом М. А. Мирошниковым должен был разрушить опорный пункт гитлеровцев — южные ворота крепости. Экипаж ударом с пикирования с высоты 2000 м прямым попаданием 250-килограммовой бомбы разрушил башню южных ворот. Боевая задача была выполнена.
18 февраля старший лейтенант Ю. Я. Воробьев (34-й бап) со штурманом полка майором М. С. Моновым точным бомбометанием с горизонтального полета взорвали склад боеприпасов в центре цитадели.
При подавлении сопротивления войск противника в Познани хорошо действовали группы штурмовиков 175-го гвардейского полка под командованием капитана М. А. Просвирнова, старшего лейтенанта Б. Н. Тихонова и младшего лейтенанта Ф. С. Шмырина, а также капитана М. И. Кучинского (173-й гвардейский шап). Все четверо летчиков, сделав к концу войны по 115–140 боевых вылетов, уничтожили большое количество боевой техники и много живой силы противника. Они стали кавалерами ордена Ленина и Золотой Звезды Героя.
23 февраля Москва салютовала войскам 1-го Белорусского фронта, овладевшим городом и крепостью Познань. В приказе Верховного Главнокомандующего указывалось, что вместе с войсками отличились летчики генерал-майора авиации Комарова, полковника Якобсона, подполковников Новикова, Лысенко, Волкова, Леонова и Васильева, майора Аброскина.
Содействуя соединениям 8-й гвардейской армии в овладении крепостью Познань, авиасоединения 16-й воздушной армии произвели 1834 самолето-вылета, из них 372 — бомбардировщиками Пе-2, 217 — штурмовиками Ил-2 и 1245 — ночными бомбардировщиками По-2 (в том числе 633 днем). При этом было сброшено 558 т авиабомб.
Подтверждением немалой роли авиации в разгроме познаньского гарнизона противника является отзыв командира 29-го гвардейского стрелкового корпуса генерала А. Д. Шеменкова. «В период с 9 по 18 февраля авиачасти 3-го бак бомбардировали фортификационные сооружения в крепости и подходы к ней. Боевые действия проведены весьма эффективно, меткость бомбометания, высокая. За этот период бомбардировщики эффективно содействовали нашим частям в разгроме окруженной группировки. Летчики, штурманы и весь состав, принимавший непосредственное участие в боевых действиях, заслуживают поощрения».
За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом и крепостью Познань были награждены: орденом Красного Знамени — 45-й гвардейский нбап (командир майор И. Ф. Аброскин); орденом Суворова III степени — гвардейские 23-й нбап, 58-й и 175-й шап (командиры подполковники П. С. Леонов, Герой Советского Союза В. Д. Панфилов и М. Г. Волков); орденом Кутузова III степени — 34-й бап, 90-й гвардейский бап и 173-й гвардейский шап (командиры подполковник В. А. Новиков, полковник А. Ю. Якобсон и Герой Советского Союза подполковник Н. К. Лысенко).
23 февраля в армии пополнились ряды Героев Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР это почетное звание было присвоено (кроме ранее упомянутых): капитанам П. М. Круглову и С. К. Хрюкину; старшим лейтенантам О. И. Малову, Н. Ф. Писаревскому, Е. Н. Селянину и В. И. Шаркову; лейтенантам В. С. Гаврилову и Н. Б. Стратиевскому. Капитан А. Е. Боровых был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Всего с 4 по 26 февраля воздушная армия произвела 9624 боевых самолето-вылета, из них на бомбардировку и штурмовку противника — 4360.
Одновременно с ожесточенной борьбой за удержание и расширение плацдармов на западном берегу Одера 5-я ударная и 8-я гвардейская армии вели боевые действия по овладению городом и крепостью Кюстрин.
Началу наступления войск на Кюстрин предшествовала длительная авиационная обработка его объектов. Получив задачу разрушать опорный пункт и крепость Кюстрин, генерал С. И. Руденко выделил для этой цели 3-й бак, 221-ю бад, 242-ю нбад и 9-й шак и дал указания о способах действий. В частности, 3-й бак должен был выделить группу снайперов-пикировщиков.
242-я нбад начала бомбардировку опорного пункта Кюстрин с 17 февраля, а остальные авиасоединения с 5 марта. По отзывам общевойскового командования, 3-й бак действовал отлично; его прикрывали летчики 1-й гвардейской иад. Особенно эффективным был удар по Кюстрину 8 марта девятки Пе-2, ведомой командиром 96-го гвардейского бап гвардии полковником А. Ю. Якобсоном. За два захода бомбардировщики разрушили 16 заводских зданий, приспособленных противником для обороны.
Авиация содействовала войскам в овладении Кюстрином прежде всего путем систематического разрушения всех сооружений, используемых гитлеровцами для обороны, а в период решительного штурма города уничтожала пехоту в траншеях и артминометные средства противника. Непрерывные удары авиации днем и ночью нанесли противнику огромный ущерб в живой силе и технике, изнурили и деморализовали его войска и ускорили разгром вражеского гарнизона.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "16-я воздушная"
Книги похожие на "16-я воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Пруссаков - 16-я воздушная"
Отзывы читателей о книге "16-я воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.