Г. Пруссаков - 16-я воздушная

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "16-я воздушная"
Описание и краткое содержание "16-я воздушная" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.
Рассчитана на широкий круг читателей.
В результате воздушной разведки, проведенной в крайне сложных условиях погоды, было установлено, что многокилометровые сплошные колонны автомашин, повозок и пехоты противника продолжают отходить за Одер. Скоплений танковых частей воздушные разведчики не обнаружили. Дальнейшие события подтвердили правдивость этих данных. Результаты воздушной разведки дали основание командующему войсками фронта принять решение — танковым соединениям стремительно наступать к Одеру и захватить с ходу плацдармы на западном его берегу.
Воздушная армия за 30 и 31 января при неблагоприятных метеоусловиях выполнила 919 самолето-вылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск противника — 202 и на воздушную разведку — 222 вылета.
Авиация противника, повысив активности, действовала по войскам фронта, стремясь не допустить форсирования Одера. Всего было отмечено 172 самолето-пролета.
В течение 1–3 февраля войска фронта, встретив возросшее сопротивление противника, вели напряженные бои за расширение плацдармов на Одере, а частью сил уничтожали окруженные войска в Познани и Шнайдемюле. К исходу 3 февраля они полностью очистили от противника восточный берег Одера.
Авиасоединения воздушной армии из-за неблагоприятных метеоусловий (сплошная облачность высотой до 50 м, туманы, временами дожди) и размокания летных полей боевые действия вели ограниченно, выполняя преимущественно прикрытие войск на Одере и воздушную разведку. 2 февраля одиночные экипажи 3-го бак вылетели на бомбардировку моста юго-восточнее Штеттина. Задание выполнили только два экипажа из десяти. Остальные из-за непогоды пробиться к цели не смогли и бомбили запасную цель. 9-я гвардейская нбад транспортировала горючее для 7-го кавалерийского корпуса.
Всего за трое суток февраля воздушная армия произвела 380 самолето-вылетов, из них 127 — на разведку и 165 — на транспортировку грузов. В 12 воздушных боях фашисты потеряли 8 самолетов. При этом отличились подполковник Н. Д. Скляренко, Герой Советского Союза майор В. Н. Макаров и старший лейтенант Кравцов (283-я над), капитан А. А. Железников (274-й иап), старший, лейтенант Е. Ф. Тужилин (15-й иап) и другие.
С выходом советских войск на Одер и захватом плацдармов на его западном берегу в районе Кюстрина завершилась Висло-Одерская операция. Она закончилась разгромом немецко-фашистской группы армий «А» и полным освобождением Польши. Советская Армия вышла на подступы к Берлину, до которого оставалось 60–70 км.
В операции от Вислы до Одера 16-я воздушная армия, удерживая господство в воздухе, оказывала непосредственную поддержку войскам фронта и прикрывала их от воздействия вражеской авиации. При развитии прорыва и преследовании немецко-фашистских войск штурмовики и истребители воздушной армии, тесно взаимодействуя с подвижными соединениями фронта, уничтожали отходившие вражеские колонны и не давали возможности противнику закрепиться на промежуточных рубежах.
Хотя боевое напряжение 16-й воздушной армии из-за сложных условий погоды и базирования иногда было сравнительно небольшим, но в целом результаты ее действий оказали значительное влияние на стремительное наступление войск фронта. Разгром отходивших войск противника начинала авиация. Она быстро отыскивала колонны и первой атаковала их, наносила врагу потери и создавала пробки на дорогах, а подоспевшие передовые отряды танковых соединений завершали разгром вражеских колонн.
Особое место в боевых действиях нашей авиации наряду с ударами по колоннам заняла бомбардировка мостов и железнодорожных станций с целью прекращения движения противника на важных коммуникациях. Так, с 16 по 20 января — в период наибольшего развития авиационного преследования отходившего противника — 16-я воздушная армия разрушила более 10 крупных мостов и переправ и свыше 30 железнодорожных станций. Для ударов по ним бомбардировщиками и штурмовиками было произведено 660 самолето-вылетов и сброшено 417 т бомб. Основной ударной силой армии являлись бомбардировочные соединения. В итоге противник вынужден был оставить огромное количество подвижного состава с ценным имуществом, организованный отход немецко-фашистских войск был сорван, что облегчило их окончательный разгром.
Всего за период операции от Вислы до Одера с 14 января по 3 февраля 1945 г. воздушная армия совершила 11193 самолето-вылета, из них 3775 — на бомбардировку и штурмовку войск противника, 1810 — на прикрытие войск фронта, 1944 — на воздушную разведку, 2178 — на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков (часть из них с попутной штурмовкой), 1058 — на «свободную охоту», штурмовку аэродромов и перехват самолетов противника и 428 — на другие задачи.
Авиацией было уничтожено и повреждено большое количество вражеской боевой техники и транспорта, выведены из строя тысячи солдат и офицеров. В 111 воздушных боях было сбито 85 фашистских самолетов, на аэродромах уничтожено 18.
Боевой счет авиаполков за время операции возрос на многие десятки и сотни выведенных из строя танков, автомашин, орудий и сбитых фашистских самолетов. Так, летчики 515-го иап уничтожили 34 самолета, из них 33 сбили коммунисты и комсомольцы. К концу войны авиаполк довел боевой счет до 70 сбитых самолетов врага. Командир полка подполковник Г. В. Громов совершил 400 боевых вылетов и уничтожил 13 самолетов противника. За умелое руководство авиаполком и личные подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Боевые потери воздушной армии за операцию происходили главным образом от огня зенитных средств противника.
За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении Варшавы указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены: орденом Красного Знамени — 133-й и 739-й иап (командиры подполковники К. А. Товсташий и В. Ф. Климов); орденом Суворова II степени 221-я бад и 273-я иад (командиры полковники С. Ф. Бузылев и Н. В. Исаев); орденом Кутузова II степени — 301-я бад (командир полковник Ф. М. Федоренко); орденом Суворова III степени — 128-й бап, 233-й иап, 618-й шап, 774-й иап и 805-й шап (командиры подполковники М. М. Воронков, В. В. Кравцов, И. Б. Котик, майоры А. А. Макогон и П. Т. Карев); орденом Кутузова III степени — 779-й бап и 98-й окрап (командиры подполковники А. В. Храмченков и И. С. Тищенко).
Части, отличившиеся в боях за овладение городом Радом, были награждены: 176-й иап (командир майор В. Н. Макаров) — орденом Красного Знамени; 515-й и 519-й иап, 106-й шап (командиры подполковники Г. В. Громов и К. Н. Мурга, майор С. К. Ефремов) — орденом Богдана Хмельницкого II степени; 518-й иап и 904-й шап (командиры подполковники Н. Г. Худокормов и П. Г. Овчаренко) орденом Суворова III степени. Отличившийся при овладении городом Иновроцлав 352-й иап (командир подполковник П. И. Хара) также был награжден орденом Суворова III степени.
В Висло-Одерской операции особенно отличились 3-й, 6-й и 13-й истребительные авиакорпуса во главе с генералами Е. Я. Савицким, И. М. Дзусовым и Б. А. Сидневым. В период наступления руководимые ими летчики надежно прикрывали войска фронта от ударов с воздуха и смело штурмовали противника на земле.
Ибрагим Магометович Дзусов родился в 1905 г. В 19 лет добровольно пошел в Красную Армию. Через два года службы стал коммунистом. За время Великой Отечественной войны он вырос от командира авиаполка — майора до командира авиакорпуса — генерал-майора авиации. 6-й иак под его командованием участвовал в Белорусской и в последующих операциях и за успешное выполнение боевых заданий неоднократно отмечался благодарностями в приказах Верховного Главнокомандующего. Авиакорпусу и всем входившим в его состав авиачастям были присвоены почетные наименования, и они были награждены орденами. За время войны летчики корпуса выполнили 18 654 боевых самолето-вылета и в 1243 воздушных боях сбили 832 вражеских самолета. За образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками, умелое руководство боевыми действиями авиасоединений и частей, за личные боевые заслуги и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм генерал И. М. Дзусов в мае 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. В настоящее время генерал-майор авиации в отставке И. М. Дзусов живет на Кавказе и активно участвует в военно-патриотическом воспитании молодежи.
Борис Арсеньевич Сиднев родился в 1911 г. 19-летним юношей пришел в авиацию. В 1931 г. был принят в члены партии. Участник Великой Отечественной войны с первых дней. В июле 1941 г. во главе смешанной авиадивизии дрался на Северо-Западном фронте; через год истребительная авиадивизия под его командованием прикрывала войска в битве под Сталинградом. В 1944 г. 13-й иак генерала Б. А. Сиднева вел боевые действия на левом крыле 1-го Белорусского фронта, а в последующем — на варшавско-берлинском направлении. Как летчик он в совершен-стве владел техникой пилотирования, как командир был хорошо подготовлен в оперативно-тактическом отношении, умело руководил партийно-политической работой в частях корпуса. На своем счету он имел 140 боевых вылетов и лично сбитых 4 самолета противника. Летчики корпуса за время войны под руководством Б. А. Сиднева выполнили 11828 боевых самолето-вылетов и сбили 405 вражеских самолетов. За умелое руководство боевыми действиями авиакорпуса, за личные боевые заслуги и проявленные при этом доблесть и мужество генерал Б. А. Сиднев в мае 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны генерал-полковник авиации Б. А. Сиднев командовал авиацией округа. В настоящее время находится в запасе и ведет большую военно-патриотическую работу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "16-я воздушная"
Книги похожие на "16-я воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Пруссаков - 16-я воздушная"
Отзывы читателей о книге "16-я воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.