Г. Пруссаков - 16-я воздушная

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "16-я воздушная"
Описание и краткое содержание "16-я воздушная" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.
Рассчитана на широкий круг читателей.
— вести разведку силами 16-го одрап и эскадрильями 283-й и 286-й иад.
С началом контрнаступления воздушная армия стала оказывать войскам фронта действенную поддержку с воздуха. Авиасоединения армии в первый день контрнаступления нанесли три сосредоточенных удара, каждый силами от 300 до 400 самолетов и продолжительностью 35–50 мин., по переднему краю обороны противника, его тактическим резервам и скоплениям танков и живой силы. Между ударами действовали отдельные группы штурмовиков и бомбардировщиков. 15 июля 1943 г. воздушная армия произвела 1002 самолето-вылета. К концу дня враг был выбит нашими войсками с основных позиций.
Вражеская авиация, понеся в предыдущих боях большие потери, активности не проявляла. Отмечалось лишь 40 самолето-пролетов.
16 июля противник оказывал сильное сопротивление и на отдельных участках переходил в контратаки. Его авиация несколько активизировалась — было отмечено 234 самолето-пролета.
Перед воздушной армией в этот день была поставлена задача не допускать подхода резервов противника, уничтожать скопления танков и живой силы и срывать его контратаки. Для выполнения этой задачи в течение дня было нанесено три сосредоточенных удара. В первом (в период 12–13 час.) принимало участие 410 самолетов, из них 155 бомбардировщиков, 101 штурмовик и 154 истребителя. Второй удар последовал через три часа. В нем участвовало 444 самолета, в том числе 140 бомбардировщиков, 123 штурмовика и 181 истребитель. Третий удар наносился в 19–20 час. составом 460 самолетов, из них 146 бомбардировщиков, 126 штурмовиков и 188 истребителей. В промежутках между ударами действовали отдельные группы бомбардировщиков и штурмовиков. Всего за день было произведено 1713 самолето-вылетов.
Войска фронта несколько продвинулись вперед и выбили противника с рубежей, на которых он пытался закрепиться.
17 июля противник продолжал оказывать упорное сопротивление нашим войскам и переходил в контратаки.
Вражеская авиация пыталась прикрывать свои войска и бомбардировать наши боевые порядки. Всего был отмечен 291 пролет самолетов противника.
С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы авиасоединения 16-й воздушной армии в этот день произвели три удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолетов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед.
Как оценивались действия нашей авиации, видно из отзыва штаба 3-го танкового корпуса. «Бомбардировочная и штурмовая авиация 16-й воздушной армии 17 июля нанесла пять сосредоточенных и эшелонированных ударов во взаимодействии с танками по скоплениям войск противника. Войска дают отличную оценку работе авиации и особенно истребителям, которые в течение дня надежно прикрывали боевые порядки корпуса. Начальник штаба 3-го танкового корпуса полковник Девятов».
Всего за три дня контрнаступления армией было выполнено 4478 самолето-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолетов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.
За эти дни немецко-фашистские войска были отброшены на рубежи, которые они занимали до 5 июля.
Инициатива в воздухе иад районом боевых действий прочно удерживалась нашими истребителями. В большинстве случаев вражеские истребители в воздушных сражениях или несли потери, или не ввязывались в бой, уходили на свою территорию.
В один из боевых дней отличились командир 163-го иап подполковник П. А. Пологов и летчики капитан В. С. Богатырев, старшие лейтенанты В. В. Макаров и Я. И. Филимонов. В первом вылете эта четверка была наведена наземной станцией на 8 ФВ-190 и 6 Ю-88. Увидев группу «фокке-вульфов» в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага. Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один «фокке-вульф», пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приемом уничтожил два истребителя Богатырев. Тут же Макаров сбил четвертый самолет противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджег очередью из пушки. Всего в этом бою было уничтожено пять вражеских самолетов и два подбито. Группа Пологова потерь не имела.
Во втором вылете капитан Богатырев и старший лейтенант Макаров, патрулируя иад полем боя, увидели ФВ-190, который пристраивался к нашему бомбардировщику. Истребитель противника был тут же сбит. Во время четвертого боевого вылета старший лейтенант Филимонов сбил вражеский корректировщик.
Подполковнику П. А. Пологову в сентябре 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. В настоящее время он работает в Свердловске на одном из крупных заводов.
В боях иад Курской дугой особенно прославился летчик 157-го иап лейтенант А. Е. Боровых, обладающий высоким мастерством, мужеством и отвагой. Ему удалось за дни сражения сбить 8 фашистских самолетов. В августе 1943 г. он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Андрей Егорович Боровых родился в 1921 г. в Курске в семье рабочего. До армии работал шофером автоколонны. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу. В действующей армии с декабря 1941 г. Менее чем через два года Боровых, благодаря отличным бойцовским качествам, становится командиром авиаэскадрильи, одновременно вступает в ряды ВКП(б). За новые боевые подвиги он в феврале 1945 г. был награжден второй Золотой Звездой и закончил войну майором в должности заместителя командира авиаполка.
После войны А. Е. Боровых окончил Военно-воздушную Краснознаменную академию, а затем — Военную академию Генерального штаба, был командиром авиадивизии и на других высших должностях. В настоящее время генерал-полковник авиации А. Е. Боровых командующий авиацией Войск ПВО страны.
Огромную выдержку в бою с врагом показал командир группы бомбардировщиков 24-го бап коммунист старший лейтенант А. И. Тензин. Перед целью он был ранен, но это не остановило мужественного офицера. Истекая кровью, он отлично выполнил задание и привел группу на свой аэродром. Отважный летчик был представлен к правительственной награде.
Весьма самоотверженно штурмовали войска противника молодые летчики 2-й гвардейской шад, проявляя при этом подлинный боевой азарт. Многие экипажи в течение дня делали по четыре боевых вылета. Особенно выделялся младший лейтенант А. Д. Соловьев. Его товарищи говорили: «Где падают бомбы с самолета Соловьева и куда он стреляет из пушек и пулеметов, там взрывы, пожары и смерть».
Командиры 157-го иап майор В. Ф. Волков, 347-го иап капитан П. Б. Данкевич и 519-го иап майор К. Н. Мурга проявили себя образцовыми боевыми воспитателями летного состава, умелыми руководителями воздушных боев, из которых их летчики всегда выходили победителями. В дальнейших боях за Родину майору В. Ф. Волкову в июле 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Он сделал 236 боевых вылетов, провел 59 воздушных боев, сбил лично 15 и в группе — 8 вражеских самолетов. Ныне В. Ф. Волков продолжает службу в кадрах ВВС. П. Б. Данкевич за боевые отличия награжден многими орденами. В настоящее время он генерал-полковник, заместитель главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения.
Отличился также командир эскадрильи 286-й иад Герой Советского Союза капитан И. С. Козич. В одном из воздушных боев он вышел победителем из неравной схватки, сбив два немецких самолета. Капитан Козич был одним из опытнейших воздушных разведчиков. Он всегда брался за самые сложные задания. Его эскадрилья являлась лучшей в авиадивизии. В ней служило много отважных разведчиков — заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А. П. Липатов, командир звена лейтенант Б. И. Якушев, лейтенанты В. Г. Семенов, Д. Н. Медведев и другие.
В дни контрнаступления снова прогремела слава о мастерских ударах по фашистским танкам Героя Советского Союза штурмана 58-го гвардейского шап майора В. М. Голубева. В тяжелых боях на Курской дуге он неоднократно водил в бой шестерку штурмовиков. Его группе удавалось за один вылет уничтожать десятки танков врага. Не было дня, чтобы не вылетала шестерка Голубева.
Виктор Максимович Голубев родился в 1915 г. в Петрограде в рабочей семье. В 1936 г. был призван в армию и через три года окончил Харьковское военно-авиационное училище. С первых дней войны — на фронте. На боевом счету В. М. Голубева 157 боевых вылетов, во время которых он уничтожил и повредил 69 танков, 875 автомашин, 10 цистерн с горючим, много другой боевой техники, а также вывел из строя сотни вражеских солдат и офицеров. За доблесть и геройство В. М. Голубеву в августе 1943 г. было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Погиб 17 мая 1945 г. при исполнении служебных обязанностей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "16-я воздушная"
Книги похожие на "16-я воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Пруссаков - 16-я воздушная"
Отзывы читателей о книге "16-я воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.