Г. Пруссаков - 16-я воздушная

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "16-я воздушная"
Описание и краткое содержание "16-я воздушная" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.
Рассчитана на широкий круг читателей.
Времени для подготовки первого сосредоточенного удара, который следовало нанести на рассвете 6 июля до начала атаки немецких войск, оставалось очень мало, но благодаря усилиям штаба он был четко организован. Первыми в 5 час. утра вышли на цель бомбардировщики 6-го сак под прикрытием истребителей, которые присоединились к бомбардировщикам иад своими аэродромами. Бомбардировщики следовали полковыми колоннами. За ними нанесли мощный удар штурмовики. Всего в первом сосредоточенном ударе участвовало 450 самолетов. Удар пришелся по крупному скоплению фашистских танков и мотопехоты в районе Подолянь, Соборовка. При этом бомбардировщики и штурмовики применяли фугасные, осколочные и противотанковые бомбы.
Для фашистов появление столь большого числа советских самолетов оказалось неожиданным. Эффект их удара превзошел все ожидания: на поле боя остались горящими десятки танков, было уничтожено много другой военной техники гитлеровцев. На этом направлении враг смог возобновить наступление только через пять часов.
В последующие часы силами воздушной армии было нанесено еще два таких же удара, а между ними в течение всего дня эскадрильскими группами действовали бомбардировщики и штурмовики. Представитель Ставки Маршал Советского Союза Г. К. Жуков и командующий войсками фронта генерал К. К. Рокоссовский одобрили действия нашей авиации.
Наши истребители стали прикрывать войска от ударов авиации противника более надежно. Зоны патрулирования были вынесены за линию фронта, что позволило перехватывать вражеские самолеты до подхода их к полю боя. Управление с КП командиров 6-го иак и 1-й гвардейской иад, находившихся на направлении главного удара вблизи переднего края, стало более четким. Своевременно стал усиливаться наряд патрулей истребителей в воздухе, и они вовремя перенацеливались на основные группы бомбардировщиков противника.
6 июля летчик 55-го гвардейского иап младший лейтенант Р. Ф. Полянский в воздушном бою с двумя «фокке-вульфами», расстреляв весь боекомплект, в лобовой атаке плоскостью своего самолета отбил плоскость истребителя противника, который камнем врезался в землю. Полянский приземлился на парашюте в расположении наших войск.
Отважно действовали летчики эскадрильи капитана Н. М. Трегубова (721-й иап), уничтожившие за день 6 самолетов противника. Капитану Н. М. в апреле 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени он имел 411 боевых вылетов провел 58 воздушных боев и сбил лично 14 и в группе 3 вражеских самолета.
В течение дня успешнее, чем раньше, прикрывались боевые действия бомбардировщиков и штурмовиков. При этом отличились летчики-истребители 127-го авиаполка во главе с капитаном Ф. В. Химичем. Прикрываемые ими бомбардировщики выполняли свои задачи без потерь Капитан Химич еще много раз выходил победителем в боях с фашистскими летчиками и был в октябре 1944 г за совершенные 535 боевых вылетов и сбитые 15 самолетов противника удостоен звания Героя Советского Союза.
6 июля авиация противника произвела 1162 самолето-пролета в полосе Центрального фронта. Летчики 16-й воздушной армии выполнили 1326 боевых самолето-вылетов, провели 92 воздушных боя и сбили 113 самолетов противника. Армия потеряла 91 самолет.
В течение 7 июля фашистские войска предприняли еще ряд попыток прорвать нашу оборону в районе Понырей. Вражеская авиация произвела около 1000 самолето-пролетов.
Советские войска, отражая ожесточенные атаки крупных сил танков и пехоты, сдерживали натиск противника.
Как и накануне, активную роль играла наша авиация. 7 июля после двух неудачных атак противник сосредоточил в районе Понырей до 150 танков, самоходных орудий и крупные силы мотопехоты, готовясь к новому удару по нашим войскам. Воздушные разведчики своевременно обнаружили группировку противника; по ней еще в исходном положении нашей артиллерией и авиацией (силами 120 штурмовиков и бомбардировщиков) был нанесен мощный удар. По оценке командующего войсками Центрального фронта, враг понес огромные потери, его атака была сорвана.
Начиная с 7 июля в борьбе за господство в воздухе наступил перелом советские истребители захватили инициативу. Если в первые два дня воздушных боев наши потери были несколько меньше потерь противника (соотношение по потерям было 1 к 1,2), то за 7 и 8 июля летчики армии сбили 185 самолетов противника, потеряв при этом 89.
Как и в предыдущие дни, 7 июля наши летчики проявили немало примеров героизма, вплоть до самопожертвования. Бессмертный подвиг совершил летчик 874-го шап младший лейтенант А. С. Баранов. иад целью в его самолет угодил вражеский зенитный снаряд. Штурмовик загорелся. Движимый священной ненавистью к врагу, отважный летчик направил горящий самолет в гущу вражеских танков. Так же героически погиб экипаж 243-го шап — летчик А. С. Черезов и воздушный стрелок Д. Г. Удерман.
Командир эскадрильи 282-й иад старший лейтенант М. И. Вижунов, сопровождая своих бомбардировщиков, вступил в бой с несколькими «фокке-вульфами», израсходовал все боеприпасы и, стремясь не допустить вражеских истребителей до своих бомбардировщиков, тараном уничтожил фашистский самолет. В этом бою летчик Вижунов погиб. С воинскими почестями друзья похоронили его на окраине села Второе Коротаево.
Летчики только 1-й гвардейской иад за день провели 38 воздушных боев и уничтожили 28 самолетов противника. Так же хорошо дрались летчики 6-го иак. Во главе с майором П. П. Кизиловым и старшим лейтенантом Н. Г. Бутомой они успешно атаковали крупные группы самолетов противника и нанесли им значительные потери.
Отлично выполнили Задачу и летчики-штурмовики 2-й гвардейской шад. Эскадрильи майора А. П. Чухаева и капитанов А. А. Бондаря, Г. И. Копаева и С. И. Винника уничтожили 15 танков, 5 артиллерийских батарей и много живой силы противника. Эффективных результатов достигли штурмовики 299-й шад. Благодаря умелому применению противотанковых бомб летчики уничтожили большое количество вражеской техники. Пятерка штурмовиков старшего лейтенанта Д. И. Смирнова вывела из строя 12 танков противника. Восьмерка под командованием капитана К. Е. Страшного за один заход уничтожила 11 танков и 4 автомашины. Группы штурмовиков во главе с капитаном Н. М. Карнауховым уничтожили и повредили 15 танков, 12 автомашин и 3 зенитных орудия противника.
Командиры авиаэскадрилий капитан А. А. Бондарь и старший лейтенант Д. И. Смирнов в последующих боях не раз проявляли образцы героизма и мужества. В 1944 г. они были удостоены звания Героя Советского Союза. Капитан А. А. Бондарь 28 октября 1943 г. погиб при выполнении боевого задания и был награжден посмертно; он выполнил 241 боевой вылет, уничтожил до 70 танков, 250 автомашин, 6 вражеских самолетов на земле и 2 в воздухе. Старший лейтенант Д. И. Смирнов имел 90 боевых вылетов, уничтожил 37 танков, 76 автомашин, 20 орудий и 6 самолетов на аэродромах.
7 июля армия была усилена 234-й иад (133, 233, 248-й иап) — командир полковник Е. З. Татанашвили.
8 июля активность вражеской авиации несколько снизилась (отмечено 870 самолето-пролетов), очевидно, в связи с большими потерями, понесенными в предыдущие дни, и огромным напряжением.
9 июля противник после тяжелых боев проводил перегруппировку войск. Его авиация еще более снизила свою активность — в полосе Центрального фронта было отмечено лишь 314 самолето-пролетов. Летчики 16-й воздушной армии выполнили 920 боевых самолето-вылетов и провели 50 воздушных боев, в которых сбили 52 самолета противника. Наши истребители продолжали удерживать инициативу в воздухе.
К этому времени управление истребителями прикрытия войск с пунктов наведения было налажено хорошо. Так, группа истребителей 1-й гвардейской иад в составе 15 Як-1 под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана В. Н. Макарова прибыла в район Хмелевое, где располагалась радиостанция наведения командира дивизии подполковника И. В. Крупенина. Через несколько минут появилось до 40 самолетов Ме-110. Получив команду с радиостанции, группа Макарова неожиданно атаковала фашистских летчиков. Они бесприцельно сбросили свой бомбовый груз и неорганизованно вышли из боя. В то же время севернее Ольховатки было обнаружено несколько групп Ю-87 и Ю-88, всего до 50 самолетов. Группа Макарова была немедленно направлена в этот район и атаковала самолеты противника. В результате воздушного боя противник потерял еще 5 Ю-87, 2 Ю-88 и 1 ФВ-190. Остальные самолеты, не сбросив бомб, покинули поле боя. Вражеским бомбардировщикам не помогли и прикрывавшие их истребители.
Активные действия наших истребителей в большинстве случаев мешали фашистской авиации бомбардировать наши войска; она была вынуждена поднять высоты действий до 4000 м, вследствие чего эффективность бомбардировок снизилась.
С утра 10 июля противник все усилия своих войск направил в стык наших двух армий (13-й и 70-й), в направлении Верхний Любаж. Развернувшиеся бои приняли снова ожесточенный характер и отличались массированием вражеских танковых атак и активностью авиации (было отмечено 950 самолето-пролетов). Последняя попытка противника прорваться по шоссе Орел — Курск оказалась безуспешной.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "16-я воздушная"
Книги похожие на "16-я воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Пруссаков - 16-я воздушная"
Отзывы читателей о книге "16-я воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.