Анна Данилова - Манипулирование словом в средствах массовой информации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Манипулирование словом в средствах массовой информации"
Описание и краткое содержание "Манипулирование словом в средствах массовой информации" читать бесплатно онлайн.
В книге подробно рассматриваются способы воздействия СМИ на сознание аудитории, способы конструирования понимания событий.
На обширном материале статей современной прессы автор подробно анализирует более 20 приемов манипулирования общественным сознанием, показывает частотность этих процессов, взаимодействие вербальных и визуальных средств воздействия. Книга адресована широкому кругу читателей: филологам, журналистам, политологам, а также всем, кто хочет научиться правильно интерпретировать сообщения СМИ и защитить себя от их манипулирующего воздействия.
Визуальный материал нередко содержит в себе основные идеологемы информационного блока, что видно из взаиморасположения текста и иллюстраций во многих изданиях: главная новость может быть представлена в виде фоторепортажа на несколько страниц. Так, например, в еженедельнике «Newsweek», в статье о вводе войск союзников в Косово, вербальная часть составляет около 1/4 разворота, в то время как 3/4 занимает иллюстрация (см. рис. 8).
Рис. 3. Албанский беженец ищет пропавших без вести детей. Разворот в Newsweek
Визуальный ряд выражает также основную тенденцию информации, содержит ее эмоциональный заряд. При анализе материалов американского еженедельника «Newsweek» за 1999 г. было установлено, например, что основное количество фотоматериала было посвящено албанским беженцам. Во всех случаях, как уже было показано выше, они представлены как внешнее олицетворение человеческого страдания.
Рис. 4. Албанский беженец
Refugees in Kukes, Albania
Рис. 5. Лагерь албанских беженцев
Обязательным элементом графического изображения албанских беженцев является фотография плачущего ребенка или женщины. Вместе с тем ни в одном выпуске еженедельника «Newsweek» за 1999 г. не было представлено ни одного фотоматериала о сербском мирном населении, понесшем значительные потери в ходе военной кампании НАТО. Из информационного потока были исключены фотографии разрушенных сербских памятников архитектуры, школ, больниц, жертв бомбардировок и их безутешных родственников.
Единственный вариант изображения серба представлен на рис. 6: мужчина в военной форме, возвышающийся над руинами сожженного города. Этот человек олицетворяет грубость, жестокость и безразличие, он виновен в страданиях беженцев.
Рис. 6. Сербский военный над руинами города
Лидер Сербии С. Милошевич являлся фигурой номер один, обвиняемой прессой (а впоследствии и Гаагским трибуналом) в геноциде албанского народа, и это обвинение постоянно внедрялось в сознание визуальными приемами. На приведенной ниже иллюстрации (рис. 7) даны две подписи: «Человек, виновный в страдании» и «Война Милошевича: пока Милошевич анализирует варианты, албанские беженцы вымаливают хлеб».
Рис. 7. «Человек, виновный в страдании»
Прием визуального контраста часто используется для противопоставления двух сторон: На фоне сатанизации сербов героизация американских участников военных действий создает в западной прессе необходимый баланс. Для информационной кампании по сатанизации сербов типична приведенная ниже фотография — победоносный вход войск НАТО в Косово (рис. 8).
Рис. 8. «Дорога к миру». Приветствие албанцами американских миротворческих сил
Другая иллюстрация подобного рода: албанские дети приветствуют солдата блока НАТО (рис. 9).
Рис. 9. Беженцы играют с моряком НАТО в македонском лагере для беженцев
Можно ли представить более яркую иллюстрацию к героическим сагам о благородстве и самопожертвовании доблестных военных Альянса, которые имплицитно и эксплицитно противопоставляются сербским солдатам, насилующими и убивающими невинных албанок? Эти девушки разительно контрастируют с теми, которые появляются на фотографиях, иллюстрирующих статьи о пресловутых зверствах сербов. Так создается зрительная ассоциация: сербы олицетворяют жестокость и варварство, американцы же символизируют счастье, мир, созидание и спокойствие.
Героический образ доблестного солдата Альянса создается последовательно: еще одна иллюстрация (рис. 10) представляет солдат НАТО на фоне заходящего солнца. Помимо очевидной параллели с романтическими и приключенческими кинофильмами о супергероях возникает другая ассоциация: световой нимб, поднимающийся над самолетом, за спинами идущих, словно обожествляет их.
Рис. 10. Силы НАТО на Балканах
Таким образом, графическое сопровождение статей представляет собой реализацию редуцированной оппозиции в соответствии с доминирующей тенденцией западных средств массовой информации: сострадательное изображение албанской стороны конфликта и предвзятое, негативное освещение сербской тематики. В печатных средствах массовой информации вербальность текста неразрывно связана с его графическим воплощением; следовательно, лингвистические средства манипулирования дополняются экстралингвистическими (визуальными) способами, которые оказывают влияние на сознание и подсознание реципиента, на восприятие им информации.
Контент-анализ материалов западной прессы по тематике военного конфликта в Сербии (1999 г.)
Рассмотренные ранее способы воздействия на общественное сознание могут быть верифицированы частотным анализом (например контент-анализом), что позволит говорить об известной объективности сделанных утверждений. Контент-анализ (от англ. «contents» — содержание) — это статистическая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника, исследующая содержание сообщений, частотность и контексты употребления отдельных слов, способы подачи информации. Мы проанализируем комплекс публикаций в печати, тематически связанных с военным конфликтом в Сербии в 1999 г.
Для наиболее системного изучения материала было проведено три контент-анализа, отличающихся по объекту и способу исследования, были выбраны наиболее тиражные издания США, Франции, Испании и Великобритании:
1. Полный контент-анализ американского политического ежедневника «Newsweek» за 1999 г. (журнал «Newsweek» является вторым крупнейшим новостным еженедельником в США).
2. Анализ заголовков статей, отражающих косовский конфликт, за март, апрель и май 1999 г. в газетах «EI Pais», «Le Monde», «The New York Times» («EI Pais» — испанская газета с самыми высокими тиражами, «Le Monde» — одна из крупнейших французских газет с самыми высокими зарубежными тиражами, «The New York Times» — самая крупная центральная газета США).
3. Контент-анализ британской газеты «The Daily Telegraph» за апрель 1999 г. (на материале этих текстов был произведен подсчет частотности словоупотреблений) («The Daily Telegraph» — единственная широкополосная газета Великобритании, это газета с самым высоким уровнем продаж).
В ряде случаев контент-анализ ограничивается материалами за 2 месяца (апрель — май 1999 г.) в связи с резким падением интереса средств массовой информации к военной кампании в Сербии после ее завершения.
§ 23. Контент-анализ американского политического ежедневника «Newsweek» за 1999 год
Данный контент-анализ исследует тематически значимые материалы, опубликованные в еженедельнике «Newsweek» в 1999 г.
В качестве операционной единицы контент-анализа использовался конкретный текст публикации (статьи, обзора, интервью, репортажа и т. д.) на тему косовского конфликта.
В качестве смысловых единиц (параметров, по которым классифицируется текстовая информация) использовались: (а) понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; (б) персоналии (имена экспертов, аналитиков, свидетелей, которым доверялась оценка событий). Произведена также статистическая обработка элементов изобразительного ряда, сопровождающих материалы о Косово.
Процедура контент-анализа
1. Из материала каждого номера еженедельника отобраны все публикации, имеющие отношение к конфликту в Косово.
2. Публикации классифицированы по рубрикам, авторам, основным темам, вербальным приемам аргументации, иллюстративному материалу.
3. Рассчитан объем каждой публикации и ее удельный вес в газетной площади. Объем публикации рассчитывался из количества занимаемых ею полос в соотношении с общим количеством полос в еженедельнике.
4. В публикации была выделена основная тема. В тех случаях, когда в материале присутствовало несколько основных тем (что особенно характерно для многостраничной публикации — основной темы номера), он «разносился» по различным тематическим группам.
5. Выделены основные эксперты, политические и государственные деятели, в чьей интерпретации подавались исторические и политические события.
6. Проанализированы заголовки и подзаголовки публикаций.
7. Выделены основные приемы воздействия на сознание в этих публикациях.
8. Дана общая характеристика публикаций.
За 12 месяцев 1999 г. в 48 номерах еженедельника «Newsweek» было опубликовано 34 материала о косовском конфликте. Материалы сильно отличаются по объему: в одних номерах эти материалы отсутствуют, в других — занимают 1/12 полосы и представлены краткой информационной сводкой, в третьих являются основной темой выпуска и занимают около 50 % от общего объема.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Манипулирование словом в средствах массовой информации"
Книги похожие на "Манипулирование словом в средствах массовой информации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анна Данилова - Манипулирование словом в средствах массовой информации"
Отзывы читателей о книге "Манипулирование словом в средствах массовой информации", комментарии и мнения людей о произведении.