Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"
Описание и краткое содержание "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" читать бесплатно онлайн.
«Прототип» или «архетип» северной мифологии, по крайней мере ее концепции, гундеструпский котел, безусловно, был наглядной иллюстрацией Судеб Мира для созерцавших его ютландских германцев. И если известие о «миссии кимвров» к Августу — достоверно, то, может быть, кесарю римлян был отправлен «дубликат» Священного котла, а его не менее сакральный двойник именно в это же время — сокрыт в земле, что могло означать и наступление мира с Римом (отмеченного в конце столетия «словацко-датской волной» римского импорта в дальние германские земли — Wolangievicz 1970).
Многоэтапная эволюция древнесеверной мифологии, отраженная и в структуре «Эдды» воспоминаниями о «старших богах» — ванах, побежденных асами, сохраняющих имена и место в пантеоне (и при этом, может быть, меняющих пол, во всяком случае двоящихся, как Фрейр-Фрейя), находит подтверждения и в других соответствиях археологических находок и письменных источников.
Дейбьерг (Dejbjerg), в Ютландии, дает одно из таких соответствий. Здесь в 1881 и 1883 гг. при мелиоративных работах были найдены две четырехколесные повозки; сохранность позволяет реконструировать одну из них, с высоким кожаным сиденьем, тщательно сделанную из дуба, равновысокие колеса обиты бронзовыми шинами, кузова, оси и дышла орнаментированы в кельтском стиле. Эти находки удивительно точно отвечают описанию обычаев отлов, в то время — обитателей юго-восточной Ютландии и Шлезвига, по Тациту — особо почитавших Матерь-Землю Нерту (Nertus):
«Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает ее, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно верить, само божество очищаются омовениєм в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тот час поглощает то же самое озеро. Отсюда — исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти» (Тацит, Германия, 40). Контрастно-мирный, по сравнению с «воинским» характером таких болотных находок, как Хьортшпринг, облик и антураж повозок из Дейбьерга удостоверяется и соответствием имен Нерты (Богини-Матери) и Ньорда «Эдды», самого чтимого из ванов, «древних богов». Другие стороны ритуалов, описанных Тацитом, также подтверждены находками в ютландских болотах хорошо сохранившихся останков некоторых из «тех, кто обречен смерти», приобщившись к тайнам древнегерманских божеств.
Толлунд (ToIIund) в Средней Ютландии — самая известная из таких находок (1950). В слое торфа на глубине 2,5 м был обнаружен, скорченный в позе спящего на правом боку, погребенный мужчина, в кожаной шапочке, завязанной под подбородком, с кожаным поясом и кожаной петлей на шее. Перед повешением (во имя Одина или его предшественника — так или иначе, Бога Повешенных) обреченный питался зерновой пищей, то есть держал пост. Этот «исполненный благоговейного трепета и тайны ужаса», вероятно, сходные чувства вызывал и у соплеменников, принесших его в жертву. Более 160 подобных находок известно в Ютландии, в том числе три — в болоте Борремозе, видимо, связанные с поселением (один из мужчин был с петлею на шее, женщина — в покрывале, затянутом на горле ремнем), хорошо сохранились тела, найденные в Граубалле, Хульдремозе (в женской одежде из клетчатых тканей, образующих нечто вроде античного «пеплоса»).
Датировка, особенно такого рода находок, нередко оказывается приблизительной, в диапазоне нескольких столетий. Переход «предримского» в «римское» время северных культур был плавным, и хронологическое членение, в техническом плане удобное для археологов, противоречит действительному развитию, в котором нет резких структурных различий между последними веками до Рождества Христова и первыми столетиями от Рождества Христова. «Кельтский импорт» общеевропейских форм вещей, по которым археологи выстраивают свои датировки, сменяется еще более массовым и стандартным импортом «римским», структура же культуры, места поселений и могильников, культовых мест нередко остаются неизменными. Неизменна, следовательно, и система расселения и хозяйства, и строй общественно-политических отношений, и верования северных племен.
В Ютландии происходит последовательное сближение с северогерманской культурой, продолжающееся и в первых веках н. э. («римский период» I—IV вв.). Общие с континентальной «Свободной Германией» (Germania Libera, оставшаяся недоступной для римских легионов) формы оружия, орудий труда, украшений дополняют римские импорты. после войн с Марободом, союзником Арминия, и стабилизации отношений со среднеевропейским союзом племен, «царством маркоманнов», поступающие сначала в Чехию и Словакию, основную область этого варварского государства, а затем и в Данию, к племенам «глубокого тыла» маркоманов («словацко-датская волна» римского импорта, прежде всего престижных наборов столовой металлической посуды).
Раннеримское время в Ютландии на севере характеризуется такой инновацией, как распространение трупоположений в тяжелых каменных ящиках, многократно использованных; возможно, германцы усвоили этот обряд у кельтов «латенского времени» или сарматов степного Причерноморья (Седов 1973). В восточной и средней Ютландии сохраняется обычай сожжения, затем появляются ингумации в широких брусчатых гробах, заполняющих могильники на песча-ных возвышенностях. В южной Ютландии по-прежнему — поля погребальных урн или ингумации в узких гробах. То же — на Фюнене и Зеландии, где, однако, выделяются богатые княжеские могилы, подражающие латенским кельтским, погребения элиты в просторных подземных погребальных камерах, с многочисленным инвентарем.
Такого рода могила в Хобю (Hoby, о. Лол- ланд, Дания) — богатое мужское погребение раннеримского времени, где найден римский бронзовый сосуд и два серебряных кубка с надписями (художник Cheirisophos, владелец Silius, возможно римский легат в Майнце) — определяет начало римского импорта в Данию.
Железный век Норвегии датируют временем начиная с 400 г. до н. э., этот период сравнительно малоисследован. Малочисленность норвежских находок объясняли переселением значительных групп населения, возможно из-за ухудшения климата. Однако в целом картина обрисовывается та же, что в остальной Скандинавии, могильники с сожжениями есть в Восточной и Западной Норвегии, Тронделаге, похоже, что сохраняется и возрастает земледельческая оседлость. В Вестланне Западной Норвегии, по наблюдениям К. Орднера, в этот период значительную роль играл уклад жизни «пещерных жителей», ullshelleren, обитавших в пещерах и скальных убежищах приморских долин и фьордов. «Все они живут по-звериному в иссеченных скалах, как бы крепостях», — писал в середине VI в. н. э. о прибрежных племенах Скандинавии италийский историк готов Иордан (Иордан, Гетика, 23). Примитивность условий обитания(впрочем, реальной комфортностью мало уступавших жизни в дерновых или каменных постройках «больших домов») компенсировалась многообразием и продуктивностью приморского хозяйства. Строй отношений, напоминавших известный по сагам начальный период заселения Исландии в IX — первой половине X в., а позднее — уклад жизни в Гренландии и норманских поселениях американского «Винланда», позволял «улль-шеллерам» раннего железного века, как и в эпоху викингов — исландцам, активно участвовать в современной им жизни локальных племенных областей (фюльков, будущих «местных королевств» Норвегии), внешних сношениях, торгово-военных предприятиях соседних скандинавских племен (Ordner 1970: 159-174).
Железный век Швеции также датируется начиная с 400 г. до н. э., до рубежа нашей эры он определяется как «предримское время». Период с 500-300 гг. до н. э. занимал, собственно, переход от бронзы к железу. В разных местах Южной Швеции известны немногочисленные «тутулы» и дисковидные фибулы, как и «колесовидные подвески», развившиеся из гальштаттских форм; гривны с узкими плоскими концами со штриховкой, поясные крючья со спиральными концами. Эта «ясторфская архаика» происходит из разрозненных урновых сожжений под маленькими каменными насыпями в Бохуслене, Халланде, Гёталанде, Сконе, Уппланде. Основная область заселения оставалась обитаемой. Однако число находок резко сокращено по сравнению как с предшествующим, так и последующим периодами. Для периода 300-150 гг. до н. э. (ступень рипдорф ясторфской культуры) отчетливых находок нет, но, возможно, к этому времени относятся многие безынвентарные сожжения. «Сбой» в археологической «документированности развития» может объясняться и локальными переселениями из-за ухудшения климата или «кельтской блокадой» торговых связей с враждебными северными племенами (кимвров), вступившими на путь военных вторжений в кельтские земли, равно как массовыми миграциями какой-то активной части местного населения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"
Книги похожие на "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"
Отзывы читателей о книге "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси", комментарии и мнения людей о произведении.