» » » » Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси


Авторские права

Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси

Здесь можно купить и скачать "Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси
Рейтинг:
Название:
Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-8071-0179-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"

Описание и краткое содержание "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" читать бесплатно онлайн.








Сланцевая культура скандинавского Севера образует целостный комплекс. Характерно для него использование сланца как сырья для изготовления ножей, наконечников стрел, топоров. Изделия тщательно отшлифованы. В Западной и Северной Норвегии различаются локальные группы этой культуры. В то время как варангер-группа и сланцевая культура в своем распространении удерживают устойчивую северную и северо-восточную ориентацию культурных связей, распространяющийся на Север с востока и юго-востока, через Финляндию, культурный комплекс ямочной керамики от-личается по характеру и области распространения. Для этого комплекса типичны острия на пластинах (пластинчатые наконечники стрел) и грубая керамика, покрытая узорчатыми оттисками округло-острого («ямочного») штампа (Hagen 1969:926).

Этот комплекс, связанный с соответствующими находками Швеции и Дании, в общем и целом охватывает область Остфольда в Средней Норвегии, достигая на севере Бергена. Видимо, здесь носители ямочной керамики взаимодействовали со сланцевой культурой, образуя смешанное население. Помимо поселений, связанных с прибрежным промыслом, расселение прослеживается и в глубь страны, когда охотничьи группы вдоль рек проникали в горные области. Памятники и находки, прежде всего варангерской группы, но равным образом и остальные отмеченные, указывают, что в Северной Норвегии арктические и субарктические морские и тундровые охотники объединялись в крупные социальные сообщества, которые были в состоянии противостоять значительно меньшим сообществам лесных охотников культуры ямочной керамики. В Северной Норвегии субнеолитические группы существовали на протяжении всей эпохи бронзы и до раннего железного века, в Южной Норвегии связи между культурными группами этих периодов слабы и неотчетливы.

Многочисленные и разнообразные наскальные изображения доказывают преобладающее значение охотничьего укладав каменном веке Норвегии. Они распространены во всех областях страны, однако проявляется эпицентр их концентрации — Трёндалаг-Норрланд. Петроглифы состоят в основном из изображений, выбитых на гладкой поверхности камня; известны раскрашенные красной охрой. Изображается охотничья дичь, северный олень, лоси, медведи и рыбы. В немногих случаях изображены люди и лодки. Изображения объединяются в стилистические группы: первоначальный монументальный натуралистический стиль сменяется мелкими композициями абстрагированно-геометрического характера, приобретая в конце концов совершенно абстрактный вид. Видимо, в культурном отношении это искусство относится к субнеолитической среде и хронологически продолжается до эпохи бронзы, когда испытывает воздействие искусства земледельческих культур Южной Скандинавии.

В неолитическую эпоху Норвегия представляла собою своего рода аванпост, в географическом и культурном отношении выдвинутый к пределам осваиваемого человеком пространства. Появление на юге Скандинавии и продвижение земледельческого хозяйства к Атлантическому побережью Скандинавского полуострова, в район Осло- фьорда, происходит под влиянием более ранних земледельческих общностей Средней Европы, связанных с формированием массива племен и культур индоевропейской языковой семьи (этногенезом индоевропеіщев). Носители новых форм хозяйства и, видимо, связанного с ними культурно-языкового единства в Северной Европе представлены, главным образом, памятниками ареалов культуры воронковидных кубков и культуры боевых топоров. Смена культур в конечном итоге определялась изменением хозяйственного уклада, диктовавшимся экологическими факторами: земледельчески-скотоводческое оседлое хозяйство, первоначально вызвавшее безусловный культурно-демографический эффект, столкнулось, видимо, с серией локальных экологических кризисов, и в ряде случаев население перешло на (или принесло с собою освоенную ранее на исходной территории) более эффективную на данном этапе модель «пастушеского скотоводства». Конкурирующие группы с этими типами хозяйства порою взаимодействовали и смешивались, сосуществуя с лесными и морскими охотниками и рыболовами иных культурных традиций. В позднем неолите натерритории Скандинавии происходит агломеративное смешение различных культурных групп, но в целом удерживается наметившееся разделение Скандинавского полуострова на ареалы саамских (и финских) культур и «прагерманцев» северо-индоевропейской языковой семьи, прочно освоивших юг полуострова, датские острова и Ютландию.

В среде неолитического населения Фенноскандии, Беломорья, Онежского озера зародилось и продолжалось развитие первой из дошедших до нас знаковых систем Севера, замечательного искусства наскальных изображений, петроглифов, запечатлевших сложный мир образов первобытной мифологии племен, прежде всего прафинно-угорского протоэтнического массива. В эпоху бронзы (1400-400 гг. до н. э.) искусство петроглифов распространяется и на соседние регионы, занятые североиндоевропейскими племенами Южной Скандинавии.

Мореплаватели бронзового века Севера


Петроглифика Фенноскандии сохранила древнейшие изобразительные свидетельства развития первобытного судоходства и мореплавания, изображения байдар, ладей, морского промысла, а в эпоху бронзы — и военных походов на Балтийском и Северном морях (Лебедев 1989: 142-169).

Наряду с петроглификой в скандинавской культуре бронзового века появляются и другие характерные черты, фиксирующие усложнение структуры духовного мира, очевидно стоящие за ними формы социальной организации, возрастающую активность коммуникаций. Зоны концентрации таких явлений, по-видимому, выступают лидирующими в развитии, а по мере соприкосновения с древними цивилизациями Средиземноморья, вплоть до появления письменных свидетельств, эти области могут быть отождествлены с конкретными племенными территориями. Одна из таких показательных инноваций — ладьевидные каменные кладки (Stenberger 1977: 198-200; Capelle 1986).

Область их наибольшего распространения — остров Готланд, бассейн озера Мелар в Средней Швеции (Свеаланд в узком значении), а также южношведские провинции Вестеръётланд и Эстеръётланд (в архаической традиции объединяемые в Гаутланд), позднее выступавшие как племенные территории свеев и гаутов (шведов и готов).

Отсюда эта традиция распространилась на острова Западной Балтики и в Ютландию, с этнокультурно родственным населением. Единичные кладки обнаружены также на восточном берегу Балтийского моря, по юго-западному побережью Финляндии, на северном берегу Финского залива, в бассейне реки Пириты, в Эстонии и на Курземском полуострове в Латвии.

Эти памятники свидетельствуют об осуществлявшихся в конце эпохи бронзы (середина I тыс. до н. э.) связях и передвижениях групп населения через Балтийское море. В ладьевидных кладках и связанных с ними погребальных памятниках Финляндии и Прибалтики представлены характерные для культур Скандинавии бронзовые вещи (в частности, бритвы, в том числе с гравированным изображением морской ладьи); в целом эти памятники так или иначе документируют инфильтрацию древнескандинавского населения в инокультурную среду, прафинно-угорскую (прибалтийско-финскую) в языковом отношении, с постепенной ассимиляцией мигрирующих групп, но с периодически возобновляющимися волнами переселенцев примерно в те же районы (Лыугас 1978).

Бронзовый век на Севере наступает со значительным запозданием по отношению к тому времени, когда в культуру Европы прочно вошло искусство древней металлургии и была освоена медь, чаще других металлов встречающаяся в «самородном» виде, а затем — бронза, сплав меди и олова (или сурьмы, свинца, мышьяка, цинка). При оптимальном соотношении составляющих: 90% меди на 10% олова, металл плавится при 700°-900° С (t°nji меди — 1083° С).

Искусство металлургии еще в IV тыс. до н. э. освоили народы Южного Ирана и Месопотамии, на рубеже III-II тыс. до н. э. оно распространяется в Малой Азии, Сирии, Палестине, осваиваются богатые рудники о. Кипр (cuprum — ‘медь ’, лат.), центром металлургии и основанной на ней ранней жреческо-мореплавательской цивилизации становится о. Крит. Во II тыс. до н. э. наступает «эпоха бронзы» Европы.

В это время освоены основные рудники, вокруг которых формируются передовые «горно-металлургические области» (ГМО): Кипр, Крит, Сардиния, Италия, Чехия и Словакия, Южная Германия, Австрия, Венгрия, Англия, Ирландия поставляли медь (в Скандинавии залежи медной руды есть в горах, но освоены они были сравнительно поздно, как Рорэс — крупнейший государственный рудник Норвегии с XVII по XX в.), олово поставляли металлургам Чехия, Англия, Бретань, северо-западные горные районы Пиренейского полуострова.

Металлургия была поставлена на вполне промышленную основу. В Зальцбурге (Тироль, Австрия) древние шахты обслуживали до 40 человек рудокопов и плавильщиков, 60 лесорубов, 20 человек были заняты на работе по обогащению, 30 человек — по транспортировке, а в целом до 150 человек ежедневно обрабатывали 4 кубометра руды, то есть добывали 300 кг меди, расходуя 20 кубометров леса. В Миттенберге (Австрия) изучен металлургический комплекс, в который входили 32 копи до 100 м глубины на протяжении 1,6 км; разработка каждой из них требовала до 7 лет, максимальная занятость — 180 человек (в основном поставлявших лес для крепежа и дров), всего здесь было добыто 14 000 тонн металла, что достаточно для всей бронзовой металлургии Центральной Европы (Монгайт 1974: 2-7).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"

Книги похожие на "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Глеб Лебедев

Глеб Лебедев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Глеб Лебедев - Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси"

Отзывы читателей о книге "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.