Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]
![Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]](/uploads/posts/books/603828.jpg)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]"
Описание и краткое содержание "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]" читать бесплатно онлайн.
10 октября 1802 г. рескриптом императора Александра I было учреждено военно-учебное заведение: Пажеский Его Императорского Величества корпус. История Пажеского корпуса неразрывно связана с развитием военного образования в России. Ему предшествовала организация полувоенного — полугражданского учебного заведения при императрице Елизавете Петровне, призванного дать образование пажам императорского двора.
Со временем Пажеский корпус приобрел статус элитного учебного заведения наряду с Московским университетом и Царскосельским лицеем. Из его стен вышла целая плеяда выдающихся военных и государственных деятелей, а также ученых, художников, музыкантов. Исторические портреты некоторых из них представлены в этом очерке.
Для широкого круга читателей и всех, интересующихся военной историей и военной культурой России.
В ноябре 1920 г. вместе с частями Белой армии Россию покинул ряд кадетских корпусов: Крымский и 2‑й Донской оказались в Югославии, Морской кадетский корпус вместе с флотом ушел в Бизерту (Тунис), оттуда был переведен в Джебель — Кебир, где и просуществовал несколько лет. 1‑й Донской кадетский корпус обосновался в Египте (Иемаилия). 2‑й Донской кадетский корпус первоначально обосновался в Стрниште (Югославия), а затем передислоцировался в Билечу — на границе Черногории и Герцеговины. Крымский кадетский корпус продолжил занятия в Белой Церкви (Югославия) вблизи с румынской границей. Говоря о кадетских корпусах в Югославии, следует отметить особую роль короля Александра, взявшего под свое особое покровительство воспитанников русских кадетских корпусов.
В марте 1920 г. из состава Владимирского, Киевского и Одесского корпусов был образован 1‑й Русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус (Югославия). При корпусе был музей военно–учебных заведений. В нем хранились вывезенные из России 48 знамен Псковского, Полоцкого, Симбирского и Сумского кадетских корпусов. Этот корпус просуществовал до 1944 г. При подходе к Белграду советских войск во время Второй мировой войны, корпус был передислоцирован из Сараево в Чехословакию, затем на немецкую территорию, оккупированную американскими войсками (Шлейхайм). Дольше других вдали от Родины просуществовал кадетский корпус–лицей государя императора Николая II. Он был основан в январе 1922 г. во Франции. Обучение и воспитание в нем проводилось в духе лучших традиций российских кадетских корпусов. В него принимались дети и внуки русских эмигрантов, имевших отношение к белому движению. Корпус–лицей функционировал до 1960‑х гг. на пожертвования Лидии Павловны Детерлинг, известной в Европе общественной деятельницы.
Работа военно–учебных заведений, оторванных от Родины, была тесно связана с деятельностью «Русского общевоинского союза» (РОВС). Он был создан последним главнокомандующим русской армией Петром Николаевичем Врангелем 1 сентября 1924 г. По его замыслу в условиях, когда законная русская власть исчезла, у бывшей славной армии не было ни верховной власти, ни территории, ни оружия, ни настоящей армейской организации, но оставались кадры русской армии, спаянные национально–патриотическим единомыслием и единочувствием. Задача состояла в том, чтобы этот дух был сохранен и передан русскому народу во что бы то ни стало. РОВС носил в себе дух национальной, патриотической армии, а не частного сообщества граждан, организовавшихся для захвата власти. До Второй мировой войны его лозунгом стал «Кубанский поход продолжается». Он всецело владел умами офицеров в эмиграции и стал массовым источником антикоммунизма. Шесть отделов РОВС, расположенных во многих странах мира, вели активную объединяющую, военно–научную и военно–историческую работу, офицерами были созданы издания военной печати, в том числе «Вестник объединения Российских Пажеского, Морского и кадетских корпусов».
Особым направлением деятельности по воплощению лозунга была подготовка кадров для будущей российской армии. 5 июня 1930 г. было введено «Положение о приеме в воинские организации РОВС Союза молодых людей, ранее в войсках не служивших». Оно предусматривало в дальнейшем сдачу этими лицами (окончившие кадетские корпуса именовались юнкерами, получившие образование в объеме гимназического курса и выше — вольноопределяющимися, остальные — охотниками) экзаменов на унтер–офицерский чин, а имеющими соответствующее образование — офицерский. Само производство в офицеры осуществлялось председателем РОВС, когда это признавалось возможным.
В Белой армии в ходе гражданской войны и после эвакуации продолжали работать военные училища. Так Константиновское военное училище, открывшее прием по полному курсу в январе и сентябре 1919 г., за 5 лет сделало 3 полных (двухлетних) и 2 ускоренных выпуска — всего 343 офицера.
Уже в Галлиполи в 1920, 1922 и 1923 гг. производились выпуски в офицеры Александровское и Корниловское военные училища 29 июня 1921 г. в Галлиполи подготовили соответственно 107 и 69 человек. Корниловское училище дало всего пять выпусков офицеров с чином подпоручика. В Галлиполи в феврале 1921 г. было воссоздано Николаевское кавалерийское училище, впоследствии переведенное в Белую Церковь (Югославия), оно произвело 5 выпусков, всего 357 офицеров. Сергиевское артиллерийское училище сделало выпуск 29 июня 1921 г. в Галлиполи, а затем еще три выпуска — в Болгарии (Тырново), последний — летом 1923 г. Николаевское (Николаевско — Алексеевское) инженерное училище возникло в Галлиполи в виде курсов, а затем в феврале 1921 г. было преобразовано в училище. В Болгарии в 1922 г. сделало последний выпуск Кубанское Алексеевское училище.
В центрах расселения военной эмиграции функционировали организации военного самообразования. Генерал Н. Н. Головин объединил в «Заочные курсы высшего военного самообразования» 52 таких кружка с 550 участниками. А в 1927 г. в Париже открылись вечерние Высшие военно–научные курсы, просуществовавшие до 1940 г., на которых офицеры обучались по полной программе курса Академии Генерального штаба. Подобные курсы в 1931 г. были открыты генералом А. Н. Шуберским в Белграде. Отделения курсов работали в Праге и Буэнос — Айресе. В Париже их закончили 82 слушателя, в Белграде — 77 офицеров. В Париже были организованы трехгодичные Военно–технические курсы с программой Николаевской инженерной академии.
С 1930 г. в Париже открылись Военно–училищные курсы для подготовки юношей с 16 лет по программе военных училищ, выпускникам которых присваивался чин подпоручика.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Личность и Армия
Исследования в области военной культуры России показывают, что инициаторами проведения реформ выступали, как правило, яркие личности. К сожалению, в последние десятилетия в системе воинского воспитания им отводили весьма скромную роль: происходившие события объяснялись развитием производительных сил и производственных отношении, борьбой классов, материальными и другими факторами. В этой схеме почти не оставалось места живым конкретным людям. Об этих временах академик Д. С. Лихачев писал: «История человека оказалась без человека. Опасаясь преувеличения роли личности в истории, мы сделали наши исторические работы не только безличностными, но и безличными, а в результате малоинтересными».
На самом же деле, если обратиться к истории культуры России, то она изобилует выдающимися государственными и общественными деятелями, полководцами, духовными наставниками, гениальными представителями науки и искусства, чей труд воплощался в победах на поле брани. Все они — «живое лицо истории», и без них простое, не олицетворенное перечисление фактов представляет собой абстрактную, мертвую конструкцию.
Безусловно, в истории культуры существуют объективные закономерности развития, и их роль важна и несомненна, но нельзя рассматривать этот сложный и многогранный процесс развития целой страны, руководствуясь одними только абстрактными моделями, точно так, как невозможно представить и объяснить становление и расцвет Древнерусского государства без деяний князей Святослава, Владимира Святого, Ярослава Мудрого; борьбу с псами–рыцарями без Александра Невского, Куликовскую битву — без ратного подвига Дмитрия Донского и духовного подвига Сергия Радонежского; образование Российского государства — без «государя всея Руси» князя Ивана III, прозванного «Великим»; преодоление «Смутного времени» начала XVII в. — без участия замечательной троицы: Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена (вот когда Гражданин, Воин и Святитель выступили в «едином строю» для защиты Отечества!); реформы XVIII в. — без Петра Великого, полководца, флотоводца и государственного деятеля.
Результаты исследования духовной формы культуры России однозначно показывают:
военный человек должен быть Разумным и Нравственным.
Что представляет собой наемник на войне Россия познала на собственном опыте уже в XVII в. Он нес службу лишь тогда, когда ему платили — его можно было просто купить, а главное ему нельзя было доверять полностью. Не случайно уже с XI в. на Руси появилась традиция ставить иностранных воинов в центр боевого строя.
Военная организация представляет собой иерархическую систему, которая обладает одним характерным свойством — она принимает в целом свойства личности, которая находится сверху. Вот здесь приходит на память традиция русских князей — воспитывать дружину личным примером (стоит вспомнить Дмитрия Донского, который не в силах отойти от традиции, идет в бой в чужих доспехах). К слову сказать, одной из причин побед монгольского войска была именно традиция русских князей идти первым в бой. Когда русские князья вступали в бой, монгольские военачальники наблюдали и руководили действиями своих войск.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]"
Книги похожие на "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]"
Отзывы читателей о книге "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]", комментарии и мнения людей о произведении.