Игорь Забелин - Человечество - для чего оно
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человечество - для чего оно"
Описание и краткое содержание "Человечество - для чего оно" читать бесплатно онлайн.
В современном бытии человечества загадок немало. Есть две удивительные и пока необъяснимые. Первая из них - статистически доказанная способность человечества восстанавливать равновесие полов после крупных войн, - после войн рождаются преимущественно мальчики, заменители погибших воинов. Вторая загадка - акселерация. Как только социальные условия привели к резкому увеличению средней продолжительности жизни, в человеческой системе начался процесс физиологического и психологического омоложения. Можно подумать, что сама человеческая природа "протестует" против постарения и "делает ставку" на гибкую психику и гибкий мозг молодежи. Не верю, что все это случайности. Все, по-моему, сложнее и предопределеннее.
Повторяю, что Мечников не мог предугадать такого рода противоречивые процессы. Но Илья Ильич Мечников делал все, что мог, для людей и постоянно возвращался к этой печальной человеческой константе - неизбежности смерти... Разумеется, это не только пунктик.
Мечников пытался решить проблему и в естественноисторическом, и в моральном плане, думая о всех. Уже в очень немолодом возрасте Мечников вспомнил свой странный эксперимент в Одессе и поведал о нем в "Этюдах оптимизма" - эксперимент о приятном умирании. Впрочем, "с пользой прожитая жизнь дает спокойную смерть" (это Леонардо да Винчи).
Странный финал?.. Но что поделаешь, о таком странном великом человеке я рассказываю - о великом революционере.
Годы, в которые он писал и опубликовал "Этюды оптимизма", действительно были мрачными годами. Илья Ильич Мечников не мог не знать, что для продления жизни до естественной смерти необходимы и социальные изменения, необходимо покончить с нищетой, с голодом, с общественным неравенством. Но оптимизм если он не бодрячество - всегда революционен. Ибо всегда устремлен к будущему. А когда же, если не в самые мрачные эпохи, необходим революционный оптимизм, революционный порыв?.. Тогда и необходим, по-моему. И это, видимо, объясняет, почему самые оптимистические книги появляются в самые мрачные эпохи.
Смерть Ильи Ильича Мечникова стала подлинным апофеозом его жизни, его оптимистического учения о человеке. Ежедневно, во время продолжительной болезни, он вел наблюдения над умиранием своего организма. Он умирал спокойно, умирал для науки. Он повторил свой одесский эксперимент. До последней секунды он - ученый, революционер, сложный человек - служил человечеству. И сложный человек понимал конечно же, что написал только этюды оптимизма.
1969 г.
*********************************
СОДЕРЖАНИЕ:
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - ДЛЯ ЧЕГО ОНО? Два очерка.
Очерк первый:
Взрыв
Пищевая база человечества
"Странные" совпадения
Условия старта. Материальная основа
Условия старта. Интеллектуально-психологическая основа
Миссия
Очерк второй:
"Как береза..."
Существует ли вопрос?
Необходимость антропономии
Штрихи эволюции
Возникновение человечества
Ноотехнизация
Техносфера и ноосфера
"Третий пласт"
"Исполнение воли"
Нооген. Черты ноогена
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.
Энергетика будущего и природа.
Взаимодействие человека и природы.
Изменение природы... человека ...
Космос и геокосмология.
"ЭТЮДЫ ОПТИМИЗМА"
********************************
П О С Л Е С Л О В И Е.
"Человечество - для чего оно?"
Писатель и ученый Игорь Михайлович Забелин избрал этот вопрос в качестве заглавия и основной темы двух очерков, занимающих центральное место в сборнике "Человек и человечество" (изд. "Советский писатель", М.1970 г.). "Будем откровенны, - отвечает он. - Сегодня, в двадцатом столетии, - еще во имя равного и неограниченного самопрокорма для всех индивидуумов, и нет в этом ничего зазорного - на эту мельницу льется вода и социального, и научного, и технического прогресса... Цель ясна, цель высока и священна это аксиома. Толъко освобожденный от повседневной борьбы за кусок хлеба, от соперничества с ближними, человек станет хозяином своего положения, подлинным хозяином Земли".
"А теперь представим себе, что цель достигнута, - продолжает Забелин. Построен на всем земном шаре коммунизм, его высшая фаза. Все имеют неограниченное количество материальных благ... Что же делать дальше? Основоположники научного коммунизма говорили, что вся докоммунистическая история человечества - это, по сути, лишь предыстория, а подлинная история начнется с коммунизма... Но что же тогда подлинная история?.. В самом деле, для чего же вообще существует человечество?.."
"Имеются ли у человечества, высшие дели, не считая имманентных, к которым мы продолжаем пока стремиться? Определено ли человечеству какое-либо назначение в системе природы, предопределена ли ему некими неведомыми пока законами особая миссия в природе? Какие, наконец, деяния составят подлинную историю человечества?"
Очерки Забелина - это попытка дать гипотетический ответ на перечисленные вопросы. Поскольку проблема, затронутая в них, предельно трудна, а дать полностью научно обоснованное решение задачи, которой наука еще не занималась всерьез, естественно, невозможно, Забелину пришлось выдержать обрушившийся на него ураганный огонь критики - и справедливой, и не вполне справедливой, которая обошла вниманием достоинства его книги и обратила пристальный взор лишь на недостатки. Отчасти в этом виновен и сам автор, допустивший некоторую непоследовательность в изложении своих идей и нечеткость формулировок - как в постановке задачи, так и в предложенных решениях.
Основное обвинение Забелину - в телеологичности поставленных вопросов, которые могут решаться, якобы, лишь в рамках религии. Высказывались мнения, что поставленные вопросы вообще не имеют права на существование, что их нет и быть не может, что предлагаемые ответы на них являются ненаучными домыслами, бессмысленным подходом к проблемам развития общества с обывательских позиций, философским конструированием...
"Показательно, - писал один из критиков Забелина, - что вопроса о цели существования человечества нет в трудах классиков марксизма-ленинизма" (В.И.Козлов "Человечество, природа и телеология". В журнале "Новый мир" No 12, 1970 г.). Можно возразить критику: показательно, что в трудах классиков марксизма-ленинизма нет ни слова о бессмысленности, бесцельности существования человечества. Возможно, этот вопрос не ставился ими сознательно, поскольку на данном этапе человечестве еще не было подготовлено к тому, чтобы и решать, и даже ставить его на достаточно объективной основе.
К сожалению, выбранный Забелиным вопрос "Человечество - для чего оно?" - является иносказательным и допускает различные его толкования: "В чем смысл бытия человечества?", "Во имя какой цели существует человечество?", "Для выполнения какой функции живет человечество?"... Это принципиально различные вопросы, хотя и относящиеся к проблемам одного класса.
Забелин предлагает уточняющие формулировки: "Имеются ли у человечества высшие цели, не считая имманентных?..", "Определено ли человечеству какое-либо назначение в системе природы?", "Предопределена ли ему некими законами особая миссия в природе?", "Какие деяния составят подлинную историю человечества?"; однако и эти вопросы можно понять и интерпретировать не однозначно.
Различные их интерпретации можно объединить в три группы по основным темам. Вот тема и основной вопрос первой группы, вопрос наиболее всеобъемлющий и абстрактный:
1. В чем смысл бытия человечества?
Тема второй группы: в чем заключается цель (или цели) человечества?
2. Имеет ли человечество конечную цель своего существования, предопределенную при зарождении его?
3. Есть ли у человечества высшие цели, не связанные с самим человечеством, т.е. внешние цели, к которым оно может стремиться постоянно?
4. Есть ли у человечества высшие цели, связанные с самим человечеством, внутренне присущие его природе, т.е. имманентные, но отличающиеся от тех имманентных, к которым человечество стремится в настоящее время; короче - в чем высшие имманентные цели его?
5. В чем ближайшие внешние цели человечества?
6. В чем ближайшие имманентные цели человечества?
Третья группа объединяет вопросы с общей темой: в чем функция человечества в мире?
7. Какова, роль человечества в системе природы, в чем особенности этой роли?
8. В чем закономерная специфика функции человечества в мире, его миссия?
9. Какова тенденция побочных результатов деятельности человечества?
Забелин начал с ответа на шестой вопрос: "В настоящее время человечество существует ради самопрокорма". На дальнейшее рассмотрение им были поставлены вопросы третий, четвертый и пятый; по крайней мере - можно было понять, что автора интересуют именно эти вопросы.
Ошибка критиков Забелина, обвинявших его в занятиях телеологией, состоит в том, что они увидели в основном вопросе "Для чего человечество?" только один вариант - вопрос No 2. "Для какой конечной цели предназначено?" - этот вопрос, действительно, относится к "науке о целях" телеологии. А ошибка самого Забелина в том, что он поставил вопросы второй группы: "Какова цель?", в то время как фактически отвечал на вопросы третьей группы: "Какова, роль, функция человечества?" Очевидно, впрочем, что такой анализ не является телеологией. Можно только пожалеть, что задача не была сформулирована достаточно четко, чтобы не допустить недоразумений.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человечество - для чего оно"
Книги похожие на "Человечество - для чего оно" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Забелин - Человечество - для чего оно"
Отзывы читателей о книге "Человечество - для чего оно", комментарии и мнения людей о произведении.