» » » » Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада


Авторские права

Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство ACT, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада
Рейтинг:
Название:
Подъем и падение Запада
Издательство:
ACT
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-049218-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Подъем и падение Запада"

Описание и краткое содержание "Подъем и падение Запада" читать бесплатно онлайн.



Пять столетий Запад владел земными просторами — недрами, промышленным производством, торговлей, военным контролем. Но в конце XX века контроль западных стран над мировым развитием ослаб, и на наших глазах сузилась сфера западного доминирования. Привычное преобладание Запада начало уступать место новым центрам мирового развития.

Мы являемся свидетелями коренного поворота центра мирового развития и могущества из Северной Атлантики в Восточную Евразию — немыслимого еще несколько лет назад и неотвратимого сегодня.

Профессор А.И. Уткин является директором Центра международных исследований ИСКРАН (Москва), работал в исследовательских и университетских центрах Запада и Востока, в Нью-Йорке, Париже, Стамбуле, Шанхае, он автор 46 монографий, многие из которых переведены на иностранные языки.






ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ ЗАПАД БЛОКИРУЕТ ИНДИЮ

США-Индия

Но еще большие шаги навстречу американцы сделали на индийском направлении. Америка довольно долгое время весьма враждебно смотрела на Индию — особенно откровенно с 1974 г., со времени первого индийского ядерного испытания. Вашингтон долго держался стороны Пакистана, опасаясь при этом гонки со стороны Китая.

Здесь перемены произошли быстро и весьма значительно. Еще десять лет назад Вашингтон, казалось, интересовался лишь Кашмиром как камнем преткновения между Пакистаном и Индией и опасностью ядерного противостояния в Южной Азии. И только в двадцать первом веке произошло «нечто»: старинный союзник — Пакистан, несмотря на совместные битвы с Талибаном, стал уступать место новорожденному союзнику — Индии. В Индии же ослабевал прежний антиамериканизм: в 2002 г. к США позитивно относились 54 процента индусов, а в 2005 г. — 71 процент[764]. (Это было заметно в Вашингтоне на фоне растущего европейского критицизма.)

Довольно неожиданно для внешнего мира летом 2005 г. премьер–министр Индии Манмохан Сингх провозгласил, что Индия и США «вступают на дорогу далекоидущего стратегического партнерства[765]. Как часть этого нового поворота американской глобальной стратегии президент Буш признал Индию легитимной ядерной державой (то есть ставя ее на один уровень с собой, Россией, Британией, Францией и Китаем), выполняя тридцатилетнее желание Нью — Дели.

В марте 2006 г. президент Джордж Буш (всего второй визит американского президента в Индию за 25 лет) имел очень долгие беседы с индийским премьером Манмоханом Сингхом, многое говоря о «стабильной индийской демократии». Американские стратеги увидели новый мир, весьма далекий от североатлантического основания. Соглашения Буша — Сингха фактически изменили стратегическую ситуацию в Азии и в мире в целом.

Правительство Буша поступило вопреки мнению своих специалистов в ядерной сфере и выступило против ограничений Индии в ядерном развитии. На ядерном вопросе начали строить США и Индия свое новое сотрудничество. Вашингтон даже не попросил от Индии обозначить границы своих ядерных притязаний, и правила Международного агентства по ядерной энергии не стали обязательными для Дели — кроме как в узко военной сфере. Мир изумился резкости поворота Соединенных Штатов, словно внезапно увидевших важнейшую державу Юга Азии.

Отметим основные шаги.

1. В ноябре 2006 г. министерство торговли США послало в Индию немыслимую по численности делегацию. Экономический диалог между двумя странами довольно неожиданно развернулся во все большем и растущем объеме — новое явление в мировом раскладе сил.

2. В 2006 г. США и Индия заключили двустороннее соглашение по поводу сотрудничества в использовании ядерной энергии в гражданской сфере, что было крайне приемлемо для Индии, которую президент Клинтон так резко осудил в 1998 г. Отныне Нью — Дели развивает свое ядерное вооружение без опаски внешнего осуждения и вне инспекции Международного агентства атомной энергии.

3. Администрация Буша–младшего превознесла Индию как «величайшую демократию мира», наличие ядерного оружия у которой не может быть угрозой человечеству.

4. Согласно программе Национальной стратегии безопасности 2006 г., «Индия ныне готовится взять на свои плечи глобальные обязательства сотрудничать с Соединенными Штатами таким способом, который удовлетворил бы эту большую державу»[766].

5. Во время переговоров «Север — Юг» в рамках ВТО американская сторона всячески стала стремиться к включению в «южную» сторону Индии (а затем и Китая), рассчитывая на то, что эти чемпионы развития окажут модерирующее воздействие на тех, кто придерживается более радикальной позиции в отношении индустриального Севера.

6. Индия поддержала президента Буша по вопросу ракетной обороны, Международного уголовного суда, в вопросе глобального потепления, по поводу войны в Афганистане; она согласилась участвовать в совместных с США миротворческих операциях, несанкционированных ООН.

Как полагает Эштон Картер, «Вашингтон отступил на ядер–ном фронте, чтобы получить гораздо большее на других фронтах; он надеется получить поддержку и сотрудничество Индии — стратегически расположенной демократической страны с растущим экономическим потенциалом, — чтобы получить помощь в случае угрозы растущего Ирана, турбулентного Пакистана, непредсказуемого Китая в непредсказуемом будущем»[767].

Администрация Буша сделала еще большее, чтобы способствовать китайско–индийскому возвышению. Поддерживаемая Вашингтоном Индия, присутствующая в правящем совете МАГАТЭ, начинает как бы отвечать за Иран как в этом органе, так и в Совете Безопасности ООН.

Представители администрации Джорджа Буша защищали сближение Вашингтона с Дели стратегическими аргументами, как «критически важное в деле предотвращения индийского экономического роста от превращения в угрозу устоявшимся нефтяным связям»[768]. «Индия может дать Америке, — пишет Аштон Картер, — многое в военной и экономической сферах. Вашингтон ожидает интенсификации военных контактов, кооперации с Индией в гуманитарных интервенциях, миссиях по поддержанию мира, реконструкциях после конфликтов, в операциях, не имеющих даже мандата OOH»[769].

Но основное значение сближения с Индией лежит, безусловно, в стратегической сфере. Пентагон не исключает совместного планирования. США могут попросить о создании американских баз на индийской территории, создания плацдармов, скажем, для действий на Ближнем Востоке.

Америка надеется положиться на Индию в случае, если понадобится каким–то образом изолировать «иранскую угрозу». На этот счет у американцев уже есть вдохновляющий их опыт. На заседаниях совета управляющих МАГАТЭ все последние годы Индия присоединялась к Соединенным Штатам, когда обсуждались осуждающие Иран резолюции. Вашингтон готов к негативным для себя переменам в Пакистане — и здесь роль Индии первостепенна.

За закрытыми дверями американцы готовы рассуждать о вероятии помощи Индии в случае решительного американо–китайского разлада. Военные производители хотели бы захватить большой индийский рынок вооружений, рынок ядерных реакторов (обеспечивающих производство 3 процентов индийского электричества сегодня и 10 процентов в весьма близком будущем).

Вашингтон поставил перед собой цель — довести свою долю в индийском военном импорте до 20–25 процентов к 2015 г., для чего ведется активная политическая работа. Каждые шесть месяцев Индию посещают американские руководители в ранге министра, каждые два года (решено) будет посещать президент США. Еженедельно — чиновники в ранге замминистра. Более всего американцев манят предстоящие закупки 126 истребителей. США реализуют масштабную стажировку индийских чиновников, активно привлекают в США родственников лиц, принимающих решения.

Корпорация «Локхид Мартин» основное внимание уделяет маркетингу военно–транспортных самолетов «С-Геркулес». Перспективны: морские патрульные самолеты «Р-Орион» и Р-8А, «С-Геркулес».

США хотели бы «перекупить» индийское научное сообщество, отвратив его от связей с Россией и ЕС — в пользу Америки. Уже ведутся переговоры о покупке Индией американских истребителей Ф-16, Ф-18, П-ЗС.

Пресса США сравнивает происходящее с открытием президентом Ричардом Никсоном Китая в 1971 г. Влиятельный американский журнал пишет: «Помощь подъему Индии — в долгосрочных интересах Америки»[770].

Ослабло значение Совбеза ООН и «Группы восьми». А параллельно феноменально возросла значимость Китая и Индии. Обе эти страны в текущие годы впервые стали активно расширять зоны своего влияния. У Китая в эту зону входят КНДР, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма. А в 2006 г. в Пекин были приглашены президенты и премьеры сорока (!) африканских стран для определения новой роли КНР в Африке.

Эта тенденция стала очевидной сразу же после развала Советского Союза и образования определенного вакуума в мировой геополитике. Вашингтон ощутил эти опасные для себя тенденции довольно рано и предпринял несколько существенных шагов.

Но подлинный холод отчуждения Соединенные Штаты испытали, увидев реакцию мирового сообщества на отказ подписать Соглашение по биологическому оружию и особенно когда вооруженные силы США обрушились на Ирак. Самодовольное отрицание администрацией Джорджа Буша–младшего всякой формы многосторонности в международных акциях создало подлинно негативную в отношении США обстановку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже отмечалось, три прежних периода мировой гегемонии Нового времени длились примерно по три четверти века: 1) Голландские Соединенные Провинции — в середине семнадцатого века; Британия в девятнадцатом веке — от победы над Наполеоном до Бурской войны; Соединенные Штаты начиная с середины XX в. (1945–2008). По большому историческому счету Соединенные Штаты не могут рассчитывать на феноменальную историческую исключительность. Ее лидерская миссии ограничена: 1) природой человеческих и межгосударственных отношений[771]; 2) разительным демографическим ослаблением Запада; 3) отсутствием глобально ориентированной элиты (американские таланты предпочитают делать карьеру не во внешнем мире, а в 50 американских штатах; 4) еще один конфликт ранга Ирака заставит Вашингтон вводить непопулярную воинскую повинность; 5) мир все менее согласен предоставлять менее чем 5 процентам населения Земли, живущих в США, сорок процентов мировых ископаемых богатств.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Подъем и падение Запада"

Книги похожие на "Подъем и падение Запада" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Уткин

Анатолий Уткин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада"

Отзывы читателей о книге "Подъем и падение Запада", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.