Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подъем и падение Запада"
Описание и краткое содержание "Подъем и падение Запада" читать бесплатно онлайн.
Пять столетий Запад владел земными просторами — недрами, промышленным производством, торговлей, военным контролем. Но в конце XX века контроль западных стран над мировым развитием ослаб, и на наших глазах сузилась сфера западного доминирования. Привычное преобладание Запада начало уступать место новым центрам мирового развития.
Мы являемся свидетелями коренного поворота центра мирового развития и могущества из Северной Атлантики в Восточную Евразию — немыслимого еще несколько лет назад и неотвратимого сегодня.
Профессор А.И. Уткин является директором Центра международных исследований ИСКРАН (Москва), работал в исследовательских и университетских центрах Запада и Востока, в Нью-Йорке, Париже, Стамбуле, Шанхае, он автор 46 монографий, многие из которых переведены на иностранные языки.
ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ ЗАПАД БЛОКИРУЕТ ИНДИЮ
США-Индия
Но еще большие шаги навстречу американцы сделали на индийском направлении. Америка довольно долгое время весьма враждебно смотрела на Индию — особенно откровенно с 1974 г., со времени первого индийского ядерного испытания. Вашингтон долго держался стороны Пакистана, опасаясь при этом гонки со стороны Китая.
Здесь перемены произошли быстро и весьма значительно. Еще десять лет назад Вашингтон, казалось, интересовался лишь Кашмиром как камнем преткновения между Пакистаном и Индией и опасностью ядерного противостояния в Южной Азии. И только в двадцать первом веке произошло «нечто»: старинный союзник — Пакистан, несмотря на совместные битвы с Талибаном, стал уступать место новорожденному союзнику — Индии. В Индии же ослабевал прежний антиамериканизм: в 2002 г. к США позитивно относились 54 процента индусов, а в 2005 г. — 71 процент[764]. (Это было заметно в Вашингтоне на фоне растущего европейского критицизма.)
Довольно неожиданно для внешнего мира летом 2005 г. премьер–министр Индии Манмохан Сингх провозгласил, что Индия и США «вступают на дорогу далекоидущего стратегического партнерства[765]. Как часть этого нового поворота американской глобальной стратегии президент Буш признал Индию легитимной ядерной державой (то есть ставя ее на один уровень с собой, Россией, Британией, Францией и Китаем), выполняя тридцатилетнее желание Нью — Дели.
В марте 2006 г. президент Джордж Буш (всего второй визит американского президента в Индию за 25 лет) имел очень долгие беседы с индийским премьером Манмоханом Сингхом, многое говоря о «стабильной индийской демократии». Американские стратеги увидели новый мир, весьма далекий от североатлантического основания. Соглашения Буша — Сингха фактически изменили стратегическую ситуацию в Азии и в мире в целом.
Правительство Буша поступило вопреки мнению своих специалистов в ядерной сфере и выступило против ограничений Индии в ядерном развитии. На ядерном вопросе начали строить США и Индия свое новое сотрудничество. Вашингтон даже не попросил от Индии обозначить границы своих ядерных притязаний, и правила Международного агентства по ядерной энергии не стали обязательными для Дели — кроме как в узко военной сфере. Мир изумился резкости поворота Соединенных Штатов, словно внезапно увидевших важнейшую державу Юга Азии.
Отметим основные шаги.
1. В ноябре 2006 г. министерство торговли США послало в Индию немыслимую по численности делегацию. Экономический диалог между двумя странами довольно неожиданно развернулся во все большем и растущем объеме — новое явление в мировом раскладе сил.
2. В 2006 г. США и Индия заключили двустороннее соглашение по поводу сотрудничества в использовании ядерной энергии в гражданской сфере, что было крайне приемлемо для Индии, которую президент Клинтон так резко осудил в 1998 г. Отныне Нью — Дели развивает свое ядерное вооружение без опаски внешнего осуждения и вне инспекции Международного агентства атомной энергии.
3. Администрация Буша–младшего превознесла Индию как «величайшую демократию мира», наличие ядерного оружия у которой не может быть угрозой человечеству.
4. Согласно программе Национальной стратегии безопасности 2006 г., «Индия ныне готовится взять на свои плечи глобальные обязательства сотрудничать с Соединенными Штатами таким способом, который удовлетворил бы эту большую державу»[766].
5. Во время переговоров «Север — Юг» в рамках ВТО американская сторона всячески стала стремиться к включению в «южную» сторону Индии (а затем и Китая), рассчитывая на то, что эти чемпионы развития окажут модерирующее воздействие на тех, кто придерживается более радикальной позиции в отношении индустриального Севера.
6. Индия поддержала президента Буша по вопросу ракетной обороны, Международного уголовного суда, в вопросе глобального потепления, по поводу войны в Афганистане; она согласилась участвовать в совместных с США миротворческих операциях, несанкционированных ООН.
Как полагает Эштон Картер, «Вашингтон отступил на ядер–ном фронте, чтобы получить гораздо большее на других фронтах; он надеется получить поддержку и сотрудничество Индии — стратегически расположенной демократической страны с растущим экономическим потенциалом, — чтобы получить помощь в случае угрозы растущего Ирана, турбулентного Пакистана, непредсказуемого Китая в непредсказуемом будущем»[767].
Администрация Буша сделала еще большее, чтобы способствовать китайско–индийскому возвышению. Поддерживаемая Вашингтоном Индия, присутствующая в правящем совете МАГАТЭ, начинает как бы отвечать за Иран как в этом органе, так и в Совете Безопасности ООН.
Представители администрации Джорджа Буша защищали сближение Вашингтона с Дели стратегическими аргументами, как «критически важное в деле предотвращения индийского экономического роста от превращения в угрозу устоявшимся нефтяным связям»[768]. «Индия может дать Америке, — пишет Аштон Картер, — многое в военной и экономической сферах. Вашингтон ожидает интенсификации военных контактов, кооперации с Индией в гуманитарных интервенциях, миссиях по поддержанию мира, реконструкциях после конфликтов, в операциях, не имеющих даже мандата OOH»[769].
Но основное значение сближения с Индией лежит, безусловно, в стратегической сфере. Пентагон не исключает совместного планирования. США могут попросить о создании американских баз на индийской территории, создания плацдармов, скажем, для действий на Ближнем Востоке.
Америка надеется положиться на Индию в случае, если понадобится каким–то образом изолировать «иранскую угрозу». На этот счет у американцев уже есть вдохновляющий их опыт. На заседаниях совета управляющих МАГАТЭ все последние годы Индия присоединялась к Соединенным Штатам, когда обсуждались осуждающие Иран резолюции. Вашингтон готов к негативным для себя переменам в Пакистане — и здесь роль Индии первостепенна.
За закрытыми дверями американцы готовы рассуждать о вероятии помощи Индии в случае решительного американо–китайского разлада. Военные производители хотели бы захватить большой индийский рынок вооружений, рынок ядерных реакторов (обеспечивающих производство 3 процентов индийского электричества сегодня и 10 процентов в весьма близком будущем).
Вашингтон поставил перед собой цель — довести свою долю в индийском военном импорте до 20–25 процентов к 2015 г., для чего ведется активная политическая работа. Каждые шесть месяцев Индию посещают американские руководители в ранге министра, каждые два года (решено) будет посещать президент США. Еженедельно — чиновники в ранге замминистра. Более всего американцев манят предстоящие закупки 126 истребителей. США реализуют масштабную стажировку индийских чиновников, активно привлекают в США родственников лиц, принимающих решения.
Корпорация «Локхид Мартин» основное внимание уделяет маркетингу военно–транспортных самолетов «С-Геркулес». Перспективны: морские патрульные самолеты «Р-Орион» и Р-8А, «С-Геркулес».
США хотели бы «перекупить» индийское научное сообщество, отвратив его от связей с Россией и ЕС — в пользу Америки. Уже ведутся переговоры о покупке Индией американских истребителей Ф-16, Ф-18, П-ЗС.
Пресса США сравнивает происходящее с открытием президентом Ричардом Никсоном Китая в 1971 г. Влиятельный американский журнал пишет: «Помощь подъему Индии — в долгосрочных интересах Америки»[770].
Ослабло значение Совбеза ООН и «Группы восьми». А параллельно феноменально возросла значимость Китая и Индии. Обе эти страны в текущие годы впервые стали активно расширять зоны своего влияния. У Китая в эту зону входят КНДР, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма. А в 2006 г. в Пекин были приглашены президенты и премьеры сорока (!) африканских стран для определения новой роли КНР в Африке.
Эта тенденция стала очевидной сразу же после развала Советского Союза и образования определенного вакуума в мировой геополитике. Вашингтон ощутил эти опасные для себя тенденции довольно рано и предпринял несколько существенных шагов.
Но подлинный холод отчуждения Соединенные Штаты испытали, увидев реакцию мирового сообщества на отказ подписать Соглашение по биологическому оружию и особенно когда вооруженные силы США обрушились на Ирак. Самодовольное отрицание администрацией Джорджа Буша–младшего всякой формы многосторонности в международных акциях создало подлинно негативную в отношении США обстановку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже отмечалось, три прежних периода мировой гегемонии Нового времени длились примерно по три четверти века: 1) Голландские Соединенные Провинции — в середине семнадцатого века; Британия в девятнадцатом веке — от победы над Наполеоном до Бурской войны; Соединенные Штаты начиная с середины XX в. (1945–2008). По большому историческому счету Соединенные Штаты не могут рассчитывать на феноменальную историческую исключительность. Ее лидерская миссии ограничена: 1) природой человеческих и межгосударственных отношений[771]; 2) разительным демографическим ослаблением Запада; 3) отсутствием глобально ориентированной элиты (американские таланты предпочитают делать карьеру не во внешнем мире, а в 50 американских штатах; 4) еще один конфликт ранга Ирака заставит Вашингтон вводить непопулярную воинскую повинность; 5) мир все менее согласен предоставлять менее чем 5 процентам населения Земли, живущих в США, сорок процентов мировых ископаемых богатств.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подъем и падение Запада"
Книги похожие на "Подъем и падение Запада" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада"
Отзывы читателей о книге "Подъем и падение Запада", комментарии и мнения людей о произведении.