» » » » Иван Филоненко - Земные наши заботы


Авторские права

Иван Филоненко - Земные наши заботы

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Филоненко - Земные наши заботы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство Издательство «Советский писатель», год 1983. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Филоненко - Земные наши заботы
Рейтинг:
Название:
Земные наши заботы
Издательство:
Издательство «Советский писатель»
Год:
1983
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Земные наши заботы"

Описание и краткое содержание "Земные наши заботы" читать бесплатно онлайн.



В книге Ивана Филоненко собраны его лучшие очерки последних лет, печатавшиеся в журналах «Октябрь», «Москва», «Наш современник», «Сельская новь» и в других изданиях. Герои очерков — наши современники, труженики Нечерноземья, люди, посвятившие свою жизнь преобразованию коренных земель России. Читатель найдет здесь размышления о перспективах дальнейшего развития колхозной деревни, о роли науки в решении Продовольственной программы партии, о морально-этических факторах, влияющих на жизнь сегодняшнего села.






Вспомним: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Твардовского вспомним: «Если стерто и уничтожено все то, что отмечало и означало мое пребывание на земле, что как–то выражало меня, то я становлюсь вдруг свободен от чего–то и ненужен».

Да, тяжко сознавать себя свободным от чего–то и ненужным. И сознавать это не одному человеку, а миллионам. Что будет с теми чувствами, на которых, по выражению Пушкина, основано «самостоянье человека и все величие его»? Тяжко решиться «выкопать» себя, при этом неминуемо поранив корни, и потом «пересадить» на новое место. Как известно, даже деревья не всегда переносят эту болезненную операцию — болеют и усыхают.

Так давайте же подумаем. Может, найдем иные пути решения этой сложнейшей проблемы?

Для начала обратимся к исследованиям. Переселение, если оно выполняется по заданной идее, не всегда согласуется с желаниями сельских жителей, — таков вывод ученых, проводивших исследования. Люди старших возрастов, имеющие свои дома, зачастую недавно отстроенные или капитально отремонтированные, вовсе не горят желанием куда–то переезжать и там заново устраиваться. По данным проведенного социологами опроса, даже в активном трудоспособном возрасте (20–50 лет) почти четверть жителей не хотели бы покидать свое подворье. Еще 40 % населения в этом возрасте тоже согласны остаться в родной деревне, но при условии, что будет проложена дорога и налажена повседневная транспортная связь с городом.

Напрашивается вывод: преобразование сельского расселения не должно сужаться до вопроса о переселении сельских жителей из мелких деревень. Решать эту задачу нужно на более широкой основе, комплексно, опираясь на серьезный социально–экономический анализ.

Есть, к счастью, пример и такого подхода. Я имею в виду опыт Волновахского района, широко известный как «волновахский эксперимент». О нем писали в газетах и журналах. О нем говорили и спорили специалисты. Сейчас уже можно утверждать, что опыт этот вполне себя оправдал и можно подвести некоторые итоги.

До начала 60‑х годов (а эксперимент начался в 1966 году) миграция из сел Волновахского района Донецкой области была очень высокая — в деревнях каждая вторая хата стояла заколоченная. Что делать, чтобы остановить отток?

Надо укрупнять поселки, из малых всех жителей переселить в большие, говорили проектировщики.

Хорошо, сказали им в ответ, давайте посчитаем. И взяли для примера одно хозяйство — колхоз «Россия». Оказалось, что только на сселение жителей восьми существующих деревень в одну центральную усадьбу потребуется 26 миллионов рублей. Даже экономически сильное хозяйство выделить такую сумму, да еще в короткий период, не может. Растягивать же переселение, а значит, и улучшение условий ЖИЗНИ на десятилетия, нельзя: именно из–за этих условий и покидают люди свои села.

Однако дело не только в прямых затратах. Переселять — значит снести не только жилье, к тому же не всегда ветхое, чаще — новое, добротное, но и свинарники или коровники, птичники или кошары, на которых жители этих деревень работают, тоже надо ликвидировать. А потом, когда деревни будут переселены, где–то тут же придется строить полевые станы и дороги к ним прокладывать.

Нет, сносить и строить — дело дорогое и ничего не прибавляющее к имеющемуся уже жилищному фонду. Получится, что все новое строительство — на возмещение ликвидируемого жилья.

Построить в каждом населенном пункте (а их в районе 80) хорошую больницу, школу, магазины? Но это тоже немыслимо. И сил не хватит, и загружены они не будут — значит, и цели не будут достигнуты, и затраты не оправданы.

А не лучше ли вложить эти средства и материалы в развитие производственной базы, в культурно–бытовое строительство и в дороги? Так, пожалуй, быстрее можно» приблизить сельский уровень жизни к городскому, а село — к городу.

«К каждому населенному пункту — своя дорога с твердым покрытием! К каждой ферме! К школе! К магазину!» — такую задачу поставили перед собой волновахцы.

По этому пути и пошли. Начали строить дороги с твердым покрытием, которыми связали все центральные усадьбы колхозов и совхозов, — их в районе 39. Дороги нужны хозяйствам, нужны они и людям, потому что, как утверждают социологи, люди уезжают из сел не по дорогам, а по бездорожью.

Всего в районе, как уже говорилось, 80 населенных пунктов. И пока никакого сселения с начала эксперимента, то есть с 1966 года, не проводилось и не проводится, да и нужда в этом отпала. Здесь в ходе эксперимента все села, даже если в них 100 дворов, были названы перспективными. А надо заметить, что в некоторых областях Украины, в том числе и в соседних, в число «неперспективных», подлежащих переселению, зачислялись иногда села, в которых проживало от 500 до 1000 человек. Села, которые не имели лишь одного вида благоустройства — дороги.

Одновременно со строительством дорог к каждому из 39 центров, выделенных в качестве первой очереди, волновахцы начали строить на центральных усадьбах и жизненно важные объекты: административное здание, школу, детсад и ясли, медпункт или больницу, торговый центр с пунктом общественного питания, комбинат бытового обслуживания и культурно–просветительный центр — это клуб или дворец культуры с библиотекой и музеем. Постепенно обустраивали и усадьбы бригад.

Сейчас все 39 центров полностью застроены, проложено около тысячи километров дорог, почти все покрыты асфальтом. Дороги связали все населенные пункты с центрами — теперь в любую погоду человек может на машине или автобусе проехать на центральную усадьбу и в город. Дороги пролегли ко всем производственным участкам, ко всем фермам и бригадам — в любую погоду можно подвезти все необходимое, без потерь в пути вывезти урожай и продукцию ферм.

Жилой фонд за эти годы обновлен в селах почти полностью, без малого на 100 %. При этом застройка жилых домов ведется в основном за счет средств индивидуальных застройщиков (это в районе, где еще недавно половина домов стояла заколоченной). Хозяйства помогают только материалами. Из общественных фондов строятся дома лишь для переселенцев из других областей (ежегодно в хозяйства района прибывает более пятисот семей!) и для специалистов, направляемых на работу.

По итогам хозяйственной деятельности район, ранее самый отсталый в области, теперь один из лучших. Это дало право первому секретарю райкома партии Василию Степановичу Тетерюку, которому в 1977 году было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда, написать книгу «Здравствуй, будущее», выпущенную Политиздатом в 1976 году. Книга заслуживает того, чтобы ее прочитал каждый, кого волнует будущее села.

А теперь еще раз посчитаем затраты, теперь уже фактические.

Вывод центральных усадеб колхозов и совхозов на автомагистрали обошелся в пять с половиной миллионов рублей. Но здесь надо подчеркнуть, что строили дороги в основном методом народной стройки: каждое хозяйство выделяло людей и необходимую технику. Строили из местных материалов. Сначала строили «сверху вниз», то есть от районного центра или существующей автомагистрали — к хозяйству, но потом поняли: лучше начинать «снизу», от самого дальнего колхоза, совхоза. Иначе руководители хозяйства, к которому пришла дорога, теряют интерес к ней и помогать в дальнейшей прокладке не хотят. Это тоже опыт, кому–нибудь может пригодиться…

Конечно, пять с половиной миллионов рублей — деньги тоже немалые. Поэтому нужно посмотреть на затраты и с точки зрения их эффективности. Окупились они всего за полтора сельскохозяйственных года.

Как подсчитали? Дело в том, что именно в ту пору, когда думали, сокращать количество сел или строить дороги, специалисты района подсчитали ежегодные потери из–за бездорожья: тут и буксировка машин, и износ техники, потери и порча продукции. Все, что поддается учету и подсчету. Получилась значительная сумма — более трех миллионов рублей в год. Теперь этих потерь нет. Вот вам и экономический эффект.

Но главный эффект, конечно, социальный. Можно, оказывается, не рушить дома, не рвать корни. Во всяком случае не рушить там, где можно их сберечь, проложив дороги — эти важнейшие артерии нашей жизни и деятельности. Это и волновахцы на юге доказали, и починковцы на Смоленщине. Условия у них разные, а итог тот же: при дороге и малая деревня способна жить и развиваться. А дорога нужна не только деревне, но и полю. Нужна — даже если бы деревни тут не было.

ПО МЕЩЕРЕ

Нет, не стремление к идиллическому уединению побуждало наших предков селиться малыми деревнями. Их понуждали к этому природные и экономические условия, диктовавшие и величину поселений, и их людность. Сколько вокруг земли, пригодной под пашню и выпас, столько и семей могло обосноваться в одном месте. А вокруг — значит, в радиусе пешеходной доступности, чтобы можно в поле сходить и домой к вечеру вернуться, навоз вывезти, скот на выпас отогнать и на дойку ко времени успеть. Это только с баловством — по ягоды да по грибы — можно и в дальние дали податься, а с работой вдалеке от дома не управиться, нива постоянного присмотра требует и ухода, приложения рук всех членов семьи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Земные наши заботы"

Книги похожие на "Земные наши заботы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Филоненко

Иван Филоненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Филоненко - Земные наши заботы"

Отзывы читателей о книге "Земные наши заботы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.