Иван Филоненко - Земные наши заботы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Земные наши заботы"
Описание и краткое содержание "Земные наши заботы" читать бесплатно онлайн.
В книге Ивана Филоненко собраны его лучшие очерки последних лет, печатавшиеся в журналах «Октябрь», «Москва», «Наш современник», «Сельская новь» и в других изданиях. Герои очерков — наши современники, труженики Нечерноземья, люди, посвятившие свою жизнь преобразованию коренных земель России. Читатель найдет здесь размышления о перспективах дальнейшего развития колхозной деревни, о роли науки в решении Продовольственной программы партии, о морально-этических факторах, влияющих на жизнь сегодняшнего села.
И хотя комендант назвал его куркулем — а ясеневских он всех так называл, потому что считал их мужичками, только и думающими о наживе, — Михаил иной выгоды ни от сада, ни от огорода не получал. Никогда ничего не продавал. Ну, а если на столе в доме не переводились свежие овощи и фрукты, так это опять же приятно — сам вырастил. Хотя в колхозе все это продавалось за копейки и можно было запастись без канители.
Была у него и такая еще забота, схожая с мечтой, — пропустить по всему карнизу замысловатые узоры, наличники изукрасить, калитку резную изготовить. На зиму он эту затею намечал. Уже и инструменты нужные припас и рисунки подобрал. Заодно хранил и рисунки декоративных дорожек, скамеечек и прочих чудачеств, которыми он собирался украсить когда–нибудь свой двор и сад. А уж от всего этого и вовсе никакой выгоды. Однако что вспоминать, душу тревожить. Видно по всему, в коробку придется ехать…
— Нет, — воспротивилась жена, выслушав Михаила. — Если уж жить без двора, без сада и огорода, то лучше в город подаваться. И ты не будешь день и ночь работать, и я в четыре перестану вставать.
Она высказала его мысли. Однако, произнесенные вслух, они вызвали в нем досаду, потому что подводили все ближе к какому–то решению, к необходимости менять привычный уклад, покидать то, что создавалось годами, менять место и образ жизни, чего ему не хотелось.
— Может, обойдется? — проговорил он, сам уже не веря в это.
Да и как было верить, если уже многие дворы опустели и теперь разваливались. Деревенские ребятишки устраивали в них всякие забавы. От этих шалостей, должно быть, брошенные дома часто горели. Их никто не тушил, никто не бежал к ним с ведрами, а пожарные машины стояли в сторонке лишь для того, чтобы пламя не перекинулось на соседние, жилые еще дворы.
И Михаилу было странно и жутко смотреть на эту картину: на огонь, пожирающий жилье, на людей, глазеющих кто с любопытством, а кто и вовсе безразлично — да хоть все сгори синим пламенем! Словно и дела им нет ни до своей, ни до чужой беды. И это с детства знакомые ему односельчане, которые вчера были и добрыми, и отзывчивыми, убирали с дороги и камень, и брошенную палку, чтобы кто не споткнулся в темноте…
Начал замечать Михаил и другое: нет у односельчан и прежнего веселья в работе, нет той жадности к жизни, с какой преодолевали они и злую засуху, приносившую недороды, и проливные дожди, грозившие погубить урожай. Словно ватными люди стали: что–то вроде делают, а дело ни с места. Через пень–колоду все пошло, лишь бы день до вечера. По рукам бы за такую работу, однако бригадир тоже смотрит осоловело, будто обоспался.
И не было уже ни о чем другом разговоров и мыслей, как только о переселении. Поначалу, правда, это были энергичные восклицания:
— Эка, чего захотели! Да лучше нашей Ясеневки поискать еще надо! Так что крест на карте, должно, по недомыслию кто поставил. Вот снимут этого деятеля, другого назначат, он–то и отменит…
Но крест, видно, отменять не собирались, потому что строптивых продолжали «вразумлять» штрафами: сказано же было, не увеличивайте стоимость строений, а вы, мол, что же? Эдак, мол, жилой фонд не амортизируется и через полсотни лет.
Зачем и кому нужна была эта «амортизация» собственных дворов, ясеневцы не знали, но рассуждали так: «К тому времени, когда ломать Ясеневку придут, не обветшают дома, вот, значит, и разрушать трудновато. Ветхий–то двор пихнул — он и рассыпался, а с добротным еще повозишься».
Правда, поначалу, когда еще слышались энергичные восклицания, подобные «разъяснения» на ясеневцев не действовали — платил человек десятку штрафа и продолжал новить свое жилье. Однако постепенно стали надоедать им и эти штрафы, а еще больше — скандалы, без которых ни одно подобное «разъяснение» не обходилось. За год какой–то переругались не только со всем местным начальством, но и друг с другом. Потому что, обороняясь от штрафа, выяснять зачем–то начали: «А почему с Митрюшкина не взыскиваете?», «Почему мимо Матюхина прошествовали?» Заходили, конечно, к Митрюшкину и Матюхину, которые тоже задавали вопросы.
Так что теперь, если бы крест кто и отменил, проживать в Ясеневке решился бы не каждый (да и на центральной усадьбе не каждого хлебом–солью встретили бы). Рассказывают, так и случилось в соседнем районе. Тоже года два штрафовали, а потом «докумекал» кто–то, что зря, село крупное, колхоз там новую ферму строит, и надо бы его оставить. А «докумекав», взял да и зачеркнул в слове «неперспективное» всего лишь две буквы «не» — долго ли — и без всяких усилий получил таким образом противоположное тому, что было. Получил село с будущим.
Однако… Словно подменил кто жителей: ни работы, ни доброго взгляда, одни дрязги да суды: и товарищеские, и народные. Казалось, даже коровы на ферме осатанели: отощали, ни молока, ни мяса, ревут на всю округу…
Окончательно осознав свое положение, ясеневцы перестали играть свадьбы, которых здесь всегда было много. Ходили по Ясеневке женихи, ходили и невесты, однако ходили без прежней уверенности и сочетаться не решались: сначала, мол, на жительство определись, отвечали девчата вовсе даже без улыбки.
Подобным же образом размышляли и семейные, когда заходила речь о прибавлении семейства. Даже жена Михаила, мечтавшая о дочке, заявила вдруг со слезами: «Не надо». Этот отчаянный выкрик и принудил его к окончательному решению:
— Съезжу–ка я, жена, в райцентр. Слышал, там дома с участками продаются. Может, и приторгуюсь.
И уехал. Долго ли по автостраде. Двадцать — тридцать минут — и там.
С этого момента, когда Михаил, выйдя на автостраду, сел в рейсовый автобус, он навсегда отделился от деревни, от Ясеневки. Все мысли его теперь были о Лисянске, том самом райцентре, куда он ехал. Думал о том, что Лисянск, даже если вдруг и не будет центром района, никогда не обзовется неперспективным…
* * *Вот и загрузил Михаил Матвеев последние машины. Потолкал в них все, что могло пригодиться на новом месте: доски, сорванные с пола и потолка, выломанные оконные рамы, дверные косяки, снятые со стен отопительные батареи. «Кажется все. Прощай, родимый дом, и прости».
Михаилу было стыдно, что так беспощадно, варварски обошелся он с новым домом своим, осквернив отчий кров, самого себя.
— Яблони–то зачем ломать? — ругнулся он на шофера, загнавшего машину в сад. Однако легче от этого сердитого выкрика ему не стало.
Проворчав еще что–то, Матвеев распрямился, взглянул на Ясеневку. «Может, приеду, а тут пашня», — подумал он. И вдруг онемел.
За развалинами соседского двора увидел кущу берез, обелиск и солдата, склонившего обнаженную голову. Издали как живой стоял, припав коленом к земле. К земле родной Михаилу Ясеневки. К земле, в которой лежат отдавшие за нее жизнь, на которой жил Михаил. Жил, да вот покинул. А солдат оставался. Он, скорбящий по погибшим товарищам, пока еще не замечал развалин, окружавших его, не замечал запустения и того, что он покинут, оставлен теми, кто поставил его.
И теперь он будет стоять среди берез на пустынном бугре над рекой. Будет напоминать не только о тяжкой године, но и о том, что здесь была деревня Ясеневка, стоявшая, как утверждали старики, со дня сотворения земли…
* * *Из протокола общего колхозного собрания: «В результате сселения Ясеневки в квартиры городского типа на центральную усадьбу переехало 23 (двадцать три) семьи, из них половина (половина — 12) семей нетрудоспособных пенсионеров. Все другие жители Ясеневки выехали за пределы хозяйства, из них 120 (сто двадцать) трудоспособных членов колхоза.
При ликвидации строений в Ясеневке высвободилось 150 (сто пятьдесят) га земли. Из них распахано 15 (пятнадцать) га. Вся остальная площадь в севооборот не может быть включена из–за крутизны приречного склона и оставшихся отдельно стоящих дворов.
Постановили:
Незамедлительно решить вопрос с кадрами для ясеневской фермы.
Так как колхоз свободных квартир не имеет, обратиться в райисполком о переселении оставшихся 20 (двадцати) дворов, в которых проживают одиночки женского пола (бабушки).
В ближайшее время приступить к сселению деревни Соколихи».
* * *Постойте, не трогайте пока Соколиху! Неужели мало дров наломали в Ясеневке? Хватит! Должны же научить нас ошибки. Мы не строения, не фермы, не гаражи реконструируем, а села. Мы людей переселяем. И переселяем не из квартиры в квартиру, а совсем в другие поселки. Значит, оставить надо все самое дорогое для человека — землю, где корни твои. Лишиться той малой родины, которой суждено теперь жить только в памяти да в паспорте. Что и говорить, утрата огромная.
Вспомним: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Твардовского вспомним: «Если стерто и уничтожено все то, что отмечало и означало мое пребывание на земле, что как–то выражало меня, то я становлюсь вдруг свободен от чего–то и ненужен».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Земные наши заботы"
Книги похожие на "Земные наши заботы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Филоненко - Земные наши заботы"
Отзывы читателей о книге "Земные наши заботы", комментарии и мнения людей о произведении.