Александр Гомельский - Вечный экзамен

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вечный экзамен"
Описание и краткое содержание "Вечный экзамен" читать бесплатно онлайн.
С именем А. Я. Гомельского связано немало побед советского баскетбола на международной спортивной арене. Автор книги, заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук, многие годы руководит сборной командой СССР и многократным чемпионом СССР — командой ЦСКА. В своей книге автор делится воспоминаниями о лучших баскетболистах наших клубных команд и сборной команды СССР, рассказывает о встречах за рубежом, осмысливает баскетбол глазами тренера и зрителя. Книга адресована спортсменам, тренерам и широкому кругу любителей спорта.
Команда «Кникерс Бокерс» отлично «стреляла» по кольцу. Я подсчитал, что из семнадцати бросков со средних дистанций в первые двенадцать минут девять достигли цели. Особенно хорошо бросали Карл Браун, Вилли Намс, и все же было ясно, что победит «Селтикс». После первых двенадцати минут игроки получили двухминутный отдых. Тренеры, как обычно, использовали его для очередных указаний, в то время как врачи и массажисты колдовали вокруг игроков.
Запомнился мне и матч, проходивший в 1965 году между командами «Бостон Селтикс» и «Цинциннати». Команды боролись за первое место в подгруппе. Это был матч из пяти игр, три из которых вновь выиграла команда Рассела. А в «Цинциннати» играли, между прочим, Лукас и Робертсон. Матч получился захватывающим. До этого счет игр был 2:2. Интересно, что в каждой из пяти игр результат переваливал за 100 очков. Первую выиграла команда «Цинциннати» — 107: 103. Затем «Селтикс» берет реванш— 132:125. Третья Игра — вновь победа молодой команды Лукаса и Робертсона — 113:107, в четвертой побеждает «Селтикс» — 120:112. Нам удалось увидеть пятую, решающую, игру. Можно сказать, что это была игра Билла Рассела. Играл он фантастически. Коузи уже не было в команде, его успешно заменил Кесси Джонс, чемпион Олимпиады в Мельбурне. Именно Джонсу было поручено главным образом опекать Робертсона. Хотя бостонцы поочередно прессинговали великого Оскара по всей площадке, весь матч удержать его так и не удалось. Казалось, что Робертсон не умеет промахиваться. Мяч за мячом отправлял он в корзину бостонцев. Отлично играли Лукас, Эмбри. Они тоже должны были сдерживать Рассела. И хотя принято считать, что Рассел больше защитник, чем нападающий, он опроверг это мнение. Стоило «Цинциннати» уйти чуть вперед, как Рассел брал игру на себя и своими знаменитыми крюками левой восстанавливал равновесие.
Это был матч равных соперников. Игроки «Цинциннати», не щадя себя, рвались к победе, они были близки к ней. За ними была первая двенадцатиминутка, вторая оказалась ничейной, а в последней сказалось и физическое и тактическое превосходство бостонцев. Они играли более коллективно, да и Рассел хорошо знал свое дело. Он действительно великий игрок. Ни разу я не видел, чтобы он бросил по кольцу, когда это было невыгодно команде. Вот в чем, видимо, отличие большого мастера: он знает, когда нужно атаковать.
В тот год «Селтикс» в десятый раз стал чемпионом Национальной баскетбольной ассоциации. А лучшим игроком года был признан Оскар Робертсон, он же и стал обладателем приза Оскара.
Индивидуальное мастерство или коллективные действия!
Скажу сразу: важно и то и другое. В большом баскетболе это, можно сказать, две стороны одной медали. Наблюдая за встречами сильнейших любительских и профессиональных команд Америки, я, естественно, часто думал: «А как же с ними играть? Что можно почерпнуть в их тактике, индивидуальном мастерстве?» Хотелось увидеть и слабости баскетбольных звезд.
Если с любительскими командами мы можем встречаться на равных, то профессиональные команды, на мой взгляд, пока еще сильнее. Особенно ощутимо превосходство профессионалов в атлетической подготовке, которая позволяет им активно и жестко прессинговать в защите с первой до последней минуты встречи. Вырваться из–под жесткой опеки физически мощных американских защитников очень трудно. Активная оборона, нацеленная на то, чтобы не дать сопернику получить мяч, помешать ведению, передаче, не говоря уже о бросках по кольцу, — все это норма для защиты сегодняшнего американского баскетбола. Именно такой обороны не хватает нашим игрокам и командам. Хорошая физическая подготовка, сила, прыгучесть, цепкость, целеустремленность в борьбе под кольцом, умение бороться за место еще до того, как мяч отскочил от щита, совершать точные и быстрые первые передачи — все это позволяет американцам создавать хорошие ситуации для начала контратаки.
Игроки–профессионалы имеют высокую индивидуальную техническую оснащенность. У них безукоризненна техника паса, ведения, перемещения, стойки, отблокиро- вания, защитных приемов. Всему этому должны научиться и наши игроки.
Видимо, перепрыгнуть Рассела, Чемберлена, Джаб- бара нам пока не под силу. Перебросать Веста, Робертсона, Гудрича, Бейлора–тоже нелегко. Так что же делать? Их можно победить скоростью, выносливостью, силой. Но одних этих качеств все же недостаточно. В индивидуальном мастерстве американцы явно злоупотребляют индивидуальной игрой в ущерб командной. Значит, наш девиз — коллективные тактические действия, терпение, выдержка, игра наверняка плюс стойкая коллективная и индивидуальная защита с прессингом по всему полю, не щадя себя, где один за всех и все за одного. А в целом, если смотреть с перспективой на будущее, нам нужны свои игроки–звезды, которые делают баскетбол ярче, богаче, эмоциональнее.
Никто не ограничивает возраста профессионалов. Они играют, пока могут играть и пока нет игроков, которые играют лучше их. Чемберлен закончил выступать в тридцать шесть лет. Рассел — в тридцать девять, Кесси Джонс — в тридцать семь. Естественно, немалая роль отводится и рекламе, которая сопутствует звезде баскетбола повсюду. Публика раскупает самые дорогие билеты, чтобы увидеть игру Рассела, Чемберлена или иной суперзвезды.
В 1965 году я спросил Рассела, как долго он рассчитывает еще играть в баскетбол? Рассел ответил: «В ближайшие десять лет этот вопрос стоять не будет». Он ошибся всего на один год. Статистика результативности американских профессионалов ведется ежедневно и суммируется за все годы. А большая результативность объясняется еще и тем, что играют «профи» четыре тайма по двенадцать минут с двухминутным перерывом после I и III тайма и десятиминутным перерывом после первых двух. Кстати, начиная с 1978 года и наши мастера баскетбола перешли на игру в четыре тайма по двенадцать минут.
Интересно, что детальный подсчет всех технических показателей ведется не только для профессиональных команд, но и для школьных и студенческих. Сами тренеры делают этот подсчет обязательным. Тренера интересует, сколько раз игрок бросил по кольцу, количество попаданий и перехватов, подборов у щита, ошибок, голевых передач. Американцы вообще очень любят цифровые показатели во всех сферах деятельности. И это очень заметно в баскетболе, особенно в деятельности тренеров.
Если сравнить цифровые показатели матчей американских профессионалов, скажем, 60‑х годов, с аналогичными показателями 70‑х, можно прийти к выводу, что в 60‑е годы нападению отдавалось предпочтение перед защитой. Сегодня американские профессионалы стали защищаться более стабильно, более коллективно, поэтому заметно сократилась результативность игр. Если раньше победители набирали в среднем по 120–130 очков, то в настоящее время победа с результатом более 100 очков — большая редкость.
Цирковой аттракцион «Гарлем Глобтроттерс»
Кроме спортивных профессиональных команд в Америке есть и чисто коммерческий цирковой баскетбол, который, пожалуй, более популярен не столько в самих Соединенных Штатах, сколько за их пределами. Я имею в виду цирковую баскетбольную труппу «Гарлем Глобтроттерс». В команду включаются обычно широко известные в прошлом баскетбольные звезды из профессиональных команд. Иногда в ту или иную поездку «Глобтроттерс» берет и действующих суперзвезд, дабы поднять себе рекламу. Так, в 1959 году с «Глобтроттерсом» в Советский
Союз поехал Уилт Чемберлен. Неоднократно выступали за «Глобтроттерс» такие великие игроки, как Джонс, Рассел, Робертсон, Милтон и другие.
Эта баскетбольная труппа начала свою деятельность полвека назад, в 1927 году. Организатором ее был предприимчивый бизнесмен Эйп Суперштейн, кстати, сам никогда не игравший в баскетбол. Вначале «Глобтроттерс» не имел большой популярности. Труппе не предоставляли больших залов, и она вынуждена была выступать где придется: в сухих бассейнах, на арене, предназначенной для корриды, наконец просто на улицах, где можно было установить баскетбольные щиты. Вскоре труппа приобрела известность. Увлекая публику, игроки «Глобтрот- терса» не скупились на трюки, изобретали все новые приемы передач, бросков, ведения. Вначале не отбрасывалась и соревновательная сторона матча. Команды при всех трюкачествах играли на выигрыш. Однако чем спортивнее становились матчи профессиональных команд Национальной баскетбольной лиги, тем более трюкаческим становился баскетбол в «Глобтроттерсе». Да это и естественно. У игроков были свои цели, они делали деньги на эстрадном, цирковом баскетболе.
Мне трижды довелось видеть выступления «Глобтрот- терса». Первый раз это было в Москве в 1959 году во Дворце спорта Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Тогда соперниками «Глобтроттерса» были низкорослые баскетболисты из Сан — Франциско. Команда явно не сильная, но и задача у нее была не оказывать сопротивление, а способствовать представлению. Маленькие игроки ростом 165–170 сантиметров рядом с гигантом Чемберленом казались совсем лилипутами. Они кружились вокруг Чемберлена и других высокорослых негров из Гарлема, прыгали, пытаясь все вместе отобрать мяч.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вечный экзамен"
Книги похожие на "Вечный экзамен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Гомельский - Вечный экзамен"
Отзывы читателей о книге "Вечный экзамен", комментарии и мнения людей о произведении.