Николай Мордвинов - Дневники

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневники"
Описание и краткое содержание "Дневники" читать бесплатно онлайн.
В книгу включены дневники известного артиста Николая Дмитриевича Мордвинова и воспоминания о нем.
Мы не говорили с ним о роли, о спектакле. Когда спектакль репетировался, я с ним не репетировал совсем. Я видел, он слушает и примеряется к законам, установленным спектаклем… И вот он на сцене в новом качестве. Существует по законам взаимосвязи.
— Вы видите Н.Д., он видит вас, и вы взаимодействуете друг с другом.
Блок говорил о Шекспире, о реализме и романтизме: «Истинный реализм — реализм большого стиля — составляет самую сердцевину романтизма», «Романтизм — новый способ жить, с удесятеренной силой».
Это не ходули, не «изображение», а существование.
Я предлагаю всем вам, всему театру взять стихи, отрывки из Шекспира и Лермонтова, каждый должен дополнительно встретиться с этими авторами.
Удесятеренная сила требует соответствующей техники, техники особой прочности, чтобы она выдержала столкновение, погружение в мир страстей.
У людей есть большая потребность в высоких переживаниях. На каждый спектакль люди стали приходить с надеждой, что тут происходит искусство. Их надо не обмануть.
Марецкая интересно смотрела спектакль. Обычно она мне говорит, что будет судить не по моим рассказам, а посмотрев. Смотрит обычно с карандашом и бумагой, чтобы мне рассказать потом подробно.
На спектакле она забыла бумагу и карандаш и себя. Была страшно взволнована и много плакала.
Спектакль выводит людей из «сидячего равнодушия».
Мне рассказывали о двух молодых людях — современных и скептических. Они сказали после спектакля, что «стали по-другому думать о жизни».
12/1
«МАСКАРАД»
Сегодня будет очень много народу.
Спектакль в общем прошел хорошо.
У меня мне понравился первый акт. Легко, разговорно, непринужденно. (Все считают, что у меня лучший — финал, 3-й акт.)
На спектакле: Е. Сурков, Раевский[581], Чушкин[582] и, оказывается, В. Лысенко[583] («Когда улетают аисты»).
Е. Сурков нашел, что «Маскарад» едва ли не лучший спектакль Завадского. «Центр — ты. Великолепно вскрыт текст, второй, третий планы. Молодость и глубина. Особенно силен финал. Вдохновенно. И там потолок был высок, поднял его еще выше. Так волнует, что нет сил оторваться. Преступно замалчивается выдающаяся работа, как замолчали «Отелло». Подробно расскажу при встрече.
Спектакль построен от Хачатуряна; по форме более отдаленный от нас, он стал по содержанию современнее».
Ночью звонил В. Лысенко:
— Буду говорить без реверансов, серьезно…
Если отстраниться от вас, если вас не будет, спектакля не будет. Вы не играете, вы — живете, как живете в Кристиане. Это перевоплощение полное.
Все около вас живут в другом жанре. Если у вас огромный накал трагедии, то все живут в мелодраме. До обобщения, до трагедии доводите вы один. Прием с дирижером мне очень понравился, но, мне кажется, его мало. Завадский решил сделать смелое, но дошел до половины, где-то на середине остановился. Это о сценическом стиле. «Убийц на площадях казнят» — так сильно; очень нужно чуть больше паузу, чтобы до конца понять, чтобы мысль оформилась. Финальная сцена великолепна, мощна.
Тринадцатого пришла страшная весть из Сухуми — скончался наш директор М. С. Никонов.
Очень жаль славного человека, хорошего директора.
Сегодня его хоронили.
Театральный народ любил его, это очевидно и по количеству собравшихся, и по тону речей (не фарисействовали), и по поведению.
Ясно, что ушел один из самых талантливых директоров, с большой практикой, любовью к театру, с талантом вести его.
Театр потерял очень много.
Сперантова[584], Дорн[585] и еще кто-то говорили, что М. С. очень меня «любил и ценил, выделял из всех — относился исключительно хорошо».
Тем горше!
21/1
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПРОСПЕКТ»
[…] Грязный стал спектакль: декорации изношены, обслуживание, свет — плохие. Артисты развлекаются — держат Сошальская да Баранцев, играют, как положено, только со мной…
Не будут приняты меры, конец наступит раньше срока.
А в общем, слушают и внимательно слушают и жаль, что мы не на высоте. В третьем акте даже слезы, и много слез.
25/1
Смотрел в вахтанговском театре[586] спектакль их школы — «Добрый человек из Сезуана» Брехта.
Спектакль в плане театра. Режиссер решил спектакль свободно, легко и изобретательно. Хороший спектакль.
Артисты… молоды, и в этом их обаяние — наивность, увлеченность. О мастерстве, конечно, говорить рано, в равной мере, как трудно предугадать, у кого впереди большая дорога.
Спектакль принят горячо. Пресса расценила спектакль, как явление. Не преждевременно? Не с пережимом?
Мне лично не очень по душе такое эстрадно-показо-представление. Боюсь, что молодым артистам такое не на пользу. А впрочем, Р. Симонов и его артисты ратуют за представление. Ну, каждому свое.
1/II
«МАСКАРАД»
Разговору хоть отбавляй. История с официальными отзывами повторяется во всех своих подробностях.
Прошло 2 месяца со дня премьеры, а ни в одной газете — ни слова…
Вот так, наверно, убивают желание делать… Что это, равнодушие?
[…] Спектакль хороший для меня, творческий. Нашел кое-что хорошее. А что… забыл. Мизансцены варьируются от спектакля к спектаклю.
Звонила утром Раневская. Говорила с ней О. К.
— Великолепно. Я плакала. Я за кулисы не пошла, потому что не всем хотелось говорить приятное, а пришлось бы. Я плохо чувствую себя в театре, я два года не работаю…
Н.Д. достиг вершины. В нем такая отдача души, мысли, сердца, такой горячности, страстности… такая щедрая отдача. Умно, тонко, страстно. Я сидела и дрожала и плакала. Он необычайно молод, изящен, красив. Огромный художник. Я видела «Маскарад» в разное время, раза четыре. Люблю, когда он говорит. Раньше у него иногда появлялась декламационность, сейчас ничего нет — выплыл человек.
Одна его душа, как на ладони, была у меня весь вечер.
Он меня так разволновал… я ходила, гуляла у дома… У Завадского есть порох в пороховнице. В спектакле много нового […]
Еще раз звонила Раневская:
— Вы понятия не имеете, как взволновали меня. Я давно не хожу в театр, не бывала и в нашем. Что-то не могу, неинтересно, да и обстоятельства жизни отстраняют меня и от театра и от жизни вообще.
И что вы со мной сделали вчера. Вы обнажили мою душу. Я думала, я уже не способна ни видеть, ни чувствовать, ни увлечься чем-либо. Я горю от всех бед, что на меня свалились. Я мертва для других впечатлений. […]
Я ведь видела вас несколько раз. И каждый раз мне казалось, что вы сделали все. Иногда мне что-то мешало, но это были мелкие придирки. В общем, каждый раз мне казалось, что это — потолок.
Когда Сальвини спросили, какую из двух ролей он любит больше, он ответил — «Вот эту». Почему эту? «Да потому, что я ту сыграл 100 раз, а эту 500».
Что меня волнует в вас, как в художнике и человеке? Непрестанная работа. Вы довели роль до совершенства […]
4/II
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПРОСПЕКТ»
Что заботит очень — спектакль и роль теряют еле заметную приподнятость, без которой в спектакле появляется быт, от которого становится скучно, серо.
Меня пригласил Лондон на Шекспировские торжества (400 лет).
12/II
Уфа пригласила играть Арбенина с ними.
С Арбениным мне выезжать трудно. Не позволяет здоровье. «Ленфильм» прислал мне сценарий (2 серии) «Иду на грозу»[587], на предмет: я — Голицын.
— Мне не нужен Голицын, Служебная роль и схема.
— Нам хочется, чтобы вы ее заполнили.
— Я предпочитаю хорошие роли.
19/II
Поехали отдыхать в Рузу. Получилось так, что в репертуаре я не занят, а устал дико.
Репетиции «Берега»[588] будут пока без меня, а если точка зрения режиссеров не изменится, то и потом без меня.
1/III
«МАСКАРАД»
Наконец, вчера в «Известиях» — рецензия[589]. Пишет Андроников.
Рецензия хорошая, и оценивает работу театра высоко. Хвалит и меня. Мне мало того, что он сказал. Отметка отличная, но анализа — чего я жду от него — нет. Это досадно. Кто-кто, а он-то, лермонтовед, и знает и чувствует, и его разбор был бы очень кстати.
На днях прочел книгу об актрисе Андреевой[590].
Везде одно и то же!
Помню, как Хмелев вытирал слезы по кулаку, когда узнал, что ему не дают Гамлета, предпочтя его Ливанову…
2/III
Вчера был хороший творческий спектакль. Видимо, отдохнул я хорошо, и роль задавалась с первой картины и развивалась до конца без сбоев. Было много хороших, живых кусков, новых и неожиданных.
Зато выложился я — как говорят спортсмены — весь. Сегодня лишь к вечеру прихожу в себя.
14/III
«МАСКАРАД»
Метод.
Сначала почувствовать произведение (для меня еще и пытаться точнее записать это впечатление).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневники"
Книги похожие на "Дневники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Мордвинов - Дневники"
Отзывы читателей о книге "Дневники", комментарии и мнения людей о произведении.