Иван Галицкий - Дорогу открывали саперы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дорогу открывали саперы"
Описание и краткое содержание "Дорогу открывали саперы" читать бесплатно онлайн.
Автор воспоминаний, Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск И. П. Галицкий, участвовал в битве под Москвой, в обороне Севастополя. Был заместителем командующего войсками и начальником инженерных войск Западного, позднее 1-го Украинского Фронта успешно осуществившего крупнейшие наступательные операции Великой Отечественной войны. В книге раскрывается многогранная деятельность воинов-саперов, их героические ратные дела, рассказывает о встречах с видными советскими военачальниками Г. К. Жуковым, И. С. Коневым, В. Д. Соколовским, И. Е. Петровым.
— Пожалуй, эта колейная дорога — то, что нам надо. Давайте указания инженерным войскам строить такие дороги, — приказал он.
Так был удачно решен вопрос строительства дорог с деревянным покрытием. И опять выручила нас смекалка саперов — людей инициативных, творческих. О творческой жилке саперов я буду говорить еще не раз, ибо она, на мой взгляд, очень характерна для воинов инженерных, дорожных и железнодорожных войск.
Решая вопрос о строительстве дорог, мы в штабе одновременно подумали о том, как помочь водителям лучше ориентироваться на них. Ведь прифронтовая полоса была основательно разрушена и опустошена. И найти какое-то место, обозначенное на карте, было нелегко. На карте населенные [117] пункты обозначены, а в действительности их нет, нет и населения, остались одни печные трубы, да и те зачастую разобраны для печек в землянках. Где ты находишься, куда едешь — неизвестно. Люди, транспорт часто блуждали по полям и лесам. А это во фронтовых условиях небезопасно.
После всестороннего обсуждения мы решили во всех населенных пунктах, независимо, цел он или сожжен, выставлять щитки с названием села или деревни. На основных маршрутах расставить опознавательные знаки, присвоенные данной дороге, например, треугольник, квадрат, круг, пучок веток или травы, причем ставить их от начала пути и до конца дороги, то есть до переднего края обороны. На всех ответвлениях от основного маршрута ставить указатель ближайшего населенного пункта, пусть уже несуществующего. Кроме того, в частях и соединениях были широко применены свои опознавательные знаки, прикрепляемые к борту машины. Это позволяло шоферам и личному составу отыскать свою часть, не обращаясь с расспросами к населению. Штабы частей и соединений были оповещены о системе знаков. Дорожные и бортовые знаки высоко ценились в войсках.
Наступило 23 ноября 1942 года. Рано утром я сел за составление программы сборов начальников инженерных войск армий и командиров инженерных соединений фронта. Надо было продумать, что и в каком виде показать им и какие вопросы инженерного обеспечения решить. И вдруг в кабинет пулей влетел полковник Павел Васильевич Афанасьев.
— Иван Павлович, победа! — воскликнул он. — Наши войска под Сталинградом сомкнули кольцо окружения вокруг армии фельдмаршала Паулюса!
— Ну да? Ура-а-а-а!.. Мы ломим, гнутся фрицы! — закричал я в восторге.
На радостях мы обнялись. Сердце наполнилось чувством глубокой гордости за нашу славную Коммунистическую партию, могучую Красную Армию и советский народ. Вот оно, начало праздника на нашей улице!
Когда волнение улеглось, мы с Афанасьевым сели за стол. Я проинформировал его о сборах, которые были назначены на 15 декабря 1942 года, передал ему свой набросок плана и попросил детально подработать его с Ястребовым и Кукушкиным, а затем подготовить распоряжения командирам инженерных частей, которые будут проводить [118] показные занятия по элементам инженерного обеспечения наступления.
— Через два дня жду вас с этим планом, — сказал я в заключение Афанасьеву.
В установленный срок план был готов. Я доложил о предстоящих сборах начальнику штаба фронта В. Д. Соколовскому и командующему И. С. Коневу. Они одобрили план их проведения, выразили желание поприсутствовать на них, посмотреть на все своими глазами. На этих сборах мы намечали по опыту проведенных операций отработать вопросы инженерного обеспечения наступления, проделывание проходов в минных полях, действия ПОЗов (подвижных отрядов заграждения), скоростное строительство мостов и переправ, показать боевую технику 33-й инженерной бригады специального назначения.
Подписав план, я приказал разослать его в войска. Подготовка к сборам продолжалась. К этому времени саперы закончили перестановку около миллиона мин. Работу эту выполняли почти 70 инженерно-саперных батальонов.
Теперь все это позади и можно больше уделять внимания подготовке к наступлению. Штаб инженерных войск готовился к нему серьезно. И проведение показных учений на эту тему — мероприятие ответственное. Мы должны научить личный состав искусству инженерного обеспечения наступательных операций. А это нелегко. Командиры штаба почти ежедневно бывали в частях, которые готовили показные учения. Полковник Ястребов там находился постоянно. Возникающие в ходе подготовки вопросы разрешались на месте, оперативно.
15 декабря на сборы приехали все начальники инженерных войск армий, командиры инженерно-саперных бригад. Занятия начались с показа действий группы разграждения по проделыванию проходов в минных полях врага. Занятия проводил подполковник В. В. Пантелеев. Несколько бойцов, вооруженных щупами, быстро отыскивали мины и обезвреживали их. Кое-кто высказал мнение, что при проделывании проходов мины лучше не извлекать, а подрывать, например артогнем, но после обязательно проверить проход на минирование и подчистить.
Большое впечатление произвело на присутствующих действие подвижного отряда заграждения в составе батальона под командованием полковника Г. Т. Соколова. Все воины ПОЗа были одеты в белые халаты, вооружены автоматами и саперными ножами. У каждого лыжи, а на волокушах по пять штук мин. По команде Соколова они [119] быстро развернулись поротно и выдвинулись на указанный рубеж. В течение 30 минут на фронте 3 км саперы установили минное поле, чем немало удивили участников сбора.
Показ поточно-скоростного строительства низководного моста на рамных опорах из готовых конструктивных элементов проводил 62-й понтонный батальон во главе с подполковником В. З. Воробьевым, его заместителем капитаном И. М. Жижелем и начальником штаба батальона капитаном А. С. Галицким. Работа шла поточным методом. Группы работали четко и организованно. Во всем чувствовалась опытная рука командира и его заместителей. Воробьев отлично знал понтонное дело, почти с первых дней войны воевал на Западном фронте. И 20-метровый низководный мост батальон построил за 3 часа.
Незаурядные способности продемонстрировал капитан Жижель, призванный из запаса инженер-строитель. Он работал спокойно, без суеты, но исключительно уверенно. Эта его уверенность передавалась подчиненным.
Забегая вперед, скажу, что в 1943 году он был откомандирован в Совнарком Белоруссии. Вскоре после войны его назначили наркомом промышленного строительства. На этом посту он проработал много лет.
Начальник штаба батальона капитан А. С. Галицкий умело координировал, подготавливал и направлял работу подразделений в интересах успешного выполнения ими полученных инженерных боевых задач по наводке понтонных и поточно-скоростному строительству низководных мостов.
В целом батальон представлял хорошо организованную, дисциплинированную, боевую инженерную часть.
С большим интересом знакомились участники сбора со средствами заграждения 33-й бригады специального назначения. Были представлены малозаметные электропрепятствия с сетками П-5 и электростанция с напряжением 1000 В, управляемые осколочно-заградительные и противотанковые мины и фугасы. Все это было подготовлено под руководством командира бригады полковника П. Ф. Новикова.
Очень четко были показаны приемы разминирования оборонительных рубежей, оставленных противником, работа собак-миноискателей, которые оказывали огромную помощь нашим минерам.
В последний день сбора начальники инженерных войск армий были приняты командующим фронтом генерал-полковником И. С. Коневым, членами Военного совета. Я представил генералу Коневу каждого из присутствующих начинжей армий. Да он и сам уже знал многих. Состоялась [120] деловая, полезная беседа. Больше всего говорили о дальнейшем развитии обороны.
Вскоре начинжи армий были награждены орденами Красного Знамени. Получил и я орден Красного Знамени, это была моя первая награда, потому она запомнилась особенно.
Наступил новый, 1943 год. Встретили мы его радостно.
Еще бы! Из-под Сталинграда приходили хорошие вести — добивалась окруженная группировка врага. Мы верили, что в скором времени она будет разбита и пленена. Это же величайшая победа!
Для меня наступающий 1943 год памятен еще и тем, что в праздничную ночь из немецкого тыла на самолете, который поддерживал связь с партизанами, прилетел мой отец, 84-летний Павел Ефимович Галицкий, и наши соседи по поселку Бытошь Матвей Павлович и Евдокия Васильевна Марютины, родители летчика Героя Советского Союза Л. М. Марютина. Мать моя прилететь не могла, была больна. Она осталась в поселке с дочерью Марией и ее младшим сыном Анатолием. Я очень жалел об этом. Сели за праздничный стол.
Отец рассказал, что происходит на оккупированной территории. В районе действует партизанский отряд. В нем много людей из Бытоши. Командует отрядом директор стекольного завода Григорий Алексеев, начальник штаба Семен Малючков. В партизаны ушли мой родной брат Федор и двоюродный брат Петр. Отец в отряде был проводником. Он неплохой охотник, знает хорошо Брянские леса. Когда силы оставили его, стал работать в отряде оружейным мастером. Партизаны действуют активно, карают предателей. Недавно фашисты взяли в селе заложниками 20 советских людей, в том числе и моего дядю Семена Ефимовича Галицкого. Требовали выдать партизан, но они молчали. Гитлеровцы на озере у водокачки всех их расстреляли. На глазах родственников и жителей Бытоши расстреляли и мою двоюродную сестру Софью Семеновну Галицкую.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дорогу открывали саперы"
Книги похожие на "Дорогу открывали саперы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Галицкий - Дорогу открывали саперы"
Отзывы читателей о книге "Дорогу открывали саперы", комментарии и мнения людей о произведении.