Дмитрий Дудко - Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон."
Описание и краткое содержание "Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон." читать бесплатно онлайн.
Повержены в прах древние идолы, заросли густым подлеском старые капища, отошли в область предания древние боги. А ведь были времена, когда все славяне почитали как предков и дорогих родичей верховного владыку Рода и его супругу великую богиню Ладу, воеводу Перуна, волхва Велеса и страшную хозяйку леса, богиню смерти Бабу-Ягу.
Пантеон славянских божеств по своему составу и достославным деяниям нимало не уступал своим более знаменитым «коллегам» с греческого Олимпа, скандинавского Мирового Древа Иггдрасиль или тем, кого почитали индоиранские народы. Дружная семья высших существ и мелких боженят одушевляла своим присутствием простой и мудрый миропорядок, каким он виделся нашим предкам-язычникам. В этой книге древние боги славян вновь собраны воедино — с них, с прародителей, и началась когда-то наша родословная.
34
Примечательно, что болгарские русальцы носят на одежде знаки креста, но во все время Русалии не крестятся по-христиански и не молятся.
35
Солнечный бог-жрец — скорее Даждьбог, строгий и праведный, чем непутевый Ярила. Среди даров Колаксая — чаша, атрибут жреца.
36
Не означает ли это отчество «сын Одина»? Даждьбогу соответствует германский Бальдр, сын Одина, прекрас¬ный и праведный бог солнца. Перенимать элементы герман¬ской мифологии славяне могли не только в древнерусские времена, но и значительно раньше.
37
В «Михаиле Потыке» героиня как бы раздваивается на злую Марью-Авдотью и добрую Анастасию.
38
Видимо, это и было племя росов, давшее имя Руси. Здесь сосредоточены «росские» гидронимы: Нось, Россава, Раставица.
39
Румыны и молдаване все дни недели представляют женщинами — матерями.
40
Сосуды из Надь-Сент-Миклоша принадлежат не славя¬нам, а тюркам-протоболгарам, ославянившимся лишь в X в.
41
Индриком (Индрой) — зверем в русских духовных стихах именуется мамонт, что напоминает Аиравату слона Индры.
42
У славян-язычников мог существовать обряд вроде принятого у языческих германцев обливания младенцев.
43
Сейчас, когда одежде почти не придают сакрально-магического значения, ее все запахивают, «как у лешего».
44
Иногда говорят о русалках-мужчинах. Но чаще утопленников-мужчин представляют особыми существами сродни водяным (см. выше).
45
Сюда не входили грешники, отбывавшие наказание в пекле и с миром живых не общавшиеся.
46
Общеевропейское «вампир» — одна из форм славянского «упырь». Русское (литературное) «вурдалак» — искаженное южнославянское обозначение оборотня-волколака.
47
Планетниками могут быть и колдуны-двоедушники, и «заложные мертвецы».
48
Лада и Яга составляют мифологическую пару и потому вполне могли считаться сестрами. Неизвестно, однако, кто были их родители, и существовал ли вообще миф о таковых.
49
Нередко в 12 лихорадках, дочерях Ирода (в русских заговорах) видят дочерей Чернобога. Но представление об этих лихорадках и даже их имена заимствованы на Руси из Византии.
50
Этот миф логически не совместим с мифом о создании человека Белбогом. Мифологическое мышление, однако, мало считается с подобными противоречиями.
51
По этнографическим данным, Русальной называлась неделя перед Троицей или после нее. На календаре IV в. из Ромашек выделена неделя перед Купалой.
52
В словаре указаны, помимо имен богов, имена их христианских, фольклорных, обрядовых ликов. Не указаны «боженята» и некоторые вымышленные божества.
53
В «Житии» описано событие 1056 г.
54
Местром — библейский Мицраим. Еремия — Гермес (Тот). Феоста — Гефест (Пта).
55
Т. е. воздерживаться от супружеской измены.
56
Пидьблянин — житель пригородного с. Пидьба.
57
В Ермолинской летописи добавлены слова Перуна: «Тешьтесь, новгородские люди, а меня поминайте!»
58
О Трояне, его тропе, земле, веках см.: Б. А. Рыбаков. Русские летописцы и автор «Слово о полку Игореве». М., 1972.
59
Сурож — совр. Судак. Корсунь — Херсонес.
60
Олег Гориславич — Олег Святославич, князь Черни¬говский (1094–1115), виновник многих усобиц.
61
Древнерусские поучения сохранились в основном в по¬здних списках и датируются лишь предположительно.
62
Кутный бог — домовой. Ядрей, Обилуха, спорыньи, Спех — божества урожая. Попутник, лесной бог — леший.
63
Т. е. автор.
64
В других списках — «тридевять» (27).
65
Поучения, приписывавшиеся славянскими книжника¬ми отцам церкви, в действительности представляли собой вольные переводы с комментариями или же апокрифы.
66
В других списках «тридевять» (27).
67
Жмудь — Жемайтия (северо-западная Литва).
68
Аполин (Аполлон) — здесь: Хорс. Перегиня — Берегиня.
69
Купала празднуется примерно за месяц до начала жатвы.
70
Кереметь — святилище (морд., мар., удм.).
71
Здесь Владимир спутан со своим отцом Святославом.
72
На плетне.
73
Троицких праздников.
74
Лехиты — поляки.
75
Дубравка — жена князя Мешко, крестителя Польши.
76
Здесь Прокош смешал Ладо-Марса и Морану.
77
Кародун — Краков (у Птолемея).
78
Мечислав — Мешко I, князь Польши (960–992).
79
Чешские слова вписывались над строкой переписчиком толкового словаря латинских слов.
80
Прия — германская Фрейя.
81
Пик — лесной бог, превращенный в дятла (рим.).
82
Ферония — богиня освобождения рабов (рим.).
83
Надпись под изображением богини-оранты с растениями в руках.
84
Тассан — дракон.
85
Или: в седле. М. Вельский описывает статую Зелу как всадника на коне.
86
Битва с амазонками произошла 14 марта.
87
Бруно возражает против союза с язычниками-лютичами.
88
В остальных источниках город называется Ретра. В некоторых стихах: «по углам».
89
В некоторых стихах: «по углам».
90
Лютичи были союзниками императора в воине с поляками. Воинственная богиня, возможно, Морана.
91
Винделики — кельтское племя на верхнем Дунае. Здесь, вероятно, полабские славяне, соседи германцев-свевов.
92
Эти же сообщения повторяет Гельмольд (I, 2; I, 23).
93
Коншины (кутины) — храмы, служившие также местами собраний.
94
Очевидно, в каждой контине был один жрец.
95
Слово «контина» (kotina) происходит не от лат. сопtinere, а от слав. kot — «угол», «место».
96
Ратари и доленчане — главные племена союза лютичей.
97
Альденбург (Старград, совр. Ольденбург) — столица вагров.
98
Пространство между четырьмя колоннами, где стоял идол.
99
Свен I Вилобородый, король Дании (986—1014), завоеватель Норвегии и Англии.
100
Во время войны в городе укрылись окрестные жители.
101
Герулы и вандалы — восточногерманские племена, в которых Турий видел предков славян-бодричей.
102
Антюрий — легендарный предок бодрицких князей, якобы соратник Александра Македонского.
Буцефал (Бычьеголовый) — конь последнего. Так Турий объясняет происхождение бычьей головы и грифона в мекленбургском гербе.
103
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон."
Книги похожие на "Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Дудко - Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон."
Отзывы читателей о книге "Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон.", комментарии и мнения людей о произведении.