Паскаль Брюкнер - Парадокс любви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Парадокс любви"
Описание и краткое содержание "Парадокс любви" читать бесплатно онлайн.
«Парадокс любви» — новое эссе известного французского писателя Паскаля Брюкнера. Тема, которую затрагивает Брюкнер на этот раз, опираясь на опыт своего поколения, вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Что изменилось, что осталось неизменным в любовной психологии современного человека? Сексуальная революция, декларации «свободной любви»: как повлияли социокультурные сдвиги последней трети XX века на мир чувств, отношений и ценностей? Достижима ли свобода в любви?
Продолжая традицию французской эссеистики, автор в своих размышлениях и серьезен, и ироничен, он блещет эрудицией, совершая экскурсы в историю и историю литературы, и вместе с тем живо и эмоционально беседует с читателем.
26
Emmanuel Levinas. Totalité et Infini. Livre de Poche, 1990. P. 289.
27
Ср. у Фрейда: «Когда вы были бесспорно любимым ребенком вашей матери, вы сохраняете на всю жизнь это победительное чувство, уверенность в успехе, которая чаще всего и в самом деле приводит к успеху».
28
См.: Wilhem P. J. Gauger. Geschleschier, Liebe und Ehe in der Auflassung von Londoner Zeitsschriften um 1700. Thèse. Berlin, 1965.P. 300 sqq. (Цит. по: Niklas Luhmann. Amour comme passion. Aubier, 1990. P. 196–197.).
29
В связи с этой деликатной темой отметим, что значительная часть женщин и после «освобождения» все еще считает, что платить должны мужчины; в то же время немалое в процентном отношении число мужчин воспринимает приглашение со стороны дамы как унижение, считает позорным зарабатывать меньше, чем женщина. Позицию первых можно назвать непоследовательной, вторых — глупой. Мы хотим пользоваться всеми преимуществами старого режима и всеми привилегиями нового.
30
Цит. по: Рильке Райнер Мария. Проза, письма. Пер. Е. Суриц, Харьков: Фолио; Москва: ACT. 1999. С. 150. Примеч. пер.
31
Vie de merde (фр.) — дерьмовая жизнь. Примеч. пер.
32
Пер. М. Ваксмахера. Примеч. пер.
33
См.: Guy de Maupassant. Jadis. Gallimard: Pléiade. Tome 1. 1974. P. 181–185. Благодарю Люка Ферри, указавшего мне на эту новеллу. (Речь идет о новелле «В былые времена». Примеч. пер.).
34
См.: Jean-Louis Flandrin. Un temps pour embrasser. Aux origines de la morale sexuelle occidentale. Le Seuil, 1983. P. 83–85.
35
«Установление брака имело две цели: заставить мужчину довольствоваться единственной женщиной и дать нам детей. Главной, однако, является первая из них. Что касается рождения потомства, оно не обязательно сопутствует браку. Доказательство тому — супружества, лишенные возможности иметь детей. Вот почему первая причина брака — ограничение похоти, в особенности теперь, когда род человеческий наполнил всю землю». (Цит. по: Denis de Rougemont. Les Mythes de l’amour. Gallimard: Idées, 1978. P. 308–309.)
36
«Женщина — собственность, которую приобретают согласно договору; это движимое имущество, пользоваться которым обладатель имеет полное право; женщина, собственно говоря, всего лишь приложение к мужчине» (О. де Бальзак. Физиология брака. 1829).
37
«Я таил от вас почти все, опасаясь вызвать ваше неудовольствие или утратить часть вашего уважения из-за не подобающего мужу поступка», — открывается на смертном одре принц Клевский, сраженный признанием супруги, влюбленной в господина де Немура. (Госпожа де Лафайет. Принцесса Клевская. См.: Madame de la Fayette. La Princesse de Clèves. Livre de Poche classique, 1958. P. 212–213).
38
«Пора вернуть любви роль, которой она никогда не должна была лишаться: роль главного двигателя, основного условия супружеского союза. Только она обладает привилегией выявлять или создавать соответствие между личностями», — пишет, например, Шарль Альрик, молодой республиканский депутат, автор сочинения «Брак и любовь в XIX столетии» (цит. по: Jean-Claude Bologne. Op. cit. P. 356).
39
Op. cit. P. 354–355,358.
40
PACS (Pacte d’association civique et de solidarité), гражданское соглашение о совместной жизни, приобретает большее сходство с браком, поскольку с 2005 года предоставляет такие же фискальные преимущества, причем в более гибкой форме. Первоначально предназначавшееся для пар гомосексуалистов, теперь это соглашение заключается в большинстве случаев разнополыми парами. В 2008 году было подписано около 140 тысяч таких соглашений.
41
Напомним некоторые этапы этого процесса: в июле 1965 года реформа режима имущественных отношений между супругами освободила женщину от опеки мужа. Закон, принятый в июне 1970 года, лишает отца семейства единоличного авторитета: отныне он делит его с матерью. 11 июля 1975 года отменена уголовная ответственность за супружескую измену; законы от 4 июля 1975 года и от 2 января 1978 года легализуют сожительство, закон 1985 года признает равноправие супругов в управлении семейным имуществом (см.: André Rauch. L’identité masculine à l’ombre des femmes. Hachette Littérature, 2004. P. 202–206). В 1972 году законодательная власть уравнивает в правах законных и внебрачных детей, а в 2001-м гарантировано наследственное равноправие детей. В 2005 году согласно постановлению правительства слова «законный» и «внебрачный» изъяты из Гражданского кодекса. В Испании после утверждения в 2004 году, вопреки яростному сопротивлению Церкви, быстрой процедуры развода число разводов увеличилось только за один 2006 год на 74 % (большая часть разводов инициирована женщинами). Во Франции среди взрослого населения каждый третий живет без супруга; менее чем один ребенок из двух живет вместе с отцом. Наконец, имя отца каждого тридцатого ребенка неизвестно. Но тесты на установление отцовства отклоняются Государственным советом во избежание отказа от детей.
42
Об этом говорят, например, Роберт Музиль («Мы — последние могикане любви»), а также Дени де Ружмон, Ролан Барт, Октавио Пас, Аллан Блум («Быть сегодня романтиком все равно что пестовать свою невинность в борделе»), как и многие христианские и марксистские памфлетисты.
43
Denis de Rougemont. L’Amour et l’Occident. 10/18.1995. P. 318.
44
André Breton. L’Amour fou: Gallimard Folio. P. 136.
45
B 1956 году еще один сюрреалист, Бенжамен Пере, в знаменитой антологии даст следующее определение возвышенной любви: «вершина самой непреложной моногамии, высочайший взлет, предел <…>, некое средоточие, где сплав духа, плоти и сердца нерушим, как бриллиант». Здесь перед нами светский вариант самой пламенной христианской мистики — Рюйсбрука, Франциска Ассизского (см.: Anthologie de l’amour sublime. Albin Michel, 1956. P. 9).
46
«Действовать вопреки своему идеалу — основная черта личности Руссо, ибо у него все парадоксально и дает повод для противоположных толкований» (Agnès Walch. Histoire de l’adultère. Perrin, 2008. P. 245).
47
Согласно А. Форелю, гинекологу начала XX века, автору изданного в 1906 году исследования, в буржуазной семье средняя продолжительность коитуса равна времени варки яйца вкрутую, то есть 3–4 минутам. Как пишет Шарль-Луи Филипп, автор «Бюбю с Монпарнаса» (1901), половой акт между кокоткой и ее сутенером длился добрых четверть часа, позволяя им хорошенько развлечься, а затем крепко уснуть. (См.: Alain Corhin. Les Filles de Noce. Aubier, 1978. P. 289.).
48
Alain Corbin. Op. cit. P. 281–282. О праве женщины на оргазм, объясняет со своей стороны Теодор Зельдин, впервые говорится в трактатах о браке ближе к началу Первой мировой войны (см.: Edward Shorter. Naissance de la famille moderne. Points Seuil, 1977. P 303).
49
Зарождающаяся сексология (это слово появилось во Франции в 1910 году) обеспокоена необходимостью борьбы с женским онанизмом, вызванным фрустрацией и провоцирующим внебрачные приключения (см.: Agnès Walcb. Histoire de l’adultère. Perrin, 2008. P. 309).
50
Хорошенькая Жюли Империали, тренер президента Франции и его супруги, в 2009 году была уволена за то, что раскрыла в прессе секреты этих занятий.
51
Одно из исследований, «Предсказание развода молодоженов на основании первых трех минут супружеского конфликта», было опубликовано психологами штата Вашингтон в 1999 году в журнале Family Process (см.: Liberation от 2 июня 2009). Надежность этих тестов впоследствии была оспорена.
52
См.: Psychologie magasine, июль-август 2009. Здесь рекомендуется, в частности: есть в постели вишню, шоколад, делиться планами, отдавать предпочтение физическим контактам, формулировать ожидания…
53
Tennessee Williams. Le Printemps romain de Mrs. Stone. 10/18. P. 36, 50.
54
André Gorz. Lettre à D. Histoire d’un amour. Éditions Galilée, 2006.
55
9,4–6. Примеч. пер.
56
Jean Paulhan. Entretiens avec Robert Mallet. Gallimard: collection Arcades, 2002. P. 31.
57
До конца XIX века обманутые мужья, особенно в деревнях, подвергались публичным унижениям, их освистывали, возили на осле, обливали помоями, насильно запирали вместе с женой в доме, а деревенские жители двое суток колотили по нему ложками, стучали вилами: плохо следя за женами, мужья ставили под угрозу патриархальный порядок (см.: Edward Shorter. Op. cit. P. 270). Зато на проделки мужчин, не опасные для коллективного авторитета, закрывали глаза. Шарль Фурье написал очаровательную «Иерархию рогоношения», где, высмеивая буржуазный брак своего времени, составил перечень всех возможных и воображаемых типов обманутых мужей: рогоносец, подающий надежды; воинственный; зубоскал; смирившийся; наконец, рогоносец посмертный, чья вдова рожает через десять месяцев после его кончины.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Парадокс любви"
Книги похожие на "Парадокс любви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Паскаль Брюкнер - Парадокс любви"
Отзывы читателей о книге "Парадокс любви", комментарии и мнения людей о произведении.